Мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Учимся взаимодействовать с родителями»
материал

Гончарова Наталья Николаевна

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования
«Учимся взаимодействовать с родителями»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_uchimsya_vzaimodeystvovat.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования
«Учимся взаимодействовать с родителями»

Музыкальный руководитель: Гончарова Н.Н..

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

• Выявить проблему в организации совместной работы молодого педагога с родителями воспитанников.

• Определить стратегии взаимодействия родителей и педагогов.

• Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Стихотворение

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться с родителями».

Работа с семьей - это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.

На мгновение включим фантазию и представим себе         Утром мамы и

папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят детей домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные

стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ...

К сожалению, грустная картина, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, школы и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:

  1. Непонимание родителями важности режима детского сада и постоянное его нарушение
  2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.
  3. Стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.

Из чего же складывается успех общения?

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей. Не уместна категоричность, требовательный тон.
  2. Индивидуальный подход нужен не только в общении с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители — люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропаганды пользы не принесет.

Предлагаю вам небольшую разминку.

Вопросы в презентации.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка- дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  6. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, и т.д.)
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в

курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

• Желание пойти на контакт, наладить отношения.

• Помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера.

• Услышать партнера.

• Признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. (Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу).

Я раздаю вам:

• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.

• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует ребёнка, настраивает его против детского сада.

• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто

ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать? (Ответы участников)

Положите их обратно в корзину.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Игра «Общение с родителями»

На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

  1. вопрос

а) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

  1. вопрос

а) меня должны уважать.

б) я должна завоевать уважение.

  1. вопрос

а) я должна быть в центре внимания.

б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

  1. вопрос

а) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

б) я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Игра «Тренировка интонации»

Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».

- с оттенками иронии,

-безразличия,

- требовательности,

-доброжелательности.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?

Правила общения с родителями:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Взаимодействие родителей и детского сада возникает не сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий такта, взаимоуважения и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.

Игра «Волшебное озеро» звучит спокойная музыка

Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Волшебное озеро».

У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку). Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся).

Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.

Хочу закончить наш мастер-класс словами Антона Семёновича. Макаренко:

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Спасибо за внимание!

Источники:

https: //www. maam.ru/detskij sad/master-klas-dlj a-vospitatelei-uchimsj a- vzaimodeistvovat-s-roditeljami.html

https: //www. maam.ru/detskij sad/master-klas-dlj a-pedago gov-uchimsj a-obschatsj a- s-roditelj ami.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/28/master-klass-dlya-pedagogov- uchimsya-obshchatsya-s-roditelyami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра Мастер – класс «Ритмопластика и хореография» Дополнительное образование кружок «Маленькая страна»

Конспект открытого просмотра Мастер – класс «Ритмопластика и хореография» Дополнительное образование кружок ритмопластики и хореографии «Маленькая страна»...

Театрализация без границ (мастер - класс для педагогов дополнительного образования "Сказка "Заюшкина избушка" из ЛЕГО")

Опыт деятельности и новые формы предоставления услуг по дополнительному образованию в ДОУ...

Мастер-класс для воспитателей: "«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».

    Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное врем...

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...