РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
статья

Безребрая Екатерина Григорьевна

В статье рассматривается понятие социально-познавательной активности через кейс-технологию. Анализируется особенность применения данного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: В статье рассматривается понятие социально-познавательной активности через кейс-технологию. Анализируется особенность применения данного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: Активность, Познавательная активность, Социальная активность, Кейс-технология, Исследовательская деятельность.

      На сегодняшний день важно, чтобы человек не только потреблял знания, но и умел самостоятельно добывать их. Современное общество выдвигает нестандартные ситуации и требует от педагога широты интересов. Особый вид интереса – интерес к познаниям или познавательная активность. Ее область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.[3]

      Нет одинакового подхода к определению понятия «активность». В одних источниках «активность» отождествляется с деятельностью, в других – является результатом деятельности, в – третьих данное понятие рассматривается как более широкое понятие, чем деятельность.[4] В своей работе мы опираемся на определение познавательная активность, как качество учебной деятельности детей, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения. В стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение целей. Умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты. Но, к сожалению, в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Умение контактировать со сверстниками, взрослыми – это необходимые составляющие самореализации ребенка в различных видах деятельности. Для решения этого вопроса необходима активизация не только познавательной, но и социальной активности. Поэтому через познавательную активность мы формируем социальную активность, включая ребенка в социальную деятельность, помогая ему выбирать способы взаимодействия с окружающими, развивать самоконтроль и самооценку. Мы считаем, что такое личностное качество как социальная активность является необходимым ребенку для успешного выполнения социальной деятельности. Так как социальная активность может осуществляться не только как индивидуальная, но и как групповая и коллективная, то в своей практике для этого мы используем эффективную групповую технологию проблемных ситуаций с использованием кейсов.

      Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

- аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы); - социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение;

-  коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать, умственные, сенсорные и речевые способности). [1]

     Главное назначение кейс-технологии в дополнительном образовании состоит в том, чтобы у детей накапливался визуальный и эмоциональный опыт.

В процессе освоения кейс-технологии дети смогут:

- получать необходимую информацию в общении, научатся работать в команде;

- смогут соотносить свои устремления с интересами других, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопросы, участвовать в дискуссии;

      Для результативности в активизации социального познания в системе дополнительного образования у старших дошкольников мы активизируем:

- работу с пространством (расположение детей близко-далеко по отношению друг к другу, тактильный контакт, некорректное жестикулирование и т.д.).

- организацию ритуалов (рукопожатие, флажок у ведущего);

- коммуникативные игры («Наблюдательность», «Кто за кем?», «Просьба»). Это позволяет «почувствовать» взаимную заинтересованность, дистанцию при взаимодействии с партнером.  [2]    

        При организации работы мы хотели бы обратить внимание на важную роль взрослого. Наш опыт работы в центре показал, что ребенок выбирает значимого для себя взрослого неслучайно. Опыт взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с разными людьми дает ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребенок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании.

      Таким образом, кейс технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли, поддерживать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свои чувства и мысли. [6]

        Важно подчеркнуть, что дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения ребенка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Целесообразно организованная социальная среда нашего центра совместно с кейс технологией полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Список литературы:

1. Земскова А.С. «Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. - №8. – С. 12-16.

2.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.-125с.

3. Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Центр развивающего образования   В.   Кудрявцева.   М.:   МАКС Пресс, 2005.

4. Мухина В.С. «Детская психология». – М.:ОООАпрель Пресс, 2000-352с.

5. ПанинаТ.С., Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

6. Рожков М. Стратегии и модели воспитания // Воспитательная работа в школе. 2008. № 3.

7. Шимутина Е.Н. «Использование кейс-технологии в учебном процессе. – Обучение за рубежом, 2000, №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"

quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...

«Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

laquo;Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»....

НОД по речевому развитию во второй младшей группе с использованием кейс технологии

Формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения. Развивать у детей умение свободно общаться с педагогом исверстниками, активизировать и ...

опыт "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ"

В настоящее время умение взаимодействовать, общаться, сотрудничать с людьми является одной из главных составляющих жизни человека. Вступая во взаимодействие с окружающими, человек получает информацию,...

Справка о публикации методического материала «Использование кейс-технологии в профориентации дошкольников», электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 27.05.2020 г.

Справка о публикации методического материала «Использование кейс-технологии в профориентации дошкольников», электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 27.05.2020 г. ...

Презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников с использованием кейс-технологий."

Формирование у дошкольников финансовой грамотности с использованием кейс-технологий....