Художественно-эстетическое развитие дошкольников
статья (средняя группа)

Вишнякова Алина Валериевна
Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является результатом эстетического и художественного воспитания детей. Художественно-эстетическое развитие трактуется как процесс и результат познания эстетического и художественного опыта человечества, развитие способностей переживать различные явления окружающей реальности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты мира, становление эстетического сознания, своего отношения к эстетической деятельности. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.  Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями образовательной программы «Детство». Программные ориентиры относительно организации художественно-эстетического развития дошкольников направлены на решение следующих задач: – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; – развитие продуктивной деятельности и детского творчества; – воспитание эстетического отношения к окружающему миру; – обогащение эмоциональной сферы ребёнка; – формирование элементарных представлений о видах искусства. Целью художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников является ознакомление с художественной культурой, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру. Внутренние резервы дошкольников среднего возраста реализуются в различных видах предпочитаемой ими деятельности: игровой, музыкальной, литературной, художественной. В отличие от детей второй младшей группы они увереннее комбинируют их, объединяют между собой, так как им так удобнее и все можно успеть. Дети пятого года жизни имеют исключительную особенность, так как этот возраст называют еще возрастом «почемучек». Он проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Для чего?». В этом возрасте у детей развиваются эстетические чувства, дети обращают внимание на красоту природы, разнообразие изобразительных средств, уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей в игре, изобразительной, музыкальной деятельности. У детей на пятом году жизни происходит знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, средствами их выразительности, происходит различие некоторых жанров искусства на конкретных примерах. (например, отличие живописных работ от скульптурных работ). Дошкольники интересуются предметами народного промысла, знакомятся с работами художников-иллюстраторов, архитекторов, скульпторов, увлекаются произведениями детской художественной литературы. На занятиях аппликацией дошкольники среднего возраста знакомятся с ножницами, начинают овладевать способами и приемами вырезания: вырезание из бумаги прямых коротких и длинных полос, симметричное разрезание квадрата по диагонали, срезание угла у прямоугольника, выполнение косого среза, вырезание округлой формы из квадрата. Дошкольники продолжают работать с такими видами аппликации как обрывной, нетрадиционной, готовых форм, из разных декоративных материалов. Развитию творческой деятельности детей, организации опытно-экспериментальной деятельности, освоения способов создания изображений, поиску выразительных образов и неординарных решений способствует наличие традиционных изобразительных материалов: акварельных и гуашевых красок, цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров, пластилина. В процессе выполнения аппликаций используется бумага разной плотности и фактуры, фольга, ткани, природные и другие материалы. Дошкольники осваивают конструктивный, комбинированный и рельефный способы работы с лепным материалом. Овладевают разнообразными приёмами лепки: оттягивают из цельного куска, прищипывают, соединяют части сглаживанием пальцами поверхности, прижимают и промазывают, вдавливают шары, цилиндры для получения готовых форм. Совместное изобразительное творчество детей и взрослых способствует обогащению опыта детей (коллективная работа, совместное творчество). Стимулируется интеграция видов деятельности (при инициативе взрослого и самостоятельно). Методы и приемы, используемые для реализации задач художественно-эстетического развития детей 4–5 лет: – игра как основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста; – метод эстетического выбора и убеждения, направленный на развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, развитие художественно-эстетического восприятия; – традиционно-педагогические методы (диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений); – дидактические игры, игровые ситуации, упражнения, направленные на освоение детьми свойств изобразительных материалов, развитию мелкой моторики; – организация выставок детского творчества; – метод сенсорного насыщения (сенсорное насыщение способствует приобщению детей к миру искусства); – восприятие музыкального произведения; – использование нетрадиционных техник и материалов, способов создания изображения, которые являются основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений; – формирование позиции художника-творца, содействие самостоятельной деятельности, инициативы, индивидуальности, активизации творческих проявлений детей в процессе приобщения к художественной культуре; – наглядность как ведущий педагогический метод (выставки картин, рассматривание картин, иллюстраций); – метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы); – метод сотворчества (с педагогом, сверстником, приглашенным человеком на занятие) . Рассмотрим основные требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей среднего дошкольного возраста: – проявлять самостоятельность и инициативу в разнообразных видах деятельности; – обладать установкой доброжелательного отношения к окружающему миру, к разным видам труда, себе и другим людям; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сопереживать неудачным результатам и радоваться успехам других, по эмоциональной окраске разумно проявлять свои чувства; – обладать развитым воображением, реализуемым в разнообразных видах деятельности; в оптимальной мере владеть устной речью, выражать свои мысли, чувства, уметь правильно высказываться в ситуации общения; – развить мелкую моторику; – быть способными к волевым усилиям, следовать правилам поведения в разных видах деятельности и правилам во взаимоотношении с детьми и взрослыми; – проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам. Каждый ребенок с рождения творец, поэтому все дети видят окружающий мир по-своему. Педагогу необходимо научить детей свободно и без сомнений применять способы создания образов, помочь ребенку сформироваться как творческой личности. Конечно же, главным является не конечный результат — рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих возможностях, самоутверждение в творческой работе, целесообразность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...