Проект для детей среднего дошкольного возраста "Огород на окне"
проект (средняя группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Настоящий педагогический проект раскрывает особенности создания и реализации условий для повышения качества образования по направлению «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne_2024g_sr.gr_.docx78.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Дубны Московской области Лицей №6 имени академика Г.Н.Флёрова

Структурное подразделение дошкольного отделения детский сад «Радуга»

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на окне»

 2024 учебный год

средняя группа «Ромашка»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Моросанова Ольга Владимировна

 

г. Дубна 2024

Познавательно-исследовательский проект  «Огород на окне»

Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемый результат

4. Этапы реализации проекта

5. План мероприятий

6. Литература

7. Приложение

  1. ВВЕДЕНИЕ

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

                                                                        – писал В.А. Сухомлинский.

Настоящий педагогический проект раскрывает особенности создания и реализации условий для повышения качества образования по направлению «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.

Наименование Проекта: Познавательно-исследовательский проект  «Огород на окне»

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2013г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Устав структурного подразделения дошкольного отделения детского сада «Радуга».

Заказчики Проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Дубны Московской области Лицей №6 имени академика Г.Н.Флёрова, структурное подразделение дошкольного отделения детский сад «Радуга», родители (законные представители) воспитанников средней группы «Ромашка».

Составители Проекта

Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории.

Срок реализации Проекта: апрель 2024г. - май 2024г.

Основные исполнители Проекта:

  • дети средней группы (4-5лет),
  • родители воспитанников,
  • воспитатели: Моросанова О.В., Куренкова Ю.Ю.

Тип проекта:

По доминирующему методу: исследовательский, творческий, открытый.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Координация и контроль реализации Проекта

  • осуществляется администрацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Дубны Московской области Лицея №6 имени академика Г.Н.Флёрова, структурного подразделения дошкольного отделения детского сада «Радуга»;
  • информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

Формы предоставления результатов: отчет о проделанной работе.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, к природе. Традиционно в группах детского сада создаётся огород на окне, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Наличие огорода на окне способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе. Изменения в природе, побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка познавательно-исследовательского проекта  «Огород на окне».

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают, внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

При разработке содержания проекта учтены следующие принципы:

  • принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
  • принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
  • принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
  • принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
  • принцип деятельного подхода к развитию личности;
  • принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.

Проект ориентирован на детей среднего дошкольного возраста.

Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников, на которых направлен данный проект.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.

Дети в группе являются основными хозяевами огорода: в течение 2 месяцев они сажают овощные культуры зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, знакомятся с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений.

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у нас на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Так приятно самим вырастить замечательные полезные дары природы. Огород на подоконнике - отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Цель:

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • расширить знания детей о культурных растениях;
  • продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, огурцы, помидоры, перец);
  • обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
  • продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  • способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ;
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений;
  • продолжать развивать наблюдательность;
  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
  • развивать познавательные способности детей.

Ожидаемые результаты:

  • Дети познакомятся с культурными растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
  • У детей сформируется бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
  • В группе будет создан « Огород на подоконнике».
  • Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений.
  • Родители примут активное участие в реализации проекта.

К концу года у детей сформировано умение:

  • делать причинно-следственные умозаключения;
  • отображать в рисунках результаты наблюдений;
  • осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
  • ухаживать за растениями и знать условия их содержания.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление игр и пособий по экологии для  организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

4. Организация огорода на окне.

Практическая значимость работы

Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.

4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с «01» апреля по «10» мая

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительно-проектировочный этап

  • выбор тематики проекта;
  • вовлечение детей и педагогов в работу над проектом;
  • подбор материала для проекта;
  • планирование основных мероприятий.

апрель

2

Практический этап

Реализация плановых мероприятий.

апрель-май

3

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов.  

Создан огород на подоконнике.

май

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительно-проектировочный этап

1

Изучение и подбор  литературы по теме проекта;

апрель

Воспитатели

2

Составление плана работы;

апрель

Воспитатели

3

Разработка содержания проекта;

апрель

Воспитатели

4

Подборка художественных произведений, словесных, дидактических игр, подвижных игр, музыкальных произведений.

апрель

Воспитатели

5

Составление сборника занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений;

апрель

Воспитатели

6

Работа с родителями:

-оформление родительского уголка: наглядная информация: папки-передвижки; консультации;

-привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

апрель

Воспитатели

7

Обсуждение плана работы;

Анализ собранных материалов;

Обсуждение алгоритма действий по проекту;

Распределение обязанностей.

апрель

Воспитатели

Практический этап

1

Реализация проекта через разные виды детской деятельности:

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.

апрель

Воспитатели

НОД «Что растет на огороде»

Цель: Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

апрель

Воспитатели

Исследовательская деятельность:

земли, семян, луковицы.

апрель

Просмотр мультфильма «Вершки и корешки».

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

апрель

Воспитатель

Практическая деятельность: посадка лука, помидора, перца, огурца. Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

апрель

Воспитатели

Рисование «Загадки с грядки»

Цель: Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения. Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками.

апрель

Воспитатели

Опыт – наблюдение №1 за ростом лука, огурца, перца, помидора.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц,

огурца, перца, помидора. Оформление дневника наблюдений.

Цель: Зафиксировать наблюдение за растениями.

апрель

Воспитатели

Дидактическая игра: «Узнай на ощупь»

Цель: нахождение знакомых овощей на ощупь.

апрель

Воспитатели

Эксперимент: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

апрель

Воспитатели

Труд на огороде на окне.

Цель: Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

апрель

Воспитатели

Опыт – наблюдение №2 за ростом лука, огурца, перца, помидора.

Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений, заполнять дневник наблюдений.

апрель

Воспитатели

Эксперимент: Человек и растения.

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

апрель

Воспитатели

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие»

Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

апрель

Воспитатели

Рисование на тему «Как растёт лук»

Цель: Закреплять знания о культурных растениях.

апрель

Воспитатели

Опыт – наблюдение №3 за ростом лука, огурца, перца, помидора.

Цель: Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений».

апрель

Воспитатели

2

Сотрудничество с родителями:

Беседа с родителями по организации «огорода на окне». Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

апрель

Воспитатели

Индивидуальные беседы

апрель

Воспитатели

Консультация для родителей на тему: «Огород на окне»

апрель

Воспитатели

Консультация для родителей на тему: «Во саду ли, в огороде»

апрель

Воспитатели

Создание огорода на окне.

апрель

Воспитатели

Обобщающе - результативный этап

1

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы  с  детьми.

апрель

Воспитатели

2

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Цель: Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

апрель

Воспитатели

3

Фотоотчет

май

Воспитатели

Исследовательская деятельность: земли, семян, луковицы.

Для начала мы с ребятами исследовали землю и узнали, что она имеет вес, она темного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки и, исследовав их, узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы лука круглые, имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю.

Семена помидор мы замочили для прорастания, и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю.

Используемая литература:

  1. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.  
  3. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа /С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
  4. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  5. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  6. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или картинки.

Ход игры: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй —топают ногами.

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения».

Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.

Игра «Огородно-хороводная»

Есть у нас огород,

Там своя морковь растет.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Ты морковь поспеши,

Ты немножко попляши,

А потом не зевай

и в корзину полезай.

Дальше поем про капусту, лучок, картофель. Игра повторяется 2-3 раза, «Ребенок-овощ»

меняет атрибут

ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

Эксперимент: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками пшеницы.

Мы взяли два контейнера с проросшими росткам, один поливали регулярно, второй - не поливали совсем. Через несколько дней ростки во втором контейнере погибли, а в первом - росли и развивались. Значит: вода действительно нужна для роста растений.

Эксперимент: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 баночки с проросшим луком

Первую баночку с проросшим луком мы поставили на солнечное место, а вторую баночку закрыли ведёрком. Через несколько дней мы открыли баночку и увидели, что перо у луковицы стало светлым и бледным, а в первой баночке перо было зелёным. Теперь мы точно знаем, что растению необходим свет.

Эксперимент: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и всходами редиски.

Взяли два контейнера с рассадой, один мы поливали, рыхлили землю, выбирали солнечное место, другой не поливали, не рыхлили землю, поставили в темное место.

Прошло несколько дней, и мы увидели, что растения во втором контейнере стали гибнуть, и поэтому мы поставили его на солнышко, и стали за ними ухаживать.

Теперь мы знаем, что для хорошего роста растения необходимы влага, тепло и солнечный свет.

НОД «Что растёт на огороде»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Что растет на огороде?»

Цель: Расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания.

Расширять словарный запас, связную речь.

Развивать произвольность и внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, инициативу, самостоятельность, творческие способности, укреплять память.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Словарная работа: употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи»;активизировать в речи слова: семена, всходы.

Оборудование: корзина с овощами (репка, горох, тыква, кабачок); компьютер, мультимедийная презентация «Как вырастить овощи», дидактическая игра «Варим борщ», игра «Вершки и корешки».

Предварительная работа: рассматривание овощей, иллюстраций, чтение стихов, дидактические игры.

Используемые виды деятельности: коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия

Вводная часть (чтение стихотворения):

Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу,

Посадила чеснок с картошкой, и морковку, и капусту.

Не забыла про помидоры: посадила вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать лук, помидоры, картошку? Дети: ответы …. (овощи).

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети: ответы… (Овощи растут в огороде на грядках).

Воспитатель: У нашей бабушки Феклы на огороде растет очень много овощей, а вот какие, вы сейчас узнаете.

Отгадывание загадок с показом муляжей овощей.

1. Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка (Тыква).

2. Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок).

3. Летом в огороде –

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке –

Крепкие, соленые.

Догадались, молодцы.

Как зовут их? (огурцы).

4. Красная девица сидит в темнице, А коса на улице (морковь).

5. Вверху зелено, внизу красно.

В землю вросло (свекла).

6. И, наконец, последняя загадка. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. Что это? (лук).

Воспитатель: Кто мне напомнит еще раз, где же растут овощи?

Дети: на огороде, на грядках.

Воспитатель: Правильно, все овощи растут в огороде на грядках. Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.

Для этого приготовила интересную игру, которая называется «Вершки-корешки». Вам надо внимательно посмотреть и разложить овощи правильно. Разделимся на две команды. Одна команда собирает овощи со съедобными корешками и складывает в мешок, а другая команда собирает овощи, у которых съедобные вершки, и кладет их в корзину.

Воспитатель: Молодцы обе команды, правильно разложили овощи. Люди готовят из овощей много вкусных и полезных блюд. Овощи варят, парят, тушат, жарят, запекают. А мы с вами сейчас приготовим борщ.

Дидактическая игра «Варим борщ».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда на грядках появляются помидоры, морковь? Дети: ответы….(из семян).

Воспитатель: Семена надо посадить в землю, поливать, пропалывать сорняки, рыхлить землю. Через некоторое время появятся всходы, растение будет расти, и на нем созреют овощи.

Воспитатель: Давайте вместе с вами тоже посадим свой собственный небольшой огород.

Воспитатель: Вот какой получился у нас огород! Только чего-то не хватает. Как вы думаете - чего?

Дети: ответы… (забора).

Воспитатель: У нас есть конструктор, из него мы и сделаем забор, полянку и домик, в котором живет одна семья. Украсим наш огород вот этими замечательными постройками (дети самостоятельно изготавливают постройки, устанавливают его на «огород» и украшают).

Воспитатель: Вот теперь получился настоящий огород, и мы с вами будем ухаживать за посадками и ждать урожая.

Загадки об овощах

•        Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

•        Сто одежек - все без застежек. (Капуста)

•        Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

•        Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

•        Растут на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки. (Помидоры)

•        Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь. (Репа)

•        Этот овощ тыкве брат, тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок между грядок... (Кабачок)

•        Эти крепкие ребятки в листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы зеленеют... (Огурцы)

•        Лезут по веревочке братья с грядки-горочки. Эти братья — близнецы, а зовут их... (Огурцы)

•        Летом, не боясь жары, зрели красные шары .Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор)

•        У красавца-толстяка ярко-красные бока. В шляпе с хвостиком синьор -круглый спелый... (Помидор)

•        Желтый мячик в землю врос, сверху лишь зеленый хвост. Держится за грядку крепко круглый овощ. Это... (Репка)

•        Под землею подрастала, круглой и бордовой стала Под дождем на грядке мокла и попала в борщ к нам... (Свекла)

•        И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (Картошка, картофель)

•        Листья собраны в кочан в огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста)

•        Под землей живут семейки, поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку позовем копать... (Картошку)

•        Ох, наплачемся мы с ним, коль почистить захотим. Но зато от ста недуг нас излечит горький... (Лук)

•        Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног мы к обеду рвать... (Чеснок)

•        На арбуз похожая — тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, греется на солнце... (Тыква)

•        Раскололся старый дом: было мало места в нем. Все жильцы встревожены. Кто они? (Гороши )

Загадки о фруктах

•        Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся... (фрукты)

•        Кто-то там, в углу садовом в скромном платьице лилово прячется в листве пугливо. Догадались? Это... (слива)

•        На ветвях они висели, как созрели - посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, ждут, когда сорвут их... (сливы)

•        Этот фрукт в рубашке яркой любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин круглый рыжий... (апельсин)

•        Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. Сладок мягкий... (абрикос)

•        В желтоватой корочке розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт называется... (грейпфрут)

•        Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон)

•        Кто там спрятал под листок свой румяный крепкий бок? Под листы - панамочки прячутся в зной... (яблочки)

•        Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед. (Вишня)

•        Жарким солнышком согрет, в шкурку, как в броню, одет. удивит собою нас толстокожий... (ананас)

•        Фрукт похож на неваляшку, носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, с дерева упала... (груша)

•        Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)

•        Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран высоко растет... (банан)

•        Сверху — шкурка золотая, в центре — косточка большая. Что за фрукт? Вот вам вопрос. Это сладкий... (абрикос)

•        Летом в платьице зеленом, а по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это... (слива)

•        Надорвали край рубашки. Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат)

•        Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах

•        Яблоко от яблони недалеко падает.

•        Лук от семи недуг.

•        Картофель - хлебу подспорье.

•        Картошка - хлебу присошка.

•        Хрен редьки не слаще.

•        От осины не родятся апельсины...

•        Всякому овощу свое время.

•        Одного поля ягоды.

•        Огород – для семьи доход

•        Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)

•        Яблоко на ужин – и врач не нужен.

•        Фрукты хороши в свое время.

•        Время придет — и в тени персики созреют.

•        От яблони – яблоко, а от ели – шишки.

•        Здоровое яблоко с ветки не падает.

•        Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

•        Без капусты щи не густы.

•        Языком капусту не шинкуют.

•        Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.

•        Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

•        Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

•        Для чего огород городить, коли капусты не садить?

•        Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

•        Лук да баня все поправят.

•        Всякому овощу свое время.

•        Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

•        Чужбина - калина, родина - малина.

•        У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

•        Лук с чесноком – родные братья.

•        Надоел хуже горькой редьки.

•        Морковь прибавляет кровь.

•        Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

•        Капуста любит воду да хорошую погоду.

•        Проще пареной репы (т. е. очень просто) .

•        Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек)

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)  

Театр пальчиков и языка

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

3.    Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на воображаемую клавиатуру, сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

 

Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В  сад  идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

Физкультминутки

  1. Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

 На горушечке,(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

  1. Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан ,полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните,(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.

3.Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Основы безопасности дошкольников"

Методическая разработка направленная на формирование у детей умения применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем  мире, развитие связной речи детей;, воспитани...

проект для детей среднего дошкольного возраста "Комнатые растения"

Актуальность: Для чего нужен комнатный цветок, выращенный своими руками, если цветочные магазины предлагают множество красивых, ярких растений....

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».Задачи:  образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах.  Формировать операции сравнения и...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Цель проекта: осознание подрастающим поколением целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки  и изготовления из мусора различных нужных вещей....

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»

 Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...