Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими»
проект (средняя группа) по теме

Толстова Евгения Викторовна

Проект по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr.gr_.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими»

Введение

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.

Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Актуальность проекта

- Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

- Особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

- Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

- Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Участники: дети средней группы.

Проблема: необходимость освоения общепринятых норм и правил поведения с окружающими людьми.

Сроки реализации: в течение года.

Цель: создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений  у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения;

- Помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления;

Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста;

- Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;

Разработать перспективный план работы по формирования культуры поведения детей;

- Формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые  позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни;

Воспитывать у детей  оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

Методические приёмы:

-прямое обучение

-напоминание

-указание

-беседы

-дидактические игры и упражнения

-словесные поручения

-чтение художественных произведений

Предполагаемый результат:

- ребенок знает правила поведения, называет их;

- правильно оценивает поступки детей;

- мотивирует свою оценку;

- умеет понимать чувства других детей;

- объясняет возможный свой поступок.

 

План реализации проекта.

 

Сентябрь.

Беседа: « Как правильно приветствовать друг друга?»

Занятие «Поговорим о настроении»

Изготовление  куклы Хорплоши (персонаж придуман В.И.Кульковой)

Развлечение: «Хорплоша в гости к нам пришла и принесла мешок добра»

Анкетирование родителей «О способах воспитания»

Октябрь.

Беседа: « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»

Занятие «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

Уголок Хорплоши. Шкатулка добрых дел.

Развлечение: «Знакомьтесь, Хорплоша! Или «Крупицы добра»

Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать»

 

Ноябрь.

Беседа: «Как правильно вести себя за столом?»

Беседа: «Мы идем в гости и принимаем гостей»

Занятие-спектакль в стихах: "Как принять гостей. Как вести себя за столом"

Занятие «Не хочу быть неряхой»

Развлечение ко дню матери.

Создание альбома «Мама, папа я – дружная семья»

 

Декабрь.

Беседа: «Как правильно беседовать?»

Беседа: «Телефонный этикет»

Занятие: «Театр вежливости»

Конкурс рисунков  «Что такое хорошо – Что такое плохо»

 

Январь.

Беседа: « Как вести себя в общественных местах?»

Беседа: «Знаете ли вы этикет?»

Занятие: «Знакомство с хорошими манерами»

Занятие  «Урок Вежливости»

Картотека пословицы и поговорки  «О поступках человека»

 

Февраль.

Беседа: « Добро не умрет, зло пропадет»

Беседа: «Смелые глаза – молодцу краса»

Занятие: «Волшебное путешествие»

Изготовление совместно с родителями книжки-раскладушки «Вежливые слова»

Март.

Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

Беседа: «Терпение и труд все перетрут»

Альбом рисунков: « Как я помогаю дома»

Беседа: «Ложь человека не красит»

Занятия с детьми. «Честность и правдивость»

 

Апрель.

Занятие: «Давайте пофантазируем»

Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет»

Конкурс рисунков: «Как поступать нельзя»

 

Май.

Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Занятие: «Сказочный денек»

Беседа: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

Занятия с детьми. «Что такое дружба?»

Родительское собрание «Воспитание добротой»

 

В течение года.

Чтение: русские народные сказки «Заяц хваста», «Хаврошечка», китайская сказка «Каждый своё получил».

С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

С.Михалков «Ежели вы вежливы»,  «Дельный совет», «Одна рифма».

В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Что легче».

Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой».

Г.Циферов «Когда не хватает игрушек».

А.Барто «Вовка – добрая душа».

В.Катаев «Цветик-семицветик».

А.Митта «Шарик в окошке».

К.Чуковский «Телефон».

В.Маяковский «Что такое « хорошо» и что такое «плохо».

Л.Толстой «Косточка»,  «Котёнок».

Р.Милн «Вини Пух и все-все-все».

Н.Носов «Леденец».

А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

М.Бартенев «Лучший подарок».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

Е.Кошевая «Мой сын».

Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости».

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г. Сазанова. «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду».

Разыгрывание ситуаций: 

«Ты пришёл утром в детский сад»,

«Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»,

«Разные формы приветствия и прощания»,

«Вы пришли в детский сад»,

«С кем вы прощаетесь уходя домой»,

«Как можно выразить сочувствие»,

«Как утешить, пожалеть обиженного»,

«Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику),

«Ты вошел в автобус»,

«Как позвонить другу»,

«Тревожные звонки-01,02,03»,

«Кто уступит»,

«Если девочке трудно кто поможет».

 

Игры:

«Наш тесный круг»

«Мои друзья»

«Угадай настроение».

«Меня никто не любит»

«Мыльные пузыри»

«Давай дружить!»

«Любимое животное»

«Мы вместе поиграем»

«Полоса чёрная - полоса белая»

«Цветочек счастья»

«Мой самый любимый человек»

«Хочу подарить тебе...»

«Я самый лучший»

«Берег левый-берег правый»

«Жизнь в лесу»

«Добрые эльфы»

«Птенцы»

«Муравьи»

«Ожившие игрушки»

 

Рассматривание альбомов:

«Будь вежлив»,

«Хорошие манеры и привычки»,

«Хорошие манеры».

 

Настольные игры: 

Азбука эмоций «Ребята с нашего двора»,

Этикет. Школа изящных манер « Формулы вежливости»,

Этикет. Школа изящных манер «Культура поведения».

Работа с родителями:

Консультации

Оформление папки-передвижки  

Изготовление семейных альбомов, книжек-раскладушек

Конкурсы рисунков

Картотека пословиц и поговорок

Анкетирование  родителей по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Проект «Обучение детей среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Презентация проекта "Обучение детей среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения"...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через использование музыкальных инструментов»

Долгосрочный  проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через  использование  музыкальных инструментов»...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»...