«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими»
проект (старшая, подготовительная группа)

Чернова Евгения Валентиновна

Создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений  у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими»

Введение

          Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает,

т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

           Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, организованной деятельности и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.      

           Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, математике, музыке.

Актуальность проекта

           - Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

         - Особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

             - Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

             - Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому педагогам надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут не сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Участники: дети комбинированной группы старшего дошкольного возраста.

Проблема:  необходимость освоения общепринятых норм и правил поведения с окружающими людьми.

Сроки реализации: в течение 2024-2025 учебного года.

Провела воспитатель Чернова Е.В.

Цель:  создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

       - Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения;

       - Помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления;

        - Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;

        - Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;

        - Разработать перспективный план работы по формирования культуры поведения детей;

         - Формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые  позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни;

         - Воспитывать у детей  оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

Методические приёмы:

-прямое обучение

-напоминание

-указание

-беседы

-дидактические игры и упражнения

-словесные поручения

-чтение художественных произведений

Предполагаемый результат:

- ребенок знает правила поведения, называет их;

- правильно оценивает поступки детей;

- мотивирует свою оценку;

- умеет понимать чувства других детей;

- объясняет возможный свой поступок.

План реализации проекта.

 

Сентябрь.

Беседа: «Как правильно приветствовать друг друга?»

Занятие «Поговорим о настроении»

Изготовление «дома добрых сердец»

Развлечение: «Фея добра в гости к нам пришла»

Анкетирование родителей «О способах воспитания»

Октябрь.

Беседа: «Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»

Занятие «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

Уголок «Дом добрых сердец»

Развлечение: «Моя дружная семья»

Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать»

 

Ноябрь.

Беседа: «Как правильно вести себя за столом?»

Беседа: «Мы идем в гости и принимаем гостей»

Занятие-спектакль в стихах: "Как принять гостей. Как вести себя за столом"

Занятие «Не хочу быть неряхой»

Развлечение ко дню матери.

Создание альбома «Мама, папа я – дружная семья»

 

Декабрь.

Беседа: «Как правильно беседовать?»

Беседа: «Телефонный этикет»

Занятие: «Театр вежливости»

Конкурс рисунков «Что такое хорошо – Что такое плохо»

 

Январь.

Беседа: «Как вести себя в общественных местах?»

Беседа: «Знаете ли вы этикет?»

Занятие: «Знакомство с хорошими манерами»

Занятие «Урок Вежливости»

 

Февраль.

Беседа: «Добро не умрет, зло пропадет»

Беседа: «Смелые глаза – молодцу краса»

Занятие: «Волшебное путешествие»

Изготовление совместно с родителями книжки-раскладушки «Вежливые слова»

Март.

Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

Беседа: «Терпение и труд все перетрут»

Альбом рисунков: «Как я помогаю дома»

Беседа: «Ложь человека не красит»

Занятия с детьми. «Честность и правдивость»

 

Апрель.

Занятие: «Давайте пофантазируем»

Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет»

Конкурс рисунков: «Как поступать нельзя»

 

Май.

Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Занятие: «Сказочный денек»

Беседа: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

Занятия с детьми. «Что такое дружба?»

Родительское собрание «Воспитание добротой»

 

В течение года.

Чтение: русские народные сказки «Заяц хваста», «Хаврошечка», китайская сказка «Каждый своё получил».

С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

С.Михалков «Ежели вы вежливы»,  «Дельный совет», «Одна рифма».

В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Что легче».

Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой».

Г.Циферов «Когда не хватает игрушек».

А.Барто «Вовка – добрая душа».

В.Катаев «Цветик-семицветик».

А.Митта «Шарик в окошке».

К.Чуковский «Телефон».

В.Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Л.Толстой «Косточка», «Котёнок».

Р.Милн «Вини Пух и все-все-все».

Н.Носов «Леденец».

А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

М.Бартенев «Лучший подарок».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

Е.Кошевая «Мой сын».

Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости».

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г. Сазанова. «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду».

Разыгрывание ситуаций: 

«Ты пришёл утром в детский сад»,

«Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»,

«Разные формы приветствия и прощания»,

«Вы пришли в детский сад»,

«С кем вы прощаетесь, уходя домой»,

«Как можно выразить сочувствие»,

«Как утешить, пожалеть обиженного»,

«Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику),

«Ты вошел в автобус»,

«Как позвонить другу»,

«Тревожные звонки-01,02,03»,

«Кто уступит»,

«Если девочке трудно кто поможет».

 

Коммуникативные игры:

«Наш тесный круг»

«Мои друзья»

«Угадай настроение».

«Меня никто не любит»

«Мыльные пузыри»

«Давай дружить!»

«Любимое животное»

«Мы вместе поиграем»

«Полоса чёрная - полоса белая»

«Цветочек счастья»

«Мой самый любимый человек»

«Хочу подарить тебе...»

«Я самый лучший»

«Берег левый-берег правый»

«Жизнь в лесу»

«Добрые эльфы»

«Птенцы»

«Муравьи»

«Ожившие игрушки»

Рассматривание альбомов:

«Этикет»,

«Хорошие манеры и привычки»,

«Хорошие манеры».

Настольные игры: 

Азбука эмоций «Ребята с нашего двора»,

Этикет. Школа изящных манер «Формулы вежливости»,

Этикет. Школа изящных манер «Культура поведения».

Работа с родителями:

Консультации

Оформление папки-передвижки  

Изготовление семейных альбомов, книжек-раскладушек

Конкурсы рисунков

Картотека пословиц и поговорок

Анкетирование  родителей по теме.

Источник: http://dou11nov.ucoz.ru/publ/proekt_na_temu_priobshhenie_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_k_normam_i_pravilam_vzaimootnoshenij_s_okruzhajushhimi/1-1-0-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы. Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы.  Взаимодействие ДОУ с семьёй....

Взаимодействие с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных норм и представлений.

Взаимодействие с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных норм и представлений....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза ...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...