Единство содержания духовно-нравственного воспитания и познавательного развития детей дошкольного возраста
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание. В статье сообщается о методах и формах работы с детьми дошкольного возраста в духовно-нравственном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная, здание № 59а, тел/факс (8453)54-00-83, 54-00-92, e-mail: detsad18engels@mail.ru

Единство содержания духовно-нравственного воспитания и познавательного развития детей дошкольного возраста

Выполнили: Т.Н. Плево; М.В. Шашкова

Энгельс,

2023г.

Единство содержания духовно-нравственного воспитания и познавательного развития детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении

Педагог, работая с детьми, активно использует разнообразные формы и методы проведения занятий, которые зависят от профиля дошкольного образовательного учреждения, рассмотрим наиболее часто используемые:

- словесно-образный: 

-чтение литературных произведений воспитателем;

-беседы с элементами диалога;

-рассказы по схемам, иллюстрациям;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

- наглядно-действенный: 

-наблюдения;

- экскурсии;

-показ сказок;

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин;

-дидактические игры;

-целевые прогулки и т.д.

- практический: 

-игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.;

-оформление коллекций на различную тематику;

- конкурсы, викторины;

- вечера с родителями, для родителей и детей;

-изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

 При организации деятельности педагог использует и другие методы:

 - объяснительно - иллюстративный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Остановимся подробнее на методе педагогического проекта. Данный метод дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога - стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

 - в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

- в музыкально-художественную деятельность: углубляющую знания детей в области духовной, классической музыки расширяющую кругозор по изобразительному искусству.

 Опираясь на положительный опыт вышеуказанного дошкольного учреждения, рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности; - слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

-посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно-нравственными ценностями;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и ЭСО и др.

Проекты воспитательной системы имеют несколько направлений (блоков), реализующихся с 1 младшей группы до подготовительной к школе группы:

1. Ознакомление с отечественным литературным наследием.

2. Фольклор;

3. Азбука нравственного воспитания;

 4. Изобразительное искусство;

5. Патриотическое воспитание;

6. Краеведение;

7. Семья

1. Блок « Ознакомление с отечественным художественным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления:

- Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Лукашевич, Л.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Есенина, А.С.Пушкина.

- Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А.Барто, К.И.Чуковского, Е.Чарушина, С.Я.Маршака, С.Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.

2. Блок «Фольклор».  Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.

3. Блок «Декоративно-прикладное искусство» призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.

4. Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.

5. Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления» служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.

6. Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам. В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами родного края, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Энгельсской на примере исторических событий и личностей.

7.  Блок «Патриотическое воспитание» призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды–  местными историко-культурными , национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности, культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Актуальность этой задачи в современной  России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Формирование духовно-нравственных понятий – очень сложный длительный процесс, требующий усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю,  героическим поступкам своих предков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Программа  районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития  детей дошкольного во...

Содержание и организация педагогического процесса по комплексным вариативным программам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

Программа «Радуга», её характеристика.Программа «Развитие», характеристика.Программа «Истоки», её характеристика.Программа «Детство», её характеристика....