План самообразования по теме: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»
методическая разработка (старшая группа)
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_po_teme_2018-2019_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18
607060, Нижегородская область, город Выкса, ул.Ленинградская, здание №55
Тел.8(83177) 35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru
План самообразования по теме:
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста
посредством игр математического содержания»
Разработала
воспитатель МБДОУ д/с № 18
Печникова Е.У.
2018-2019 уч.
- Ф.И.О. Печникова Екатерина Усмановна
- Продолжительность: 1 год
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Изучить игровые методики и технологии математического развития детей дошкольного возраста.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их познавательной деятельности.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию дошкольников.
- Создать условия для познавательного развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста с помощью математических игр.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
- Разработаны познавательные проекты на основе математического содержания.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и математические задания, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы навыки и умения в счете, вычислениях и измерении.
- Сформированы логико-математические представления и представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах и геометрических фигурах.
- Сформированы познавательные действия.
- Развиты сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка.
- Развиты любознательность и познавательная мотивация.
- Развиты воображение и творческая активность.
План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития дошкольников посредством математических игр. | В течение года |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия: 1) Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию дошкольников: 1) Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002; 2) Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007. - изучить и осуществить выбор педагогических методик и технологий по математическому развитию с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы: 1) Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996; 2) Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016; 2) Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017; 3) Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015. | В течение года |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- игры с цифрами и числами; - игры-путешествия во времени; - игры на ориентировку в пространстве; - игры с геометрическими фигурами; - игры на развитие логического мышления.
10. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Математические игры с картинками», «Что такое логическая игра?», «Коллекционирование с дошкольниками», «Считаем с детьми на кухне» и др.; - буклеты, папки-передвижки «Как развить познавательный интерес у ребенка?», «Развивающие игры для детей». | В течение года |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов по математическому развитию: «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | В течение года |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
- Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: -образовательных мероприятий «Хочу всё знать!», «Вместе весело творить!», «В мире математики»; - развлечений и досугов «Путешествие в Африку», «Математический праздник» и др.; -мастер-классов: «Развивающие сенсорные игры», «Формирование математической культуры дошкольников»; - собраний в клубе «Родительская школа». |
- Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающих зон в группе и зон познавательной направленности: «Центр волшебных дел», «Юные ученые», «Играем в школу», «Здравствуй, книжка», «Городок безопасного движения»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм математического характера; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме; - пополнение аудиотеки и видеотеки по познавательному развитию дошкольников. | В течении года |
4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебный круг», «Занимательные квадраты», «Семь чудес света», «Математические коллажи»; - выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство математического развития детей дошкольного возраста», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по математике»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие математических способностей воспитанников посредством коллекционирования», «Эффективные методы взаимодействия по развитию познавательной активности дошкольников». |
Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
- Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Стеф Хинтон Давай учиться! Числа + наклейки. – М.: Клевер Медиа Групп, 2015.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...
План самообразования на тему: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности»
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также за...
ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
quot;Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»...
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...
САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста...
План самообразования на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...
Перспективный план по самообразованию по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», средняя группа
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Одним ...