Мастер -класс для педагогов:«Использование развивающих игровых пособий Б.П.Никитина для детей старшего дошкольного возраста»
презентация
Цель технологии: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет тайны рождения, Есть тайна развития. Б.П.Никитин Борис Павлович Никитин (21 января 1916-1999) - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества . Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет , вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин
Характерные особенности игр Никитина 1. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. 2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка , рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. 3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному . 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей : от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому . Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости ). 5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
6. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания .
Главная особенность игр Никитина Удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : Развитие творческих способностей и логического мышления 1 ) игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. 2) задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. 3 ) ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
Использование игровых пособий Б.П.Никитина предполагает выполнение ряда этапов: 1. Ребенок знакомится с ними и совершает простые игровые действия. 2. Детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка» и т.п. 3. Ребята выкладывают рисунок, накладывая кубики на схему. 4. Ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. 5. Дети учатся самостоятельно придумывать схемы и рисунки с использованием кубиков .
Игра «Кубики для всех» Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая. Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.
Игра «Сложи кадрат » Игра имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно он освоит этот уровень и перейдет на более сложный . По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения , усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Игра «Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. 1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. 2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. 3. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Экзамен для будущих пожарных»
Данное пособие многофункционально, оно позволяет закрепить и углубить знание правил безопасного обращения с огнем, в доступной форме объяснить детям, как необходимо действовать при пожаре, с мерами пр...

Игровое пособие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Экзамен для будущих пожарников»
Назначение: Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.Описание пособия: Коробка («Кошкин дом»), из окна виден огонь – ленты красные и розовые (длиной 1 ...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные ст...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:1. Обучить педагогов играм Б.П. Н...

Игровое пособие – Пирамида «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста.
Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...
«Игровое пособие по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: Книга-Пальчиковый театр «Сказочная страна»
Данное пособие- отвечает требованиям дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде .Книга- «Сказочная страна»:-Информативна (в одной папке можно разместить д...
