Родительское собрание на тему "Развитие речи детей 5-6 лет"
материал (старшая группа)

Сафронова Елена Васильевна

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей 5 - 6 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет».

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методов, приёмов её развития.
  2. Познакомить родителей с речевыми играми, способствующих развитию речи у детей.
  3. Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме речевого развития детей дома (домашние чтение художественной литературы).

Предварительная работа

  • Создание памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Оформление выставки литературы по развитию речи детей.

План проведения

1. Вступительный этап.

2. Основная часть

3. Игровой практикум.

4. Составление рекомендаций: «Как читать детям»

5. Подведение итогов собрания.

1. Вступительный этап

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас сегодня на собрании. Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи.

2. Основная часть

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять.

Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный -короткий, твердый - мягкий, тяжелый-легкий, пушистый-гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей.

Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др. На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением -антонимы (друг- враг, высокий -низкий, хорошо -плохо, говорить- молчать); слова, близкие по смыслу, синонимы (ходить -идти, шагать; грустный -печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить.

Обычно к 5-6годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение активного и пассивного словаря
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.

3.Игровой практикум.

Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр.

Дидактическая игра «Волшебные камушки»

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.

Задачи: учить выделять заданный звук в слове на основе громкого проговаривания.

Оборудование: карты с зашифрованными символами звуков(т.е. буквами), мешочки с камушками «Марблс», набор дополнительных карт на усложнение задания.

Ход игры: 1 задание. Ребенку предлагается карта с картинками. Необходимо отметить те картинки камушком, в которых есть заданный звук. Твердый звук отмечаем синим камушком, а мягкий зеленым.

2 задание. Усложненное. На дополнительной карте ребенку предлагается выложить символ звука (т.е. букву) по полученному образцу. Размер буквы и цвет камушков ребенок определяет самостоятельно.

Дидактическая игра «Подскажи звук»

Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков.

Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: 1. Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети.

2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук.

3.В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально.

Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло.., бегемо.., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету…, куриц…, утят…

Дидактическая игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно)

4. Составление памятки

ПАМЯТКА «КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ»

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

5.Подведение итогов

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Поэтому очень важно уделять большое внимание и усилия по развитию речи детей не только в детском саду, но и дома.

Решение родительского собрания:

Использовать в развитии речи детей знания, полученные на родительском собрании и опыт других родителей и воспитателей.

Продолжать повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка.

Уделить внимание вопросам домашнего чтения художественной литературы с детьми.

Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности развития речи детей 4-5 лет""

Протокол № 2родительского собрания в средней группе от 23.11.2011г.Тема: «Особенности  развития речи детей 4-5 лет»Повестка дня:1.Доклад «Особенности развития речи детей 4-5 лет»2. Наши праздники...

Родительское собрание. тема: "Развитие речи детей" Игра с детьми и родителями (законными представителями) "Звездный час"

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Презентация к родительскому собранию "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Материал раскрывает основные особенности речевого развития детей раннего возраста....

родительское собрание : особенности развития речи детей 3-4 лет, и способы ее развития

в данной публикации рассказывается об соновных особенностях развития речи детей младшего возраста...

Родительское собрание «Причины нарушения речи детей»

Вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.   Хотелось бы рассказать о том, насколько прави...