Проект "Капелька добра"
проект (старшая группа)

Бухаленко Оксана Владимировна

В ходе реализации проекта мы с воспитанниками группы для детей с ОВЗ с ЗПР вспомнили что такое доброта, вежливость и забота, какие есть "волшебные" слова и как можно ласково назвать по имени своего товарища. В данном материале содержится консультация для родителей, картотека пословиц о добре и "мирилки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт проекта50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида второй категории

№ 8 «Чебурашка»

Творческий краткосрочный проект (2 недели)

на тему: «Капелька добра» для детей с ОВЗ

Разновозрастная группа «Солнечный зайчик»

Автор проекта:

воспитатель: Бухаленко О.В.

г. Белая Калитва

2024 г.

     Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме.

   Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения, чувство ответственности и коллективизма.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель и родители воспитанников.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта: формирование системы нравственных качеств у дошкольников предоставив возможность проявлять социальную активность.

Задачи проекта:

1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.

3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.

Формы реализации проекта – непосредственно - образовательная деятельность с детьми по следующим направлениям развития и образовательным областям:

  1. Коммуникация: беседы с детьми, разучивание мирилок и пословиц о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии.
  2. Познание: ситуативные игры-истории.
  3. Чтение художественной литературы: подбор художественных книг о добре и дружбе.
  4. Социализация: начало утра с доброжелательного приветствия.
  5. Художественно-творческое: рисование, лепка, аппликация на тему добра и дружбы.
  6. Музыка: прослушивание музыки на тему добра и дружбы.

Актуальность темы.

        На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы.   Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Образовательная область «Познание» и раздел «Ребенок в мире социальных отношений» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Содержание проекта:

1. Беседы «Сказочный денёк», «Дарите людям доброту», «О добрых поступках и делах», чтение (разучивание) мирилок, пословицы о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии.

2. Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку», игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости».

3. Чтение художественной литературы: Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» (отрывок), Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал».

4.   Приём детей: Утро радостных встреч.

5. Коллективная работа «Солнышко добрых слов», «Дерево добрых дел».

6.  Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце».

Итоговое мероприятие: коллективная работа: «Цветок ласковых имен»

Ожидаемые результаты по проекту:

- Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества;

-  формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам;

-  дети узнают большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе;  

- дети станут более раскрепощены и самостоятельны;

- сформируется интерес к труду взрослых и чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап

    В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1)        Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2)        Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми

3)        Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4)        Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, создание поля добра.

Сотрудничество с родителями – консультация для родителей.

Основной этап

    В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1) Мероприятия по работе с детьми:

• чтение художественной литературы,

• беседы,

• наблюдения,

• рисование,

• аппликации,

• дидактические игры.

2) Мероприятия по работе с педагогами:

использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

3) Мероприятия по работе с родителями:

Консультации: «Добр ли Ваш ребенок?», «Как научить ребенка знакомиться и дружить?», картотека пословиц и поговорок, мирилок.

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы: изготовление коллективной работы «Цветок ласковых имен».

Основные мероприятия проекта:

Конспект занятия «Сказочный денёк»

Цель:

Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим.

Оказывать помощь другу.

Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Развивать связную интонационно выразительную речь.

Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Оборудование:

Персонаж «Маша», иллюстрации к сказкам, открытки, цветные карандаши, «Геометрические фигуры», магнитофон.

Ход занятия.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. (Дети здороваются «Прикосновение ладошками» под музыку «Колыбельная медведицы»)

Воспитатель: У вас ладошки теплые? (ответы детей) Да, вы у нас добрые и поделились своим теплом с друзьями. Появляется Маша (Под музыку из песни «Дорогою добра»).

Маша: Добрые слова не лень повторять мне целый день.

Только выйду я из дома

- Добрый день кричу знакомым.

Маша: Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какие добрые слова вы знаете, ребята? (ответы детей). Молодцы! А я Маша. Пришла к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. Мишка задал мне очень много заданий. Одна я справиться не могу, в школу не хожу еще. А вы мне поможете? (ответы детей). Достает из рюкзака первое задание «Геометрические формы»

Воспитатель: (читается задание вслух)

Знаешь, Маша это задание лучше выполнить за столом. Детям раздается задание. Они выполняют. (Взаимопроверка выполненного задания).

Маша благодарит детей за оказанную помощь.

Физминутка: «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Доброта живет на свете только в добром сердце, дети.

Пальчиковая гимнастика.

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он

Серого брата

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться

И козлик с козликом

Стали бодаться

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Воспитатель: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Маше.

Мирилка:

Ехали на лодке, кушали селедку

А селедка не годится, надо, надо помириться

Мир, мир навсегда, ссора, ссора - никогда.

Танец под песню «Друзья» Барбарики

Маша: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я «До свиданья».

Конспект занятия «дарите людям доброту».

Цель:

-        Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;

-        Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

-        Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Игровое оснащение.

Игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, животные по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Хватить спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

- Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь.

Входит Зайчиха-Лапочка.

Зайчиха: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.

Зайчиха: Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

Беседы о добре и дружбе.

Беседа: "Добро не умрет, а зло пропадет"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Воспитатель читает детям стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Ситуативный разговор.

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят, "Добрый человек". (Добры – добросердечный)

Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное, больше всего в сказках)

Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик с пальчик, Хаврошечка)

-А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

-Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Карабас – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)

Ролевая гимнастика

с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

Послушайте историю.

Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

- Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

-Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

- Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

- Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

- Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Беседа о вежливости.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

-Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

-Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще…(здравствуйте)

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече…(добрый день)

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам…(спасибо).

Из вежливости, не из жалости

Почаще говори…(пожалуйста).

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

А какие вы знаете пословицы о вежливости?

Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

- Марина, я тебя очень прошу…

- Если тебе не трудно…

- Ты не мог бы…

- Сделай доброе дело…

- Передай, пожалуйста,…и т. д.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»

«Помощь бельчонку».

Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!.

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

        Ситуативные игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей.

Игры

Игра «Мост дружбы»

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

   Взрослый показывает линейку (не заточенный карандаш или др.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Волшебные руки»

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Утреннее приветствие

Утро радостных встреч «Из чего - же, из чего – же?»

Задачи: создать позитивный настрой на неделю, поощрять к активному общению через игру.

Педагог: читает английскую песенку в переводе С. Маршака «Мальчики и девочки»

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек,

Из зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

- Давайте украсим трафареты мальчика и девочки. Мальчики украсят трафарет девочки, а девочки трафарет мальчика.

Для украшения педагог предлагает заранее заготовленные трафареты (раскраски).

- Замечательные получились у нас поделки! Вам понравилось играть в новую игру? (Обсуждение планов на неделю).

«Веселый старичок – лесовичок»

Задачи: поощрять к активному общению через игру, создать позитивный настрой на неделю.

Педагог:

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидев паука, страшно испугался,

Но схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха

Хо-хо-хо да гуль- гуль- гуль!

Го-го-го да буль- буль- буль!

А увидев стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах,

Ой, ребята не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

Педагог: Рассмешил вас старичок – лесовичок? А как он смеялся? Каким стало ваше настроение после прочитанного стихотворения? Вот вам на память смешинки. Когда вам станет грустно, возьмите смешинку в руки, закройте глаза и вспомните, как мы с вами весело смеялись сегодня. И тогда грустное настроение исчезнет.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Задачи: развивать раскованность; воспитывать внимание, самоорганизацию, умение взаимодействовать друг с другом.

В музыкальном (спортивном) зале или в групповой комнате вдоль противоположных стен ставятся стулья: возле одной стены — по количеству играющих, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья, ведущий читает четверостишие.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Оставшийся без места выбывает из игры. При продолжении игры каждый раз убирается 1—2 стула.

Игра «Настроение»

Задача: воспитывать желание поделиться своим хорошим настроением со сверстниками.

1-й вариант. Дети садятся на стулья. Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет определенное настроение. Ребенок его демонстрирует. При желании, он может передать мяч любому сверстнику, «подарив» ему настроение, тот старается его изобразить. Игра продолжается.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?»

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей?

Смех и слёзы.

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь.

Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет.

Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.

Уроки доброты.

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало.

И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.

Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

Друзья или конкуренты?

Как уже отмечалось, дошкольники 5-6 лет парадоксально отзываются на переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам. Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения.

Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.

В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.

Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому.

В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.

За свой счёт

Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.

Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?

Воспитательные моменты.

Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.

О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо.

Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».

Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?

Картотека мирилок.

       Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

1.Ссориться не будем.                        2. Жили - были я ли, ты ли

Будем мы дружить.                                 Между нами вышел спор.

Клятву не забудем,                                 Кто затеял позабыли

Пока будем жить.                                   И не дружим до сих пор.

Ир - ир-ир- ир,

Наступил мир.                                  3. Петя драться любит очень

Ба-ба-ба-ба                                           С ним играть никто не хочет.

Снова дружба.                                      На друзей не дуйся, брат.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.               Сам ты в этом виноват!

И я больше не дерусь.                          Драчунов и нытиков

Ну, а если подерусь,                             Пусть исправит критика.

В грязной луже окажусь.

4. Ем я кашу и сметану,                      5. Улыбкой делиться мы будем,

У меня силёнки есть.                              И с дружбой по жизни шагать.

Все же драться я не стану,                     Пожалуйста, больше не будем,

Только ты ко мне не лезь.                      Друг друга мы обижать.

6. Лучше съешьте вы ириску             7. Не ругайся, не бранись.

Или сладких сухарей.                             А скажи ты: «Подружись»

А драчливых и капризных                     А скажи ты: «Помирись»

Прочь гоните поскорей.                         Будем мы с тобой всегда

Неразлучные друзья!

8.Мы с тобою подружились         9. Кто будет играть в интересную игру

Чтобы вместе играть.                        Драться, обзываться

Чтоб игрушки и улыбки                   Тому не разрешу.

Друг другу дарить.                            Лучше весело играть

Чтобы ссора исчезла                         Никого не обижать,

И пропала обида                                Если будешь драться -

Чтобы яркое солнце                          Один можешь остаться.

Нам светило всегда.

10. Я твой друг,                            11. Раз, два, три, четыре, пять.

Ты мой друг                                       Мы помиримся опять,

Руку мне давай                                  Руку крепко мы пожмем

И меня не обижай.                             И опять дружить начнем.

12. Мы дружные дети,                 13.Кто ударил мячиком,

Драться нельзя.                                 На ногу наступил.

Давай с тобой обниматься               Кто сделал все нечаянно -

И прокричим: Ура! Ура! Ура!        Прощенья попросил.

Играть уже пора.                              С тем я буду играть,

                                                            И не буду обижать.

14. Мы поссорились с подругой        15.Мы играли, мы играли

И уселись по углам.                                 Нашу дружбу потеряли,

Очень скучно друг без друга,                  А теперь мирись, мирись

Помириться нужно нам.                           И с друзьями не дерись!

Дам ей мишку, извинюсь,                        Драться и ругаться

Дам ей мячик, дам трамвай                      Вовсе ни к чему,

И скажу: «Играть давай!»                         Ссоры не желаем

                                                                     Больше никому.

16. Я хочу с тобой мириться,

Я хочу с тобой дружиться.                     17. Зачем шуметь и ссориться

Будем вместе мы играть,                              Нам нечего делить

Долго бегать, хохотать.                                 У дружных дело спорится

Вместе будем мы читать,                              Водой их не разлить.

И друг другу помогать.

Заведем себе игрушку.                             18. Помирились Лена с Олей

Тайны говорить на ушко.                              Помирились Коля с Толей,

Ссор не будет никогда,                                  Помирись и ты дружок.

Потому что мы друзья.                                  Становись-ка в наш кружок.

19. Два козлика, два братца                      20. Ты мой друг

Дерутся и бранятся                                          И я твой друг,

Я говорю им: «Братцы,                                   Помирившись,

Не надо, братцы, драться!                              Встали в круг.

Лягаться и бодаться!                                       Раз, два, раз, два,

А надо разобраться!»                                      Начинается игра.

21.Для чего нам ссориться,                      22. Ты мирись, ты мирись!

Просто не понятно.                                         Больше с нами не дерись!

Лучше взявшись за руки,                                Раз, два, три, четыре, пять

Петь на целый свет!                                         Будем дружно мы играть!

Если мы помиримся.

Это так приятно.                                          23. Мы одной планеты дети

И милей на свете                                               Все друзья, одна семья.

Дружбы нет!                                                     Дружбе нет преград на свете

                                                                           Дружба - это ты и я!

24. Драться больше мы не будем              25. Мы помиримся с тобою,

Помириться не забудем                                   Очень дружно заживем.

Руку ты мою пожми,                                        Нам ругаться недосуг,

На меня зла не держи.                                         Поиграем лучше, друг.

26.Петухи распетушились,                           27. Бессовестный,

А подраться не решились,                                  Безжалостный,

Если будешь петушиться,                                  Не бей меня, пожалуйста,

Можно перышек лишиться.                               Будь веселым, добрым, смелым,

Если перышек лишиться,                                   Моим другом

Нечем будет петушиться.                                   Самым верным.

28. Мы поссорились немножко,                    29. Ежик, ежик,

Сели тихо у окошка.                                             Не царапай мне ножек,

А небе хмурые,                                                      Не коли меня, не режь,

Облака понурые.                                                   Не кусай меня, не ешь,

Но наконец мы дружно                                        Ты со мною помирись,

Захохотали так,                                                     Ты со мною подружись.

Что туча растворилась

И вместе с нею мрак.

30. Помирись со мной, дружок.

Скушай сладкий пирожок.

Вместе мы: и ты, и я,

Неразлучные друзья.

Пословицы и поговорки о добре, дружбе.

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.

В согласном стаде и волк не страшен.

Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душ

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Все за одного, один за всех.

Всяк дом хозяином хорош

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Для милого дружка и серёжка из ушка.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь

Доброе братство милее богатства.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружи с теми, кто лучше тебя самого.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Друзья познаются в беде.

Друзья познаются в несчастье.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

Знакомых много, а друзей мало.

И мудрому человеку совет требуется.

Каждый сам себе лучший друг.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.

Лучше умный враг, чем глупый друг.

Любят того, кто не обидит никого.

Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Не бросай друга в несчастье.

Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Неверный друг - опасный враг.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

Один в поле не воин.

Один палец не кулак.

Одна пчела много мёду не принесёт.

С тем не ужиться, кто любит браниться.

С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.

Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.

Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Человек человеку - друг и брат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...