Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание на участках детского сада в летний период»
консультация

Канатаева Валентина Ивановна

В данном материале даны рекомендации по организации трудового воспитания летом на участке детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Трудовое воспитание на участках детского сада в

летний период»

           Рано встаёт летнее солнце. Будит птиц в парках и садах, согревает крылья бабочек, чтобы расправили они их в полёте, раскрашивает яркими красками цветы и травы. Природа радуется ласковым лучам, манит к себе ребят. Надо сделать так, чтобы большую часть дня, а может быть и весь день, дети находились на воздухе. И при этом они должны не просто гулять, а заниматься интересной деятельностью.  В летних условиях в детском саду имеются все предпосылки для организации трудовой деятельности детей.

    Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богаче духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд – это проявление заботы людей друг о друге.

    Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных. Труд в природе летом создает благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. В руководстве общим или совместным коллективным трудом выделяется ряд моментов, связанных с научением детей нужным организационным навыкам. Определив общий объем работы, воспитатель распределяет его между участниками. Например, при уборке игровой площадки, один должен полить из лейки песок, другой - собрать мусор.

    Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.  Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в  большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

     Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда, в летний период. Это: выращивание овощей, зелени, цветов на участке; оформление клумб; уход за растениями (поливка, прополка, прореживание и др.); помощь воспитателю в выносе игрушек, заливке водой емкостей, поливке участка, мытье игрушек и др. поливка песка, раскладывании игрушек в песочнице и др. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Источником знаний могут служить рассказ воспитателя, чтение художественной литературы. Например, воспитатель обращает внимание на особенности какого-нибудь растения во время наблюдения, затем читает про него рассказ, расширяющий представления детей или например, при посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.      Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

       Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.  Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию  труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается.  При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.  

         В младшей группе воспитатель воспитывает желание соблюдать чистоту на участке (помощь воспитателю в сборе сухих веток); желание участвовать в уходе за растениями, учатся поливать их, замечают изменения произошедшие со знакомыми растениями (зацвели цветы, на кустарниках и деревьях появились плоды и ягоды и др.)

            В средней группе труд на природе летом усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают цветы и собирают урожай. Прополка, рыхление, подкормка растений производится воспитателем, а дети уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья. Дети помогают воспитателю: подмести участок, собрать крупный мусор, ветки на участке, убирают игрушки.

    В старшем дошкольном возрасте объем детского труда увеличивается. Летом  детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений. Педагог учит их правильно держать лейку, отличать культурные растения от сорняков. Дети учатся выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями (в огороде на клумбе высаживают различные виды овощей, цветов). С помощью воспитателя перекапывают грядки, окучивают, подвязывают, пропалывают, поливают, опрыскивают растения на огороде и в цветнике, собирают семена для посадки растений весной. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Также дети учатся очищать, мыть и убирать инвентарь, формируется умение наводить порядок на участке (подметать и очищать дорожки от мусора). Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода за ними, поливают растения, помогают воспитателю убрать ветки, пропалывают цветы, что способствует накоплению у них знаний о растениях, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.  

         Интересно можно организовать в летних условиях труд, тесно связанный с игрой, по поделке всевозможных игрушек - самоделок из прикладного материала, особенно увлекательный для детей старшей группы (у них больше умений и навыков в обращении с материалами).

Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребёнка. Во время прогулки внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминающий фигурку какого-либо зверя или птицы. А если этот природный материал принести в группу и открыть "мастерскую", ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе, со взрослыми.

А из шишек, бересты, желудей, репейника игрушки-зверушки можно сделать прямо на участке, во время прогулки с детьми в лес, в поле, к реке. Хорошо, если взрослые знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах, показать ядовитые растения, объяснить, почему их нельзя трогать. Можно предложить ребёнку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний, Такие полезные совместные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых.

             Также важно трудовое воспитание детей в семье. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Совместный труд доставляет радость не только детям, но и родителям. А радость труда - самая высокая радость, и надо, чтобы наши дети испытывали её почаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей " Трудовое воспитание детей в детском саду ".

"Трудовое воспитание детей в детском саду".Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов не упустить этот момент, ведь дошк...

Аналитическая справка по результатам текущего контроля «Проведение наблюдений на участке детского сада в летний период».

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей  с природой. Увеличилось время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому воспитатели заранее продумывают деятельность...

оформление цветников и участка детского сада в летний период

Оформление участка и цвектников  в леткий пеиод в детском саду...

Трудовое воспитание на участке детского сада «Уборка опавших листьев»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительнос...

Трудовое воспитание на участке детского сада

Трудовое воспитание на свежем воздухе не только формирует у детей трудовые навыки и развивает трудолюбие, но и налаживает дружественные взаимоотношения между детьми. Коллективная работа объединяет реб...

Трудовое воспитание на участке детского сада «Уборка опавших веток»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительнос...

Трудовое воспитание на участке детского сада

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка и развивает мышление, так как приходится с...