Педагогический проект "Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт …" - подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Волобуева Татьяна В.

Познавательно-исследовательский проект о подводных лодках познакомит детей с историей создания подводных лодок. С ребятами можно выяснить механизм работы (погружения, всплытия) современных субмарин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-podvodnye_lodki.docx22.5 КБ
Файл prilozhenie_k_proektu.docx247.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт …»

по познавательно-исследовательскому направлению

в подготовительной группе

                                                                     

                                                                    Воспитатель: Волобуева Т.В.

2024г

Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский

По содержанию: обучающий

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: краткосрочный

Состав проектной группы: воспитатели, дети и родители группы

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Актуальность

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Проблема

Осенью с детьми была организованна экскурсия в парк «Северное Тушино» в музей «Истории Военно-Морского флота России» и на подводную лодку Б-396 «Новосибирский комсомолец». Детей удивило, что у подводной лодки есть имя. После экскурсии было решено сделать книжки-малышки о военно-морских кораблях России.

Во время рассматривания книжек-малышек у детей возник вопрос, почему корабли плавают, а подводные лодки могут погружаться под воду и всплывать.

Так возник проект «Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт …»

Цель: познакомить с историей создания подводных лодок, выяснить механизм работы (погружения, всплытия) подводной лодки.

Задачи:

  • познакомить детей с историей создания подводных лодок,
  • изучить строение подводных лодок,
  • провести опыты и выяснить механизм работы (погружения, всплытия) подлодок,
  • развивать эмоционально-грамотную речь (при заучивании стихотворений, предложений),
  • воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою страну, знать и уважать её историю,
  • формировать навыки творческого сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты:

  • сформировать элементарные знания о Военно-Морском флоте России,
  • обогащение знаний детей о истории появления и создания подводных лодок,
  • сформировать заинтересованность детей о важных событиях в истории России, привить чувство любви и гордости за свою Родину,
  • повысить качество работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды образовательной деятельности,
  • установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами,
  • пополнение предметно-развивающей среды группы новыми иллюстративными и развивающими материалами.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (организационный) этап:

  • разработка стратегии реализации проекта,
  • составление плана основного этапа,
  • подбор материала о создании подводных лодок и их конструкции,
  • определение целей и задач проектной деятельности,
  • определение источников информации,
  • подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной этап:

Тема «История Военно-Морского флота России».

Программное содержание:

  • Познакомить с историей отечественного Военно-Морского флота.
  • Воспитывать патриотизм, пробудить интерес к истории.
  • Расширять знания и представления о военных профессиях, формировать у детей первые представления о особенностях воинской службы, воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Рассматривание иллюстраций «Моряки Военно-Морского флота России».

Прослушивание композиций «Служить России» И. Резник.

Беседы на темы: «Морские профессии», «Морской транспорт», «Морские обитатели», «Флаг Военно-Морского флота России».

Чтение стихотворения «Наша Родина – Россия!»

Чтение поговорок и пословиц про солдат.

Загадки на тему» Морские профессии».

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

Мультфильмы о морских приключениях «Катерок», «Капитан».

Художественная литература: «Рассказы старого моряка», Стёпа моряк», «Гордый кораблик».

Физкультминутка «Теплоход».

Дидактические и подвижные игры: «Моряки», «Морское путешествие на корабле»,

«Занимательное море», «Поймай рыбку», «Рыбак и рыбки».

Настольная игра «Адмирал».

Музыкальная игра «Море волнуется».

Рисование «Парусные корабли».

Конструирование «Парусники».

Тема «История создания подводных лодок»

Программное содержание:

  • Знакомить с историей изобретения подводных лодок.
  • Познакомить со строением подлодок.
  • Воспитывать патриотизм, пробудить интерес к истории.
  • Расширять знания и представления о военных профессиях, формировать у детей первые представления о особенностях воинской службы, воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Рассматривание иллюстраций «Подводные лодки России».

Прослушивание композиции «Марш подводников» В. Макаров, «Усталая подлодка» А. Пахмутова.

Беседы на тему: «Путешествие в подводное царство», «История возникновения подлодок», «Современные субмарины».

Чтение стихотворений: «Мы служим Родине!» Д. Еременко, «Акула» Л. Куликова.

Загадки на тему «Подводные лодки».

Мультфильмы: Фиксики «О подводной лодке», «2000 лье под водой» 1985г.

Художественная литература: «Как лодка подводной стала», А.Ю. Богдарин, «Энциклопедия кораблей и лодок» Л.М. Пеленицын, «Сказка о подводной лодке».

Физкультминутка «Зарядка моряков».

Дидактические и подвижные игры: «Подводная экспедиция», «Угадай на ощупь»,

«Подводный мир», «Путаница», «Море волнуется».

Настольная игра «Морской бой».

Рисование «Подводное путешествие».

Конструирование «Подлодки».

Аппликация «Путешествие на Северный полюс».

Пластилинография «Субмарины».

Тема: экспериментирование «Тонет – не тонет!», «Как плавают подлодки?»

Экспериментально показать, что некоторые тела (кусочки дерева или пенопласта) не тонут, а другие (кусок пластилина или стальной предмет) идут ко дну.

С помощью опыта показать, что из тяжёлого материала (пластилин) может быть сделана лодка, которая плавает на поверхности воды.

Провести эксперимент с пипеткой-водолаз.

Заключительный этап:

  • Создание мини-библиотеки по теме «История кораблей».
  • Оформление выставки различных моделей подводных лодок и кораблей.
  • Создание презентации проекта «Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт».

Формы взаимодействия с родителями

  • Оформление информации о истории Военно-Морского флота России.
  • Оформление папки-передвижки для родителей «Субмарины».
  • Организация выставки моделей подводных лодок «Модели субмарин России», выполненных совместно родители с детьми.
  • Участие в подборе материалов для организации мини-библиотеки «История кораблей».

Итоги реализации проекта

  • Дети получили новые знания о Военно-Морском России, познакомились с историей появления подводных лодок.
  • Дети узнали (участвуя в экспериментирование), как погружаются и всплывают подлодки в море.

Через чтение художественной литературы обогатили знания, повысили эмоциональность, эстетическое восприятие окружающего мира.

  • Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта, помогли в подборе иллюстративного материала для мини-библиотеки «История кораблей».
  • Проявили творческую инициативу при оформлении с детьми моделей подлодок.
  • Развивающая среда группы пополнилась книгами и иллюстрациями по теме проекта, дидактическими играми, подборками стихов.

Список литературы:

1. Болгаров Н.П. «Рассказы о подводной лодке» Воениздат, 1960.

2. Прасолов С.Н. «Устройство подводных лодок» М. Воениздат, 1978.

3. «Подводные лодки и глубоководные аппараты». Иллюстрированная энциклопедия. Джеффри Толл. М.: Эксмо, 2004.-256.

4. Документальные фильмы «Русские субмарины. История отечественного подводного флота». Режисер А. Вырский 2006.

5. Музыкальные композиции «Марш подводников» В. Макаров, «Усталая подлодка» А. Пахмутова.



Предварительный просмотр:

Приложение к проекту

Познавательная беседа в подготовительной группе

«История Военно-Морского флота России и Андреевского флага».

Программное содержание. Познакомить с историей Военно-Морского флота России. Воспитывать патриотизм, пробудить интерес к истории России. Расширять знания и представления о флаге Военно-Морского флота.

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь

Ход беседы:

Рождение Военно-Морского флота.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина – это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать! Посмотрите на карту.

Показываю карту России.

Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. Защищают границы сухопутные и морские войска.

Наша Родина – великая морская держава. На западе и на востоке, на севере и на юге её территорию омывают воды двенадцать морей.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они составляют Военно-Морской флот России.

Но были времена, когда Россия не имела флота и враги притесняли нашу страну, то с севера, то с юга. Необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I. В конце XVII небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь на берегу Воронеж-реки, волею Петра I было положено начало отечественному флоту.

Город Воронеж избрал Петр Iцентральным местом постройки Азовского флота, окрестности, которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

Построенный в Воронеже флот дол возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Чёрному морю.

Созданный усилиями своего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал своё назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

История Андреевского флага

Отгадайте загадку:

Чьи на море корабли? Из какой они страны?

Чтобы это знать могли капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают. Семь ветров их раздувают.

                                                                                                            Флаги

Андреевский флаг – главное корабельное знамя Российского флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни.

Апостол Андрей и его родной брат апостол Петр любили рыбачить на Галилейском озере.

Андрей был первым призван Христом в ученики и, поэтому был прозван Андрей Первозванный. Апостол Андрей обошел земли, заселенными славянами и прославился, как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мучительной смертью – распятием на кресте.

Апостол Андрей всегда почитался в России. В честь этого почитаемого святого

Петр I дал Андреевский флаг своему любимому детищу – Российскому флоту. И до сих пор военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Познавательная беседа в подготовительной группе

«История формы и профессий Военно-Морского флота России».

Программное содержание. Расширять знания и представления о форме Военно-Морского флота, о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы, воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка.

Аудиозапись: «Экипаж – одна семья» автор слов Ю. Погорельский,

композитор В. Плешак.

Словарная работа: капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы:

Форма Военно-Морского флота России.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введён костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды – широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зелёного цвета. Матросы должны были беречь свою форму, в противном случае виновника ждало суровое наказание. Впоследствии форма моряков – цвет, покрой – постоянно менялись.

Бескозырки появились в 1811 году – как «… повседневный, будничный головной убор», а ленточки появились на них только в 1857 году.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами появилась во времена парусного флота. Сначала тельняшки изготавливали из сурового полотна. Она очень практична: хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности.

Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства.

Сочетание полос на тельняшке символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе (неформальное) название тельняшки – «морская душа»!

Профессии на корабле.

Отгадайте загадку:

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый …                        капитан.

Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На корабле капитану подчиняются все! На корабле есть много других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль. Говорят, что выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт – только штурман.

310 лет назад по указу Петра I в России была создана Навигационная школа. Штурман прокладывает курс, исчисляет перемещение и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.

На корабле капитан и штурман конечно главные, но каждый член экипажа на корабле играет важную роль!

Давайте послушаем аудиозапись песни «Экипаж – одна семья» автор слов

Ю. Погорельский, композитор В. Плешак.

Аудиозапись «Экипаж – одна семья»

ФЭМП – «Путешествие на подводной лодке» подготовительная группа

Программное содержание:

Продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); закрепить навыки порядкового счёта в пределах 20, обратного счёта в пределах 10; развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Материалы и оборудование:

Схематическое изображение дороги в виде лабиринта с тремя тропинками (широкая, средняя, узкая) к подводной лодке; изображение подводной лодки; название подлодки в виде цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 на обратной стороне, которых буквы с названием лодки «ДРУЖБА»; сундучок; точечное изображение геометрических фигур; ребусы; схематическое изображение дороги по стрелкам; письмо от Немо.

Ход деятельности:

Организационная часть

Дети стоят в кругу.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на подводной лодке. Но, чтобы добраться к берегу моря, где находится наша лодка, надо найти правильную дорогу с помощью лабиринта.

Дидактическая игра «Лабиринт»

- Посмотрите внимательно на лабиринт. Перед вами 3 тропинки. Назовите их величину (широкая, средняя, узкая).

Дети ищут правильную тропинку.

Основная часть

- Вот мы и у подводной лодки. Нам нужны специальные пропуска, чтобы попасть на лодку.

Дидактическая игра «Открой букву»

- Ребята, у нашей лодки есть название. Хотите узнать?

- На доске цифры от 1 до 6 в разном порядке. Называя цифру, нужно поставить её на место, перевернув, и открыв на обратной стороне букву. Затем, когда откроются все буквы, прочитать название. Дети выполняют задание.

- Наша подводная лодка называется «Дружба».

- Занимаем места в лодке (на стульчиках), начинаем медленное погружение.

Дидактическая игра «Считаем до 20»

- Необходимо медленно посчитать до 20!

Дидактическая игра «Мозговой штурм»

- Внимание! Мы на дне моря!

Дети отправляются по воображаемому морю и находят сундучок с заданиями.

- Ребята, в этом сундучке какое-то письмо. Давайте прочитаем.

«Ребята, здравствуйте! Меня зовут капитан Немо – самый знаменитый капитан подводной лодки «Наутилус». Я очень обрадовался, когда узнал, что вы отправляетесь в путешествие по дну моря, и поэтому приготовил вам подарки. Но, чтобы получить их вам придётся выполнить несколько заданий.»

- справимся с заданиями капитана Немо? Ответы детей.

Педагог достает из сундучка 1 задание.

1 задание.

- Выполнить движение по схеме: 2 шага вперёд, 3 шага направо, 4 прыжка вверх, пролезть в обруч.

2 задание.

Соединить точки на листе бумаги и назвать, что получится.

3 задание.

Дети садятся за столы и разгадывают ребусы в парах.

Педагог достаёт из сундучка ещё одно письмо.

«Ребята, если вы читаете это письмо – значит, вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы! Вперёд за подарками!»

4 задание.

- Ориентируясь по стрелочкам схемы на листе бумаги, необходимо определить место нахождения клада, где лежат подарки.

- Наше путешествие по подводному миру закончилось. Пора возращаться!

Дети садятся в подлодку (на стульчики).

Дидактическая игра «Обратный счет от 10 до 1»

- Необходимо медленно посчитать от 10 до 1

Рефлексия

- С возращением! Ребята, как вам путешествие?

- Что вам понравилось в нашем путешествие? Ответы детей.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ИЗ БУМАГИ

Подводная лодка из втулок

Материалы: картонные втулки – 3 штуки, цветная бумага, соломинка для коктейля,

клей, ножницы.

Ход изготовления:

  • Первую втулку разворачиваем, обклеиваем её лицевую сторону цветной

Бумагой (можно оранжевой).

  • Прорезаем в первой втулке три отверстия: два из них – поменьше – на одном

уровне, третье отверстие – побольше, чуть ниже. Третье отверстие должно совпадать по диаметру с отверстием во второй втулке.

  • Вторую втулку обклеиваем голубой бумагой. Вырезаем по центру круглое

отверстие, совпадающее по диаметру с большим отверстием в первой втулке.

  • Вставляем вторую (голубую) втулку в первую – оранжевую. Совмещаем

между собой большие прорези. У нас получился корпус подводной лодки.

  • Далее в эту большую прорезь вставляем третью втулку, разрезанную пополам.

Эта втулка будет выступать люком лодки. Фиксируем клеем во втулке соломинку для коктейля – перископ нашей субмарины.

  • В голубой лист цветной бумаги заворачиваем салфетки. Формируем два

свёртка, толщина, которых совпадает с диаметром корпуса лодки. Вырезаем из оранжевой бумаги хвост подлодки и приклеиваем его к одному из свёртков.

  • Вставляем свёртки в корпус подводной лодки.

Субмарина в технике «оригами»

Материал: квадрат из бумаги 15х15 см

Поэтапная сборка подводной лодки в технике оригами для игры

Пошаговая инструкция:

  • Складываем лист в базовую форму «двойной квадрат».
  • Располагаем заготовку открытым краем вверх. Сгибаем правую сторону первого слоя к центру.
  • Повторяем то же действие слева. Нижний треугольник поднимаем. Раскрываем все сгибы. Складываем верхний слой в базовую форму «птица».
  • Переворачиваем фигуру и повторяем вышеописанные действия.
  • Поворачиваем заготовку раздвоенным концом вниз. Опускаем верхние клапаны, располагаем их по обеим сторонам центральной части.
  • Нижний угол складываем к середине.
  • Повторяем действие на обороте. Должна получиться подставка.
  • Переворачиваем фигуру на 180 градусов. Выделяем центральную часть.
  • С помощью обратной складки поднимаем треугольный клапан вертикально.
  • Острый конец подгибаем и закладываем внутрь.
  • Убираем углы, чтобы верхний край приобрёл плоскую форму.
  • Делаем то же самое на обороте. Подводная лодка готова!

Поэтапная сборка подводной лодки в технике оригами для игры

Поэтапная сборка подводной лодки в технике оригами для игры

Поэтапная сборка подводной лодки в технике оригами для игры

ЛЕПКА – Подводная лодка

Материалы: серый, голубой, жёлтый, синий пластилин; дощечка, стека, салфетки.

Изготовление поделки:

1. Изготовим основу подлодки. Из серого пластилина формируем каплевидную основу. Кончик основы сглаживаем.

2. Из ещё одного кусочка серого пластилина, но меньшего по размеру создаём верхушку подлодки. Сначала делаем шарик, а после немного его сплющиваем. После соединяем две слепленные детали лодки вместе.

3. К передней части корпуса присоединяем выпуклую лепёшку желтого цвета.

Из этого же цвета лепим винт лодки. Скатываем кусочки в каплевидные заготовки, расплющиваем их и приклеиваем к задней части корпуса. Центр винта (на стыке двух деталей) скрываем маленькими сплющенным шариком синего цвета.

4. Далее лепим прибор для наблюдения – перископ. Формируем его из колбасок синего, серого, желтого цвета. Присоединяем заготовку к выступающей верхней части корпуса и немного её сгибаем.

5. Из голубого пластилина создаем окошки-иллюминаторы.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Опыт №1 «Тонет – не тонет»

Цель: исследование явлений плавания тел в жидкости

Материалы: деревянная дощечка, пенопласт, стальной предмет, пластилин, маленькая пластмассовая баночка, прозрачная ёмкость с водой.

  • Некоторые тела (деревянная дощечка или пенопласт) не тонут, а другие (кусок пластилина или стальной предмет) идут ко дну.
  • Пустая банка плавает на поверхности воды, если её заполнить водой, то она тонет.

Вывод: Когда в банке воздух, она не тонет. В дереве и в пенопласте тоже имеется воздух, поэтому – они не тонут.

Опыт №2

Цель: установить причины погружения и всплытия подводных лодок

Материалы: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачный пластиковый стакан, емкость с водой.

  • Необходимо опустить в воду прозрачный пластиковый стакан (переворачивают его вверх дном) подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух.

Вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимает вверх, выталкивая из воды стакан.

Слайд 24

Опыт №3

Цель: установить причины погружения и всплытия подводных лодок

Материалы: пипетка (наполовину заполненная водой), пластиковая бутылка с водой.

Опускаем пипетку в бутылку. Закрываем бутылку пробкой. Сожмём бутылку, видим, что пипетка-водолаз погружается вниз. Перестаём сжимать бутылку, пипетка-водолаз всплывает вверх.

Вывод: Когда мы сжимаем бутылку, давление воды увеличивается и и объём воздуха внутри пипетки уменьшается - пипетка опускается вниз. Но, если перестать сжимать бутылку, плотность воздуха в пипетке возвращается к исходному значению и пипетка всплывает на поверхность.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на подводной лодке

Для детей подготовительной группы

Цель: Формировать умение комбинировать различные технические сюжеты в единый игровой сюжет, отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.

Задачи:

  • Расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представление о подводной лодке, морских профессиях.
  • Закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей.
  • Формировать умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт.

Участники: количество детей – 15 человек, возраст – 6-7 лет.

Материалы о оборудование:

  • Атрибуты для подлодки: мягкие большие модули, флаг России, спасательный круг, якорь, штурвал, бинокль, рация, ткань синего и белого цвета (для волн), трап.
  • Атрибуты для кассы: касса, билеты, монеты, рация, табличка «Закрыто» и «Открыто».
  • Атрибуты для острова: морские обитатели (игрушки из наглядного пособия), пазлы из 5-7 элементов с изображением морских обитателей, карточки с загадками, мешочек для игры «Угадай, кто в мешочке».
  • Элементы костюмов: фуражки, пилотки, тельняшки, медицинский халат, фартук, колпак, шляпы с полями, панамы, сумки дамские.
  • Оборудование: медицинский набор, медицинские карточки (капитан, штурман, моряк), кухонный набор (кастрюли, сковородки, чашки, ложки, вилки, стаканы), набор продуктов, набор для уборки на палубе, в каютах, куклы, книги.

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных подводных лодок (субмарин).
  • Чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире: В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», М. Поступальская «Планета Океан», М. Пластов «Капля в море», С. Сахарнов «Дельфиний остров», «Кто в море живёт?», А. Тамбиев «Как увидеть морское дно?», А. Усачев «Сказочное мореплавание».
  • Просмотр мультипликационных фильмов «Приключение капитан Врунгеля», «В поисках Немо», «Марин и его друзья», «Риф». Беседа после просмтра мультфильмов.
  • Конструирование субмарин из разных строительных материалов и из бумаги.
  • Сочинение рассказов на тему «А если бы я отправился в путешествие»
  • Беседы об обязанностях капитана, матросов, о классификации подводных лодок (грузовые, пассажирские, военные и т. д.)
  • Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, беседы по организации и проведении сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры (штурвал, якорь из толстого картона, билеты для посадки на субмарину, медицинские карточки); подбор игрушек (морские обитатели).

Проведение краткосрочных игр:

  • «Строим подводную лодку». Строительство подлодки из мягких модулей (обговаривая уточняя, что у подводной лодки есть нос, палуба, каюты, борт, трап и т. д.)
  • Знакомство с морской терминологией «задраить люки», «полный вперёд».

Ход игры:

1. Выбор сюжета для игры.

Педагог начинает беседу о лете, о прекрасной погоде, о путешествиях. Спрашивает детей, куда бы они хотели отправиться путешествовать, на чем бы они хотели бы отправиться путешествовать. Соглашается с одним из выборов.

2. Постройка подводной лодки.

- Для путешествия нам нужна подлодка (субмарина). Она строится из модулей.

Строительство сопровождается веселой музыкой.

3. Распределение ролей.

- Нам понадобится: экскурсовод (педагог), кассир, билетер, капитан, боцман, радист, врач, кок, официант, матросы, пассажиры.

4. Обследование у врача.

Вся команда вместе с капитаном проходят обследование у врача в медицинском кабинете и получают допуск к выходу в море.

5. Покупка билетов.

В это же время остальные дети покупают билеты в кассе на подлодку.

6. Команда занимает места.

Команда заняла свои места на подлодке.

7. Пассажиры занимают места.

Пассажиры вместе с кассиром по трапу поднимаются на субмарину. Билетер проверяет билеты. Капитан приветствует пассажиров. Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, задраивают люки и т. д.)

8. Путешествие началось.

  • Кок перечислил меню (уха, макароны по-флотски, компот). Официант перечислил меню из кафе (сок, кофе, чай, шоколад, булочки, фрукты). Пассажиры сделали заказ.
  • Экскурсовод показывает морского обитателя и рассказывает короткий рассказ про него (акула, осьминог, дельфин)
  • Официант разнес заказы пассажирам.
  • Врач спрашивает кто, как себя чувствует.

9. Высадка на остров.

Экскурсовод рассказывает о необычном острове, на который они приплыли. Звучит тихая музыка «Шум моря». Педагог предлагает выполнить занимательные задания.

Занимательные задания

  • Собрать пазлы из 5-7 элементов с изображением морских обитателей.
  • Отгадать загадку, отгадку найти среди игрушек и положить её в мешочек.
  • Дидактическая игра «Угадай, кто в мешочке» (не видя, на ощупь определить морского обитателя).
  • Подвижная игра «Море волнуется».

10. Посадка на подлодку.

Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, задраивают люки и т. д.)

11. Путешествие обратно.

  • Официант и кок кормят пассажиров и матросов.
  • Экскурсовод рассказывает о морских черепахах, так же обращает внимание на большое разнообразие медуз и рыб.

12. Возращение в порт.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что вы запомнили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться?

Советы по проведению и организации

Сюжетно-ролевую игру лучше проводить во второй половине дня. По времени она может занять 30-40 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Занятие по развитию речи. Тема: " Кто, где живёт?" подготовительная группа

В работе на тему:"Кто, где живёт", дети учатся образовывать однокоренные слова, знакомятся с понятием домашний адрес, номер дома, номер квартиры....

Дидактическая игра "Блюда народов Поволжья" (подготовительная группа)

Дидактическая игра закрепляет представления детей о народах Среднего Поволжья, их традициях и обычаях...

Отчет по месячнику посвященному национальным традициям мордовского народа в подготовительной группе № 12.

Отчет по месячнику  посвященному  национальным традициям  мордовского народа в подготовительной группе № 12....

Физкультурное развлечение «самые смелые, ловкие и умелые» для подготовительной группы

Данный материал помогает закрепить  знания детей  о  том,  что  здоровье зависит  от  нас  самих, что  каждый  должен заботиться о  своём здоровь...

Спортивный праздник «Смелые, сильные, ловкие, умелые» для подготовительной группы.

С помощью игр-эстафет убедиться ребятам какими они стали сильными, смелыми и ловкими....

Педагогический проект "Сказки народов мира" – подготовительная группа

Приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному....