ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ
статья (средняя группа)

Лилия Гайнуллина

В современном мире  проблема художественно-эстетического развития человека вызывает год от года все больший интерес общества, т.к. согласно информации последних исследований роль данного процесса в развитии личности несомненно высока.  В связи с чем определенно стоит задача в поиске оптимальных научных или практических видов деятельности для поиска оптимального образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей.

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что  наиважнейшая область воспитания ребенка отводится именно художественно-эстетического развитию.  Данное воспитание не только позволяет познать нравственную сторону действительности, но и в достаточной степени обогатить эмоциональную сферу ребенка, получить больше чувственного опыта,  повысить уровень нравственного развития, а также развить активность на познавательном уровне. Наукой доказан и тот факт, что художественно-эстетическое воспитание оказывает влияние и на физическое развитие ребенка, поэтому,  именно ему отводится значительная роль в общем воспитательном процессе личности.

Как следствие, в ходе художественно-эстетического воспитания происходит художественно-эстетическое развитие личности.

Рассмотрим, что собой представляет художественно-эстетическое развитие. Данному понятию есть довольно много определений, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н.А. Варки
можно найти такое выражение: «Педагогика определяет художественно-
эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного
воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [1, С.57].

И.Д. Запорожец, являясь достаточно известным и опытным педагогом в свою очередь определял художественно-эстетическое развитие как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [2, С.43].

Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития.

 По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее [3].

По словам Т. С. Комаровой, «художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников» [4, С.29].

 Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить [3].

К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей [3].

Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом [3].

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет.

Художественно-эстетическое развитие личности наиболее благоприятно формированию в дошкольном возрасте. Современная система дошкольного образования должна быть направлена именно  на обновление методико-
технологической составляющей образовательного процесса и практической
реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста на основе качественного ресурсного обеспечения (использование
целесообразных эффективных средств, форм и методов обучения,
ориентированных на становление ребёнка в позиции «Я-творец», создание
условий для саморазвития всех участников образовательного процесса: дети,
педагоги, родители).

Рассмотрим на рисунке 1, какие задачи  согласно ФГОС ДО стоят перед художественно-эстетическим развитием дошкольника в образовательной организации.

 

 

Рисунок 1 – Задачи художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО)

 

Художественно - эстетическое развитие ребенка не ограничивается только

тем, что  должны сформироваться эстетические чувства, появиться художественный вкус, собственный взгляд и идеал. Помимо всего этого, художественно - эстетическое развитие позволяет ребенку проводить оценку таких показателей как красота, гармония исследуемого  мира. Все эти возможности являются важнейшими элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей
творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.

В ДОО художественно – эстетическое воспитание неразрывно связано с другими образовательными и воспитательными разделами общей  педагогической системы.

На рисунке 2 отражены образовательные области, которые  включены, согласно общеобразовательных программ  в художественно-эстетическое развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДАПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ     В работе с детьми, имеющими р...