Консультация для воспитателей «Общение дошкольников: понятие, структура»
консультация

Анисимова Татьяна Владимировна

Консультация для воспитателей

«Общение дошкольников: понятие, структура»

 

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

- коммуникативная сторона общения (состоит в обме­не информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения (заключается в орга­низации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_obshchenie.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Общение дошкольников: понятие, структура»

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

         Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Общение ребенка со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого спектра его взаимодействия, побуждаемого теми или иными потребностями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка; которые он не может удовлетворить самостоятельно. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) Потребностью во впечатлениях: появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.

2) Потребностью в активной деятельности Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

3) потребностью в признании и поддержке. Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерной особенностью общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М. И. Лисина, Л. Н.Талигузова 1979). Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку. Действие общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает, можно выделить три основные категории:

- экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

- предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Определяя  функции общения, классифицируем их:

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для воспитателей «Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе....

Консультация для воспитателей "Общение воспитателя с родителями детей"

Консультация для воспитателей на тему: «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью п...

13.03.2019 Консультация для воспитателей «Общение детей со сверстниками в дошкольном возрасте».

В детском саду, дети общаясь друг с другом, усваивают определенные нормы взаимоотношений, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющие как более или менее устойчивые нравс...

Консультация для воспитателей "Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности"

Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника - игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок ...

Консультация для воспитателей «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились поня...