Презентация "Развивающий диалог"
презентация

Ручкина Анна Сергеевна

Презентация "Развивающий диалог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_dialog.pptx116.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Ручкина А.С., воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края «Развивающий диалог: с чего начать?».

Слайд 2

Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет: В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Слайд 3

Понятие: Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной(противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу. Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Слайд 4

Ц ель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со- беседники , со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Слайд 5

Задачи развивающего диалога – - р азвивать умение понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения); - вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности; - формировать умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами; - развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Слайд 6

Место развивающего диалога в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: Во время утреннего и вечернего круга Элементы развивающего диалога: - в режимных моментах - на занятиях - в проектной деятельности - в свободной деятельности - в игре

Слайд 7

Признаки развивающего диалога - Проблемная ситуация - Дети активно включаются в диалог: задают вопросы; поддерживают беседу; им интересно мнение других; п роявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение; аргументируют своё мнение. - Использование новых слов - Появляются суждения

Слайд 8

Структура развивающего диалога: - Проблемная ситуация - Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации - Обсуждение проблемы - Структурирование ответов детей - Анализ высказываний - Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы) - Проверка гипотезы и вывод

Слайд 9

Для чего нужно вести развивающий диалог? - педагог совершенствует свой собственный опыт - педагог может напрямую поработать со своими собственными трудностями, что поможет ему одновременно изучить их и углубиться в понимании - педагог видит какие трудности возникают у детей - ребенок осознает собственные сложности и пытается понять их суть

Слайд 10

Сопротивления педагога во время внедрения азвивающего диалога в свою практику: - нет времени - спонтанность - потеря статуса - слишком маленькие

Слайд 11

Как сделать диалог развивающим? - п едагог с тавит проблему; - с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс; - не прерывает и не торопит детей; - не даёт готовых ответов; - использует противоречия; - аргументирует свой ответ; - старается не упустить ни одного ребёнка; - отвечает на вопросы детей; - должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно); - должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

Слайд 12

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: - создание проблемных ситуаций; - постановка проблемных вопросов; - работа с правилами; - круги доверия (работа в парах, мини группах) Что должен учитывать педагог: - интересы и потребности детей; - опыт; - возраст; - индивидуальные особенности детей; - текущие события в группе

Слайд 13

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: - з адаётся проблемный вопрос ( Как вы думаете? Как вы считаете?) - выдвигаются версии детей с обоснованием; - педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии - возвращаются к проблемному вопросу ( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.

Слайд 14

Следующий этап - проблемные вопросы: Существуют вопросы следующего характера: - субъективный (Что вы думаете об этом?) - у точняющий (Верно ли?) - п очемучкин (Объясните, почему?) - оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?) - воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Слайд 15

Проблемные вопросы могут быть открытые и закрытые: Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». - это способ вовлечь ребенка в разговор - это вопросы, ответить на которые можно развернуто, используя собственные знания и чувства. Не задавайте закрытых вопросов, которые предусматривают только односложный ответ.

Слайд 16

Открытые вопросы: - почему? - как? - что? - зачем? - расскажи о ? - что думаешь о? Закрытые вопросы: - есть? был? - сделал? сделала? - будет? не будет?

Слайд 17

Что дают открытые вопросы: - стимулируют творческие способности - расширяют горизонты мышления - требуют подключения интуитивных и аналитических способностей - заставляют людей задуматься о причинах и возможных последствиях Уточняющие вопросы - задайте уточняющий вопрос для выяснения непонятных моментов - задайте уточняющий вопрос для выяснения дополнительной информации

Слайд 18

Диалог состоится если: - ребенок тоже задает открытые вопросы - объясняйте свои вопросы - задавайте краткие и конкретные вопросы - научитесь слышать

Слайд 19

Следующий этап – работа с правилами Правила ведения диалога: - вопросы продумывайте заранее - не давайте готовых ответов - не говорите «Не правильно!» - показывайте детям, что все их идеи и гипотезы интересны - поддерживайте детскую инициативу - резюмируйте время от времени то, что было сказано, называя детей по именам - позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречивой ситуации - позволяйте детям обсудить, что произошло

Слайд 20

Правила для детей: - СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО - ЛЮБЫЕ ИДЕИ ВАЖНЫ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ТАК СЧИТАЕШЬ - ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ - НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ - ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС

Слайд 21

П оследний этап - круги доверия (утренний и вечерний круги) Круги доверия направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Слайд 22

Предполагаемые результаты: - р азвитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности. - р азвитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. - р азвитие умения соблюдать установленные нормы и правила. - о знакомление с окружающим миром, развитие речи. - о беспечение эмоционального комфорта.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Конспект НОД "Истоки диалога"

Программное содержание:             Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостояте...

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

диалог с родителями

обучение ритма...