Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Камышенцева Ольга Юрьевна

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_02_12g_hl_monolog_i_dialog.__vezhlivye_slova..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению

                                               

              с художественной литературой.

                                                             

Тема: Монолог и диалог.  Вежливые слова.

 

                                               

                                               Составила:

                                           воспитатель подготовительной группы

                                                                                                                                 

                                                Камышенцева О.Ю.

Программное содержание:

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог.

Уточнить представления детей о семье, об отношениях в семье, желание помогать членам семьи.

Воспитывать социальное сознание детей, развивать устойчивые навыки общения, культуру поведения.

Оборудование:

Мяч, листы бумаги, карандаши, фломастеры, музыкальный фон.

Ход:

1ч. Провести игру на сосредоточение внимания и коммуникабельность «Какой ты ?».

Дети встают в круг и, передавая друг другу   красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.

- Саша, ты добрый!

- Данила, ты веселый!

- Даша, ты спортивная! И т. д.

2ч. – Ребята, мы с вами уже говорили о том, что человек является частью живой природы.  - В чём же главное отличие человека от животных?

- Правильно! Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются.

Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог.

 Что же это значит?

 Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих людей.

- Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете?

- А если я начну с кем то из вас разговаривать, то как мы это назовём?

 - Молодцы! А сейчас я прочитаю вам два разных литературных произведения, а вы определите, к какому виду речи они относятся.

                                         А.Яким «Родня».

 Мама с папой – моя родня, нет родни родней у меня.

 И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий – Тишка.

 Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.

 Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щётка,

 Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфетка – Тишке!

 А ещё есть друг у меня, друг Серёжка мне тоже родня,

 Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.

 Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!

- Понравилось вам стихотворение?

- Как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?

- О чём рассказывает мальчик?    Есть ли у мальчика собеседник?

- Как мы назовём его речь?

- Почему?

- Вы правильно определили, что этот образец речи относится к монологу, т.к. мальчик рассказывал о своей семье, ни с кем не беседуя, в форме повествования.

  3ч. Физкультминутка.

      Раз – поднялся, потянулся,

      Два – согнулся, разогнулся,

      Три – в ладоши три хлопка,

      Головою три кивка.

      На четыре – руки шире,

      Пять – руками помахать,

      Шесть – на стульчик сесть опять.

(дети выполняют соответствующие  речёвке  движения).

4ч. – Ну что ж, послушайте ещё одно произведение:

                                            Д.Габе «Работа»

Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.

Мама убирает квартиру. Папа чинит окно.

- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.

Мне обидно до слёз.

- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.

- Держи, - говорит мама и даёт мне сумку.

Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда - то задевала.

- Ничего, - говорит папа, - переживём. В следующий раз будешь внимательнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.

Я стала поливать цветы, всё полила, только на пол пролила немножко.

- Ничего, - говорит мама – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.

Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.

- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.

- О чём говорится в этом рассказе?

- От чьего лица он рассказывается?

- О чём рассказывает девочка?

- Есть ли у девочки собеседники? Кто?

- Как мы назовём речь людей в этом рассказе? (диалогическая речь).

5ч. – Ребята, а как бы вы охарактеризовали детей из стихотворения и рассказа?

Выслушиваем мнения детей – мальчик очень добрый, хороший, любит своих близких, друзей; девочка послушная, заботливая, трудолюбивая и т.д.  

- Расскажите, а как вы относитесь к членам своей семьи, есть ли у вас обязанности, дают ли вам поручения и как вы их выполняете?  

6ч. Предложить детям для закрепления темы придумать и нарисовать символы монологической и диалогической речи, например в виде лиц гномиков или детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».

В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...

Конспект занятия по развитию речи "Живые слова"

Познакомить детей со сказкой и с бабушкой Дашей.   Использовать при составлении описательного рассказа эмпатию ТРИЗ.    Закрепить владение приемами: «Бесконечное предложение», «Х...

конспект занятия по речевому развитию "Страна слов"

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну слов".Цель: Расширять словарный запас слов через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая ок...

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...