Формирование саморегуляции у дошкольников
статья
Формирование саморегуляции у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samoregulyatsii_u_doshkolnikov.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование саморегуляции у дошкольников
Саморегуляция – это процесс, который позволяет человеку контролировать и регулировать свои мысли, эмоции, поведение и реакции на различные ситуации. Саморегуляция включает в себя умение управлять своими эмоциями, стрессом, вниманием, а также способность принимать взвешенные решения и контролировать свои действия. Она играет важную роль в психологическом благополучии человека, помогая ему адаптироваться к изменяющимся условиям и достигать поставленных целей.
Основными особенностями саморегуляции являются:
1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
- Осознавать свое тело и пространство вокруг себя
- Координировать движения
- Умение контролировать дыхание
- Работать над осанкой и правильным положением тела
- Умение расслабляться и концентрироваться на выполнении движений.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
- произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Сфера общения:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Игры, способствующие развитию навыков саморегуляции
1. "Шарики на воде" - игра, в которой дети должны удерживать шарики на поверхности воды, не давая им упасть. Это помогает развивать у детей концентрацию и внимание.
2. "Музыкальные стулья" - игра, в которой дети должны двигаться под музыку и садиться на стулья, когда музыка останавливается. Это помогает развивать у детей умение контролировать свои эмоции и действия.
3. "Забавные упражнения" - игра, в которой дети выполняют различные физические упражнения, следуя указаниям взрослого. Это помогает развивать у детей самоконтроль и умение следовать инструкциям.
4. "Сказочные роли" - игра, в которой дети играют различные роли из сказок и придумывают свои собственные истории. Это помогает развивать у детей фантазию и способность контролировать свое поведение в различных ситуациях.
5. "Пазлы" - игра, в которой дети собирают пазлы разной сложности. Это помогает развивать у детей логическое мышление и терпение.
6. "Тренировка внимания" - игра, в которой дети должны найти и собрать определенные предметы или картинки в заданном порядке. Это помогает развивать у детей внимание и умение сосредотачиваться на задаче.
7. "Игра в молчанку" - игра, в которой дети должны молчать и не двигаться в течение определенного времени. Это помогает развивать у детей самоконтроль и способность справляться с чувством нетерпения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников"
Развитие способности дошкольника к личностной саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса. Формирование саморегуляции - сложны...
Доклад: «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»
доклад на педсовете...
Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников в процессе развития речевой деятельности»
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся совет...
Консультация "Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников"
Материал для воспитателей ДОУ....
Подвижные игры как средство формирования саморегуляции у дошкольников
В последние годы проблема развития саморегуляции и произвольности поведения у старших дошкольников приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием взрослых к качеству подготовки детей к шк...