Формирование саморегуляции у дошкольников
статья

Своднина Ангелина Федоровна

Формирование саморегуляции у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samoregulyatsii_u_doshkolnikov.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование саморегуляции у дошкольников

Саморегуляция – это процесс, который позволяет человеку контролировать и регулировать свои мысли, эмоции, поведение и реакции на различные ситуации. Саморегуляция включает в себя умение управлять своими эмоциями, стрессом, вниманием, а также способность принимать взвешенные решения и контролировать свои действия. Она играет важную роль в психологическом благополучии человека, помогая ему адаптироваться к изменяющимся условиям и достигать поставленных целей.

Основными особенностями саморегуляции являются:

1. Осознанность действий -  для чего, зачем надо выполнять это задание.

   2. Активное включение в деятельность -  С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.

  3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.

 4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • Осознавать свое тело и пространство вокруг себя
  • Координировать движения
  • Умение контролировать дыхание
  • Работать над осанкой и правильным положением тела
  • Умение расслабляться и концентрироваться на выполнении движений.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
  • произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Игры, способствующие развитию навыков саморегуляции

1. "Шарики на воде" - игра, в которой дети должны удерживать шарики на поверхности воды, не давая им упасть. Это помогает развивать у детей концентрацию и внимание.

2. "Музыкальные стулья" - игра, в которой дети должны двигаться под музыку и садиться на стулья, когда музыка останавливается. Это помогает развивать у детей умение контролировать свои эмоции и действия.

3. "Забавные упражнения" - игра, в которой дети выполняют различные физические упражнения, следуя указаниям взрослого. Это помогает развивать у детей самоконтроль и умение следовать инструкциям.

4. "Сказочные роли" - игра, в которой дети играют различные роли из сказок и придумывают свои собственные истории. Это помогает развивать у детей фантазию и способность контролировать свое поведение в различных ситуациях.

5. "Пазлы" - игра, в которой дети собирают пазлы разной сложности. Это помогает развивать у детей логическое мышление и терпение.

6. "Тренировка внимания" - игра, в которой дети должны найти и собрать определенные предметы или картинки в заданном порядке. Это помогает развивать у детей внимание и умение сосредотачиваться на задаче.

7. "Игра в молчанку" - игра, в которой дети должны молчать и не двигаться в течение определенного времени. Это помогает развивать у детей самоконтроль и способность справляться с чувством нетерпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников"

  Развитие способности дошкольника к личностной саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса. Формирование саморегуляции - сложны...

Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся совет...

Подвижные игры как средство формирования саморегуляции у дошкольников

В последние годы проблема развития саморегуляции и произвольности поведения у старших дошкольников приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием взрослых к качеству подготовки детей к шк...