Мастер класс на тему: «Финансовая грамотность»
методическая разработка

Сушенцова Светлана Александровна

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gromotnost.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

 Воспитатель: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая.

 Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. Это крупный магазин, у него не счесть витрин, Все найдется на прилавке, от одежды до булавки………супермаркет

2. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар. называются ………товар

3. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

4. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам…….продавцы

5. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. Весы

6. За сметану, хлеб и сыр. В кассе чек пробьет………кассир

7. И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

8. У какого аппарата, выдается нам зарплата……….банкомат

9. Очень вкусная витрина, овощного ………..  магазина

10. Дядя Коля – нумизмат. Значит, каждый экспонат я скажу вам по секрету называется……….. монета.

11. Расчет зарплаты- знать –пора, проводят в срок ………….бухгалтера

12. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

13. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

14. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

15. Как ребенка нет без мамы, продажи нету без ……..рекламы.

 Воспитатель: Следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?  Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.».

Хвалит

3.  Что согласно пословицы, рубль бережёт. копейка

4. Что дороже денег. Уговор.

5. Продолжи пословицу Не имей сто рублей, а имей ………….100 друзей.

6.Что согласно пословицы, может  без ног весь свет обойти……..денежка.

(Денежка без ног, а весь свет обойдет)

7.Что можно нелегко нажить, а легко прожить…………..деньги.

(Нелегко деньги нажить, а легко прожить)

8.Что может быть  вовремя -дороже рубля…………….копейка

(Вовремя копейка, дороже рубля)

9.Продолжи пословицу Деньги не грибы,……можно и зимой найти

Да. Молодцы. Все ответы верны.

  

Воспитатель: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

 Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

 А ещё я хочу предложить вашему вниманию сказки по финансовой грамотности.

Предлагаю сказки и показываю их. Есть картотека могу скинуть.

 Воспитатель: Все мы знаем что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

 

«Сигнальщики» (товар или услуга) Провести с педагогами

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар),посещение поликлиники- услуга,  мебель -товар, посещение детского сада- услуга и т.д

 1. Ещё я предлагаю вашему вниманию игру «Семейный бюджет: расходы и доходы».  Цель игры: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению; ознакомить детей с понятиями «доходы», «расходы»

Объясняю правила игры

2.Следующая игра из этой же серии «Что можно купить за деньги, а что нельзя». Цель игры: Формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношениях. Развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения. Воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным.

Объясняю правила игры.

3. И ещё одна игра называется «Хочу и надо»

Цель игры: Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 

Объясняю правила игры

«Что дороже?»

Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле»

Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар. (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч).

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

 Воспитатель: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: «Финансовая грамотность дошкольников»

Ни для кого не секрет, что человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому, живя в современном мире, дети должны знать, как правильно пользоваться средствами, которые они б...

«Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников по средствам игр и мнемотаблиц»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39т посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район...

Мастер – класс «Игровой мир финансовой грамотности»

Цель: повышение компетентности воспитателей в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО....

Мастер класс по теме : «Финансовая грамотность дошкольников».

Цель мастер-класса : повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по фи...

Мастер-класс на тему: «Финансовая грамотность старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...