Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес».
методическая разработка (младшая группа)

Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и  младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес».

 

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка.

Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений.

Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Мы, педагоги,  должны  способствовать развитию у детей умения :

Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства. Осуществлять некоторую последовательность действий. Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку. Определять количество объектов и т. д.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств  предметов.

В качестве сенсорных эталонов могут выступать:

Цвета (шесть основных цветов)

Формы  (геометрические фигуры)

Величины (метрическая система  мер).

Ранний  возраст и младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры.

Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста эффективно использовать пособие "Фиалетовый лес" В. Воскобовича.

«Фиолетовый лес»- способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром); развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения); развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.

Формой реализации материалов В. В. Воскобовича является игра, которая «обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям».   
Данное пособие это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости. Сенсорное развитие развивается лучше у детей дошкольного возраста, если придерживаться в работе нового неизвестного ребенку, сказки, истории, которые естественно сопровождаются детской помощью, где есть трудности, препятствия, которые могут быть ими преодолены. Применение игр с пособием «Фиолетовый лес», помогает развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, развитие воображения и творческой активности.

Так как мы на данный момент работаем с самыми маленькими детьми дошкольного возраста, предлагаем вашему вниманию игры для данного возраста.

Тема: "Бусы для Жужи и Фифы"

Задачи: Закрепление представлений об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый)

Материал: кружки, герои: гусеница Фифа, пчелка Жужа, гномики Кохле, Желе, Зеле, Селе, набор "Разноцветные веревочки"

Ход игры: Гномики решили подарить пчелке Жуже и гусенице Фифе бусы, но пока они до них шли, случайно порвали бусы и очень расстроились, все бусинки перемешались.

Помоги гномикам собрать бусы по цвету и прикрепить на веревочку.

 

 

 

Игра «Помоги гномикам найти свой домик».

Задачи: Закреплять знания детей о цветах. Формировать умение классифицировать предметы по цвету.

Материалы и оборудование: пособие «Разноцветные квадраты», набор карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе) и круги – липучки.

Ход игры: Однажды гномы гуляли на полянке. И вот на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошел дождь. Гномики Кохле, Охле, Желе, Зеле испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Я вам предлагаю зажечь фонарики над их домиками. Для этого нам надо прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами такого же цвета. А теперь под квадраты поставьте соответствующие по цвету картинки.(детям по старше уже можно усложнять).

 

Игра «Раздели фигуры».

Задачи:  формировать умение классифицировать предметы по определѐнному признаку (форма)

- закреплять понятия «большой», «маленький»;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- развивать внимание, мышление.

Материал и оборудование: игра «Фонарики» на каждого ребѐнка, «Фиолетовый лес»,гномы Кохле Зеле.

Ход игры: В гости к нам пришли гномы Кохле и Зеле и принесли с собой игру «Фонарики». Гномики решили поиграть с фонариками, но никак не смогли разделить между собой игру. Они не могли решить, кто какими фигурами будет играть. Давайте мы поможем гномикам разделить игру.

Дети делят игру по признаку цвета. Кохле все красные фигуры, Зеле все зелѐные.

Какие фигуры достались Кохле, а какие Зеле?

Сколько фигур у каждого гнома?

Сколько у Кохле треугольников, квадратов, прямоугольников и т.д.?

Задать вопрос педагогам:

Как ещѐ можно разделить фигуры? (по размеру больший и маленькие, по форме (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники). Что мы можем построить из фигур, которые достались гномам?

 

Помоги ёжикам собрать листочки.

Задачи: закреплять умение выделять признак «Большой» и  «Маленький»; развивать умение группировать предметы по размеру.

Материал: «фиолетовый лес», ёжики  и листочки двух размеров.

Ход игры: Ёжики гуляли по лесу и увидели много красивых листочков. Листочки им понравились, что они решили ими украсить свои домики. Большой ёжик решил собрать большие листочки, маленький ёжик-маленькие листочки. Но сами они никак не могут справиться. Педагог предлагает помочь ёжикам: прикрепить на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому ёжику-маленькие листочки.

 

Три медведя

Задачи: закреплять умение выделять признак большой ,средняя, маленький.

Материал: Три медведя, фиолетовый лес, три дерева разной высоты, пособие «Черепашки», набор кружочков, три красные и  желтые черепашки разного размера игры «Черепашки-Ларчик» ,

В Фиолетовом лесу три дерева и куст, на котором висят ягоды малины (три красные черепашки -малина). Медведи по лесу гуляли, малину и мед собирали. Папа-медведь к кусту малины подошел большую ягоду нашел.(Ребенок, у которого медведь, срывает соответствующую ягоду. Аналогично, медведица находит ягоду поменьше (среднюю), а медвежонок маленькую).

Пчелы жужжат, у них на деревьях домики.(Давайте пожужжим как пчёлки жужжат) Медведь на самое высокое дерево залез. (Ребенок, у которого медведь, приклеивает его на соответствующее дерево). Мама медведица залезла на дерево пониже, а медвежонок на самое низкое.

Папа медведь громко рычал. (Дети рычат).

Пчел напугал, очень мало меда набрал. (На ковре три желтые черепашки разного размера). (Ребенок, у которого медведь берет маленькую желтую черепашку). Медведица меда набрала побольше. Медвежонок вежливо у пчел меда попросил, больше всех меда притащил.

 

Дождик в сказочном лесу.

Задачи игры: Расширять знания и представления детей о обитателях леса; расширять представления о характеристиках предметов (большой - маленький), закреплять данные понятия в речи; развивать зрительное восприятие величины.

Материал: «Фиолетовый лес», ежики, мышки, большая и маленькая тучи, капельки большие и маленькие, большая и маленькая елочки, солнышко.

(Педагог предлагает детям отправиться в сказочный лес).

 «В сказочном лесу все волшебное и необычное, даже животные». (Педагог предлагает найти и рассмотреть обитателей леса (мыши, ежики, волк, медведь), сравнить их по величине). Но в это время на небе появились тучи (педагог прикрепляет большую и маленькую тучу). И закапал дождик, из большой – большие капли, из маленькой – маленькие (педагог предлагает разместить капельки к своей тучке). Испугались животные дождя и спрятались под елочки: большие – под большой, маленькие – под маленькие (педагог предлагает детям спрятать животных от дождя). Закончился дождь, выглянуло солнышко, вышли животные на полянку. Животные благодарят детей и прощаются.

 

«Домик для колобка»

Задачи:Развивать умение собирать несложную форму из деталей игры «Фонарики».

Развивать умение различать предметы по цвету, форме, величине.   

Материал:Игра «Фонарики», фигурка колобка, книга «Колобок»     

Воспитатель: ребята, вы помните сказку «Колобок»? Кто съел колобка?

Ответы детей.

Воспитатель: этого бы могло не случиться, если бы колобок спрятался. Где можно спрятать колобка?

Ответы детей.

Воспитатель: мы можем построить домик для колобка?  Из чего будем строить? Из каких частей состоит дом?

А из этих фигур можно построить?

У дома есть стены. Какой они формы, цвета? А что защищает дом от дождя?

Какая крыша по форме? А цвет какой? А труба есть? Для чего она нужна? Где ее расположить? Что еще есть у дома?

Какого цвета труба, окно?

Из каких деталей построили дом?

Дом получился большой или маленький?

Этот домик поможет Колобку спрятаться от лисы? Ответы детей.

Помочь детям выбрать детали для постройки домика для Колобка.

 

«Вагончики для Гномов»

Задача: Расширять знание о транспорте, развивать мелку моторику рук.

Материал: Гномы- Кохле, Желе, Селе, Зеле. Игра "фонарики".

В нашем фиолетовом лесу созрели яблочки Гномы-  Кохле, Желе, Селе и Зеле их собрали. Они просят вас о помощи. Загрузить всё яблочки в вагоны поезда, но вот беда поезд есть, а вагончиков нет. Давайте выручать наших Гномов сделаем с вами вагоны. Дети по образцу делают вагоны, путём наложения.

 

Таким образом, использование игр с пособием В.Воскобовича  «Фиолетовый лес»  способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sensorike.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и  младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес».

 

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка.

Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений.

Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Мы, педагоги,  должны  способствовать развитию у детей умения :

Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства. Осуществлять некоторую последовательность действий. Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку. Определять количество объектов и т. д.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств  предметов.

В качестве сенсорных эталонов могут выступать:

Цвета (шесть основных цветов)

Формы  (геометрические фигуры)

Величины (метрическая система  мер).

Ранний  возраст и младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры.

Для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста эффективно использовать пособие "Фиалетовый лес" В. Воскобовича.

«Фиолетовый лес»- способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром); развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения); развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.

Формой реализации материалов В. В. Воскобовича является игра, которая «обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям».   
Данное пособие это своего рода виртуальный, несуществующий мир и его внутренний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости. Сенсорное развитие развивается лучше у детей дошкольного возраста, если придерживаться в работе нового неизвестного ребенку, сказки, истории, которые естественно сопровождаются детской помощью, где есть трудности, препятствия, которые могут быть ими преодолены. Применение игр с пособием «Фиолетовый лес», помогает развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, развитие воображения и творческой активности.

Так как мы на данный момент работаем с самыми маленькими детьми дошкольного возраста, предлагаем вашему вниманию игры для данного возраста.

Тема: "Бусы для Жужи и Фифы"

Задачи: Закрепление представлений об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый)

Материал: кружки, герои: гусеница Фифа, пчелка Жужа, гномики Кохле, Желе, Зеле, Селе, набор "Разноцветные веревочки"

Ход игры: Гномики решили подарить пчелке Жуже и гусенице Фифе бусы, но пока они до них шли, случайно порвали бусы и очень расстроились, все бусинки перемешались.

Помоги гномикам собрать бусы по цвету и прикрепить на веревочку.

 

 

 

Игра «Помоги гномикам найти свой домик».

Задачи: Закреплять знания детей о цветах. Формировать умение классифицировать предметы по цвету.

Материалы и оборудование: пособие «Разноцветные квадраты», набор карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, Зеле, Селе) и круги – липучки.

Ход игры: Однажды гномы гуляли на полянке. И вот на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На полянке стало темно, и пошел дождь. Гномики Кохле, Охле, Желе, Зеле испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Я вам предлагаю зажечь фонарики над их домиками. Для этого нам надо прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами такого же цвета. А теперь под квадраты поставьте соответствующие по цвету картинки.(детям по старше уже можно усложнять).

 

Игра «Раздели фигуры».

Задачи:  формировать умение классифицировать предметы по определѐнному признаку (форма)

- закреплять понятия «большой», «маленький»;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- развивать внимание, мышление.

Материал и оборудование: игра «Фонарики» на каждого ребѐнка, «Фиолетовый лес»,гномы Кохле Зеле.

Ход игры: В гости к нам пришли гномы Кохле и Зеле и принесли с собой игру «Фонарики». Гномики решили поиграть с фонариками, но никак не смогли разделить между собой игру. Они не могли решить, кто какими фигурами будет играть. Давайте мы поможем гномикам разделить игру.

Дети делят игру по признаку цвета. Кохле все красные фигуры, Зеле все зелѐные.

Какие фигуры достались Кохле, а какие Зеле?

Сколько фигур у каждого гнома?

Сколько у Кохле треугольников, квадратов, прямоугольников и т.д.?

Задать вопрос педагогам:

Как ещѐ можно разделить фигуры? (по размеру больший и маленькие, по форме (круги,квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники). Что мы можем построить из фигур, которые достались гномам?

 

Помоги ёжикам собрать листочки.

Задачи: закреплять умение выделять признак «Большой» и  «Маленький»; развивать умение группировать предметы по размеру.

Материал: «фиолетовый лес», ёжики  и листочки двух размеров.

Ход игры: Ёжики гуляли по лесу и увидели много красивых листочков. Листочки им понравились, что они решили ими украсить свои домики. Большой ёжик решил собрать большие листочки, маленький ёжик-маленькие листочки. Но сами они никак не могут справиться. Педагог предлагает помочь ёжикам: прикрепить на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому ёжику-маленькие листочки.

 

   Три медведя

  Задачи: закреплять умение выделять признак большой ,средняя, маленький.

Материал: Три медведя, фиолетовый лес, три дерева разной высоты, пособие «Черепашки», набор кружочков, три красные и  желтые черепашки разного размера игры «Черепашки-Ларчик» ,

В Фиолетовом лесу три дерева и куст, на котором висят ягоды малины (три красные черепашки -малина). Медведи по лесу гуляли, малину и мед собирали. Папа-медведь к кусту малины подошел большую ягоду нашел.(Ребенок, у которого медведь, срывает соответствующую ягоду. Аналогично, медведица находит ягоду поменьше (среднюю), а медвежонок маленькую).

Пчелы жужжат, у них на деревьях домики.(Давайте пожужжим как пчёлки жужжат) Медведь на самое высокое дерево залез. (Ребенок, у которого медведь, приклеивает его на соответствующее дерево). Мама медведица залезла на дерево пониже, а медвежонок на самое низкое.

Папа медведь громко рычал. (Дети рычат).

Пчел напугал, очень мало меда набрал. (На ковре три желтые черепашки разного размера). (Ребенок, у которого медведь берет маленькую желтую черепашку). Медведица меда набрала побольше. Медвежонок вежливо у пчел меда попросил, больше всех меда притащил.

 

Дождик в сказочном лесу.

Задачи игры: Расширять знания и представления детей о обитателях леса; расширять представления о характеристиках предметов (большой - маленький), закреплять данные понятия в речи; развивать зрительное восприятие величины.

Материал: «Фиолетовый лес», ежики, мышки, большая и маленькая тучи, капельки большие и маленькие, большая и маленькая елочки, солнышко.

(Педагог предлагает детям отправиться в сказочный лес).

 «В сказочном лесу все волшебное и необычное, даже животные». (Педагог предлагает найти и рассмотреть обитателей леса (мыши, ежики, волк, медведь), сравнить их по величине). Но в это время на небе появились тучи (педагог прикрепляет большую и маленькую тучу). И закапал дождик, из большой – большие капли, из маленькой – маленькие (педагог предлагает разместить капельки к своей тучке). Испугались животные дождя и спрятались под елочки: большие – под большой, маленькие – под маленькие (педагог предлагает детям спрятать животных от дождя). Закончился дождь, выглянуло солнышко, вышли животные на полянку. Животные благодарят детей и прощаются.

 

«Домик для колобка»

Задачи:Развивать умение собирать несложную форму из деталей игры «Фонарики».

Развивать умение различать предметы по цвету, форме, величине.   

Материал:Игра «Фонарики», фигурка колобка, книга «Колобок»     

Воспитатель: ребята, вы помните сказку «Колобок»? Кто съел колобка?

Ответы детей.

Воспитатель: этого бы могло не случиться, если бы колобок спрятался. Где можно спрятать колобка?

Ответы детей.

Воспитатель: мы можем построить домик для колобка?  Из чего будем строить? Из каких частей состоит дом?

А из этих фигур можно построить?

У дома есть стены. Какой они формы, цвета? А что защищает дом от дождя?

Какая крыша по форме? А цвет какой? А труба есть? Для чего она нужна? Где ее расположить? Что еще есть у дома?

Какого цвета труба, окно?

Из каких деталей построили дом?

Дом получился большой или маленький?

Этот домик поможет Колобку спрятаться от лисы? Ответы детей.

Помочь детям выбрать детали для постройки домика для Колобка.

 

«Вагончики для Гномов»

Задача: Расширять знание о транспорте, развивать мелку моторику рук.

Материал: Гномы- Кохле, Желе, Селе, Зеле. Игра "фонарики".

В нашем фиолетовом лесу созрели яблочки Гномы-  Кохле, Желе, Селе и Зеле их собрали. Они просят вас о помощи. Загрузить всё яблочки в вагоны поезда, но вот беда поезд есть, а вагончиков нет. Давайте выручать наших Гномов сделаем с вами вагоны. Дети по образцу делают вагоны, путём наложения.

 

Таким образом, использование игр с пособием В.Воскобовича  «Фиолетовый лес»  способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в ДОУ"

Психолого-педагогические основы  сенсорного развития детей раннего возраста.  Проблемная ситуация: игрушки  для сенсорного развития детей раннего возраста.   Практикум игр по ...

Дополнительная программа по сенсорному развитию детей раннего младшего дошкольного возраста "Мир сенсорики"

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозе...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста»

Развитие малыша начинается с первого года жизни. Знакомство с окружающим миром, формирование понятий о предметах и их свойствах, способствует грамотному усвоению новых знаний ...

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взро...