«Сенсо-моторное развитие младших дошкольников»
статья (младшая группа)

Кленина Марина Александровна

   Ребёнок познаёт окружающую его действительность путём ощущения и восприятия. Важной составляющей частью психологического развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Моя задача состоит в том, чтобы стимулировать сенсомоторное развитие младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senso-motornoe_razvitie_mladshih_doshkolnikov.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

   Ребёнок познаёт окружающую его действительность путём ощущения и восприятия. Важной составляющей частью психологического развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Моя задача состоит в том, чтобы стимулировать сенсомоторное развитие младших дошкольников.

 Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника, познавательной и личностной сферы, необходимой для социальной адаптации в детском коллективе.

В процессе сенсомоторного воспитания, у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности. Развиваются координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев, тактильные ощущения.

Целью самообразования является повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения младшего дошкольного возраста.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсо – моторное развитие детей младшего дошкольного возраста».
  2. Подготовить материал для проведения игр по сенсо-моторному развитию детей младшего дошкольного возраста.

На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:

  • Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
  • Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека).
  • Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
  • Организация предметно-пространственной среды в группах младшего возраста для сенсорного развития.
  • Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного  возраста.

На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы.

Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме и поставила перед собой  следующие задачи:

  • создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  • Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  • Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

На протяжении всего времени работы по данной теме особое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды группы. Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали игры и пособия своими руками и с помощью родителей.

В группе имеется сенсомоторный уголок, оснащенный пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развития памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Собрано много материала на развитие тактильных ощущений - большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Работа с детьми по сенсомоторному развитию проводилась на протяжении всего дня, интегрируя в различных видах детской деятельности; в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей :

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

 - Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

 -Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка». В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим зайчика  ягодой», «Найди такой же предмет» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.  Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.

 Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

 Работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. С этой целью для родителей были организованны консультации, беседы: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», в уголок для родителей помещала информацию на тему «Сенсорика и развитие мелкой моторики руки» а также родители помогали в создании дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

Работа по развитию сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста проводилась систематически и целенаправленно. Во время занятий учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Игровая деятельность, направленная на развитие сенсомоторных навыков приносила детям только положительные эмоции, что вызывало интерес к играм и на мой взгляд привело к положительному результату в данной области.

 Работая  по    направлению  сенсомоторного  развития  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста, в группе были созданы условия  для  формирования  мелкой  моторики и  восприятия. 

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала положительные результаты:

1. У детей отмечены положительные результаты в формировании представления о   цвете, форме, величине предметов, расположения их в пространстве, в активизации сенсорного восприятия;

2. Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в

образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений детей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста через нестандартные формы и методы работы;

3. Дети активны при взаимодействии со взрослым  и   друг  с  другом  в центре  познавательной  активности;

4. Повысился интерес к экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

Консультация для воспитателей младших дошкольных групп «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников»

 Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире. На третьем году жизни дети начинают овладевать в...

Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.

Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...