"Двигательная активность и ее роль в развитии детей дошкольного возраста"
консультация

Шатова Любовь Александровна

Чем больше ребенок приобретает двигательных навыков в дошкольном возрасте, тем больше это будет способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, дети станут активнее, больше будет присутствовать самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_i_ee_rol_v_razvitii_doshkolnika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Двигательная активность

и ее роль в развитии детей дошкольного возраста»

                                                                               Подготовила: Шатова Л.А.

 «Береги здоровье смолоду» - эти слова были и остаются актуальными всегда. Эти слова подводят нас к тому, что укреплять здоровье детей необходимо с первых дней его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит рост и развитие, формируются основные движения, осанка, приобретаются необходимые физические качества. Многие детские заболевания главным образом связаны с малоподвижным образом жизни.

Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь!». Для нормального развития дошкольника двигательная активность должна составлять 50% времени бодрствования. Движение необходимо ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системой. Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

Важную роль в нормальном развитии организма играет двигательная активность.

Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка
  • формирование моральных качеств (выносливости, силы воли)
  • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • профилактика простудных заболеваний
  • профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы

Наблюдения показывают, что современные дети испытывают так называемый «двигательный дефицит» то есть в течении дня дети двигаются очень мало, двигательная активность ниже нормы соответствующей их возрасту. Больше времени дети проводят у телевизоров, компьютеров, такие дети растут физически ослабленные, они подвергаются быстрому утомлению, у них не развиты быстрота, ловкость, нарушена координация движений. Низкий уровень двигательных умений отрицательно влияет на развитие ребенка. Поэтому большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей. Многие новые движения дети легко усваивают в подвижных играх и физических упражнениях.

Однозначно мнение ученых о том, что дошкольник «активный деятель, и деятельность его выражается прежде всего в движениях». Но по своей двигательной активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении и всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки — двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», которая у этих детей проявляется достаточно ярко.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность ребенка - плохой признак. Ее причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в семье или детском саду, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима. Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно ¼ часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать.

Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью! Полезны все виды метания, точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке, в воротца и т.п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).

Двигательная деятельность детей в дошкольном возрасте делится на три этапа.

Первый этап принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям:

  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после сна
  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
  • физкультминутки на занятиях.

Утренняя гимнастика — это важный компонент двигательной деятельности детей. Содержание утренней гимнастики должно соответствовать возрастным особенностям детей. Гимнастика после дневного сна улучшает настроение детей, дает бодрый заряд на остаток дня. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке обогащают двигательной активностью детей, новыми сложными движениями, развивают быстроту, ловкость.

Подвижные игры можно классифицировать:

  • по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности)
  • игры, преобладающие движениями (игры с прыжками, бегом)
  • в игре используются предметы (мячи, флажки, ленточки).

Физкультминутки проводятся во время малоподвижных занятий и обеспечивают краткий отдых детей. Активно двигаясь во время физкультминуток, у ребенка пропадает утомление.

Второй этап в двигательной активности детей дошкольного возраста занимают занятия по физической культуре. Физическая культура является основной формой обучения двигательным навыкам.

Третий этап — это самостоятельная двигательная деятельность детей. Ежедневно детям следует предоставлять возможность больше двигаться, во время такой деятельности они овладевают новыми видами движений. Самостоятельная двигательная деятельность является источником активности и правильного развития ребенка.

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что планомерно проводимые оздоровительные мероприятия и правильно организованная двигательная активность позволит улучшить состояние здоровья детей. Чем больше ребенок приобретает двигательных навыков в дошкольном возрасте, тем больше это будет способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, дети станут активнее, больше будет присутствовать самостоятельность. Чем скорее ребенок приобщится к физической культуре, тем скорее у него сформируется привычка вести здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Педагогический совет «Двигательная активность и ее роль в развитии детей дошкольного возраста»

Представлен материал по подготовке, проведению педсовета, тематического контроля...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, спра...

Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста

Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...

Буклет "Двигательные и сенсо-моторные игры для развития детей дошкольного возраста"

Перечень с описанием хода двигательных и сенсо-моторных игр для развития  дошкольного и младшего школьного возраста. Подходит и для детей с особыми образовательными потребностями или  с...

Роль двигательной активности в физическом и психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста

Еще Аристотель в своих трудах писал, что жизнь требует движения, а позже Циолковский отметил, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли, и таких примеров можно привести ещ...