Роль двигательной активности в физическом и психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста
консультация

Смородина Анастасия Игоревна

Еще Аристотель в своих трудах писал, что жизнь требует движения, а позже Циолковский отметил, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли, и таких примеров можно привести еще очень много, едино одно - без движения нет жизни. Так что же такое движение, и почему наша жизнь так зависит от него?

         Как отмечается в словаре Д.Н. Ушакова, движение – это состояние, противоположное покою и состоящее в изменении положения тела или его отдельных органов в пространстве. [9]

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Около 50% своего времени младенец проводит в движении, посредством которого он начинает познавать окружающий его мир, взаимодействовать с ним, выражать свое отношение к нему. Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И.А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. [1]

Двигательная активность – понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. [4]

О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов. Так физиологи считают, что движение – это врождённая жизненная необходимость человека, удовлетворение которой особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

По мнению врачей, без движений ребенок не может вырасти здоровым, ведь движение выступает как профилактирующее средство, когда оптимальный режим двигательной активности способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.

А вот мнение психологов и педагогов схоже в том, что движения являются важным средством не только в воспитании ребенка, но и способствует формированию его как личности.

Таким образом, развитие двигательной активности, как это следует из высказываний специалистов разного профиля, является одним из последовательных этапов развития ребенка, основывающийся не только фундаментом настоящего, будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляет собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

 

ПОНЯТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

Движение – это важное действие для растущего и развивающегося детского организма, поскольку оно оказывает всесторонне влияние на организм человека. [2]

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Так, во время игровой деятельности с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения, поскольку под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Для нормального физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в течение всего дня.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

 

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она является фактором функциональной индукции восстановительных процессов. Это естественная потребность дошкольников. [3]

Двигательная активность ребенка, при условии полного удовлетворения его биологической потребности в движении, соответствия функциональным возможностям организма, способствует улучшению состояния здоровья, гармоническому физическому развитию и повышению уровня физической подготовленности.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма.

Дети, которые систематически занимаются физическими упражнениями, посещают секции и кружки, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. [8]

Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям.

Чрезмерно большая двигательная активность также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.

При недостаточной двигательной активности ребенка неизбежно происходят ухудшения развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Одним из основных условий совершенствования двигательного режима является глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности,

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером, и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. [6]

При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.

Следует помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму.

Таким образом, неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

 

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно.

Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. [1]

Рассматривая влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу не стоит забывать, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм ребенка. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения).

Психические состояния – одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении, отражающие ее динамику. Все психические явления, протекая на фоне определенных психических состояний, тесно взаимосвязаны.

Отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики детей в специфических условиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания. Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование обучающихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группе детей, что требует особого внимания со стороны педагога, а именно, учета особенностей детей и их возможностей в процессе двигательной активности. [7]

В настоящее время процент детей, имеющих особые образовательные потребности увеличился, поэтому занятия физической культурой, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствует положительному изменению эмоционального фона, так упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости – уровню тревожности.

         Формирование двигательных навыков и развитие физических качеств зависит от содержательного (учебный материал программы, способы, методы обучения, материальная база, техническое оснащение), деятельностного (активность учителя и учеников) и временного компонентов обучения. Эффективное решение задач комплексной программы физического воспитания обеспечивается комплексным использованием перечисленных компонентов на каждом занятии физической культурой.

К большому сожалению, в рамках дошкольного учреждения не всегда учитывается сложность и разнообразие индивидуальных факторов при составлении основной программы обучения. При массовом обучении основная программа может быть адаптирована лишь к некоторой системе типичных особенностей для определенной группы воспитанников.

Двигательные качества связаны с типологическими особенностями выявления свойств нервной системы (силой — слабостью, подвижностью -инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных способностей. [7]

Применение метода сопряженного психофизического воздействия на обучающихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, а также обучение детей различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.

 

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

 

Физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд считают, что «двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» [5]. Таким образом, по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.

При организации двигательной активности детей необходимо уделять большое внимание ее планированию, учитывая при этом особенности детей и возможности.

С этой целью выделены следующие пути (способы) повышения двигательной активности детей:

1) выбор рациональных типов физкультурных занятий для детей;

2) раскрытие содержания методов и приемов повышения двигательной активности детей на занятиях;

3) разработка и экспериментальная проверка системы физкультурных занятий для детей.

Выделяют несколько типов занятий для повышений двигательной активности детей:

  • Занятие по принципу круговой тренировки - способствует повышению двигательной активности детей за счет непрерывности выполнения основных движений, эффекта переключения, применения сюжетных комплексов и т.д.
  • Занятие в форме ритмической гимнастики - позволяет повысить эмоциональный настрой детей, воспитывать интерес и потребность к занятиям физической культуры, формировать двигательную культуру.
  • Занятие на открытом воздухе - проводится при высокой двигательной активности детей, которая достигается включением до 5 пробежек, разнообразием способов организации детей, подбору игр и эстафет и др.

Выделяют следующие эффективные методы и приемы повышения двигательной активности детей на занятиях [8]:

- использование упражнений динамического характера; применение разных способов организации детей; рациональное использование оборудования и пособий;

- активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей; создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка; лаконичное объяснение и четкий показ упражнений;

- создание ситуации для проявления решительности, смелости, находчивости; использование музыкального сопровождения; вариативность подвижных игр, приемов их усложнения и др.

В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиваниями через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т.д.

Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Педагог должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.

Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:

- серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги накрест - ноги врозь, одна нога вперед - другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.);

- многообразные прыжковые упражнения - спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы;

- прыжки в длину с места и с разбега;

- прыжки в высоту с разбега;

- прыжки через короткую скакалку разными способами;

- прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся).

Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм.

В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников.

Под влиянием физических упражнений гибкие, податливые кости ребенка делаются толще, прочнее, становятся более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке. Выполняя физические упражнения, дети дышат гораздо глубже, чем в спокойном состоянии, вследствие чего возрастает подвижность грудной клетки, емкость легких. [6]

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.

Повышение интенсивности двигательной активности детей на занятии способствует лучшему физическому развитию, а последнее, в свою очередь, стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие. Также во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.

Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.

Таким образом, для повышения двигательной активности детей используются разные типы занятий, а также эффективные методы и приемы.

 

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать все условия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством и временем своего развития.

Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками. Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.

Также необходимо помнить, что одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, играют огромную роль в росте и развитии молодого организма и личности в целом.

 

Список литературы

 

  1. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с.
  2. Граевская Н. Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практических занятий. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.: ил.
  3. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р.А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и.], 1981. – 80 с.
  4. Захаров В.А. Глоссарий (словарь терминов физичнской культуры и спорта) – [Электронный ресурс] - https://zaharov46.ru/studentam/36-slovar-terminov-po-fizicheskoj-kulture.html
  5. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
  6. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова и др. под ред. С.А. Козловой - М.: Издательский центр «Академия», - 2002. - 320 с.
  7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
  8. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: И.В. Рубцова, Т.В. Кубышкина, Е.В. Алаторцева, Я.В. Готовцева ВОРОНЕЖ 2007
  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русаского языка – [Электронный ресурс] - https://ushakovdictionary.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_vozrastnoy_psihofiziologii.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль двигательной активности в физическом и психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 2

«Жизнь требует движения» Аристотель «Х одьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли » Циолковский К.Э. ДВИЖЕНИЕ – это состояние, противоположное покою и состоящее в изменении положения тела или его отдельных органов в пространстве. ______________________________________ * Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова БЕЗ ДВИЖЕНИЯ НЕТ ЖИЗНИ!

Слайд 3

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – ЭТО? это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка Двигательная активность способствует: развитию умственных способностей , восприятия , мышления , внимания , пространственных и временных представлений обогащ ению эмоционально го состояни я развити ю психики и интеллекта развитию мышечной силы , увеличивает энергетические резервы организма Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом , развития речи , мышлением .

Слайд 4

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Двигательная активность от организации физического воспитания детей от уровня их двигательной подготовленности от условий жизни от индивидуальных особенностей от телосложения от функциональных возможностей организма Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах ОПТИМАЛЬНЫХ величин.

Слайд 5

ГИПОДИНАМИЯ – режим малоподвижности, при котором происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям ГИПОКСИЯ – режим чрезмерно большой двигательная активность, которая влечет за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка Требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности. Одним из основных условий совершенствования двигательного режима является глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода.

Слайд 6

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет , безусловно , физическая активность в силу того , что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь . В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания ( проприорецепторы ), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы . Исследования подтверждают , что многие функции ЦНС зависят от активности мышц . С одной стороны , задача импульсов , идущих от проприорецепторов , состоит в том , чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений . С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга , в результате чего возрастает его общая функциональная способность . Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно.

Слайд 7

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ связана с возрастной , педагогической , социальной психологией . Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс , направленный на психическое и физическое совершенствование обучающихся , на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды . При этом физическое воспитание осуществляется в группе детей , что требует особого внимания со стороны педагога , а именно , учета особенностей детей и их возможностей в процессе двигательной активности . Применение метода сопряженного психофизического воздействия на обучающихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, а также обучение детей различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам .

Слайд 8

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА «Двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» ______________________________________________________________________________________________________- * Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с . Никола́й Алекса́ндрович Бернште́йн советский психофизиолог и физиолог, педагог, создатель нового направления исследований физиологии активности Программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка

Слайд 9

При организации двигательной активности детей необходимо уделять большое внимание ее планированию, учитывая при этом особенности детей и возможности . выбор рациональных типов физкультурных занятий для детей раскрытие содержания методов и приемов повышения двигательной активности детей на занятиях разработка и экспериментальная проверка системы физкультурных занятий для детей СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Слайд 10

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ Занятие по принципу круговой тренировки - способствует повышению двигательной активности детей за счет непрерывности выполнения основных движений, эффекта переключения, применения сюжетных комплексов и т.д . Занятие в форме ритмической гимнастики - позволяет повысить эмоциональный настрой детей, воспитывать интерес и потребность к занятиям физической культуры, формировать двигательную культуру . Занятие на открытом воздухе - проводится при высокой двигательной активности детей, которая достигается включением до 5 пробежек, разнообразием способов организации детей, подбору игр и эстафет и др . МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ повышения двигательной активности детей на занятиях: - использование упражнений динамического характера; применение разных способов организации детей; рациональное использование оборудования и пособий; - активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей ; создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка; лаконичное объяснение и четкий показ упражнений; - создание ситуации для проявления решительности, смелости, находчивости; использование музыкального сопровождения ; вариативность подвижных игр, приемов их усложнения и др .

Слайд 11

ПОМНИ: В ажно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия , самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия , которые сложились в данный момент . Д ля осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим. Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей. Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль современных музыкальных технологий в музыкально – эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка. обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости...В...

Совместная деятельность педагогов и родителей в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Система осуществляемой работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в физическом воспитании и развитии....

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Роль логического мышления на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста

Роль логического мышления на познавательное и личностное  развитие детей дошкольного возраста...

«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, спра...

Буклет "Двигательные и сенсо-моторные игры для развития детей дошкольного возраста"

Перечень с описанием хода двигательных и сенсо-моторных игр для развития  дошкольного и младшего школьного возраста. Подходит и для детей с особыми образовательными потребностями или  с...