Проект по познавательному развитию " Новогоднее путешествие"
проект (старшая группа)

Рудянина Анна Николаевна

Новогодний проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novogodniy.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Новосибирска «Детский сад № 414 «Чебурашка»

             

               Проект по познавательному развитию

Тема: «Новогоднее путешествие»

                                                                               Воспитатель: Рудянина А.Н

Новосибирск  2023 г.

Проект по позновательному развитию «Новогоднее путешествие»

Возрастная группа: старшая 5-7 лет.

Тема: «Новогоднее путешествие»

Тип проекта: творческий, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели (14 дней).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность реализации проекта: Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети. В течение месяца до нового года дети начинают думать о Дедушке Морозе, о новогоднем празднике, ждут подарков. Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.

Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.

Цель проекта: расширение знаний детей о календаре, новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи:  

  • Расширить представления детей о новогоднем празднике, о Деде Морозе и Снегурочке; познакомить с историей возникновения и традициями, выделить его характерные особенности.
  • Уточнить сведения о календарном годе, продолжить знакомство с календарём.
  • Раскрыть возможности и творческие способности детей через
  • разнообразные виды деятельности.
  • Познакомить детей с зимними видами спорта.
  • Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок).
  • Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
  • Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, картинки.
  • Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику, укрепить детско – родительские отношения. Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Образовательные области проекта: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; физическое развитие.

Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассматривание новогодних картинок, чтение стихов про Новый Год, прослушивание музыки, построение зимнего городка, оформление выставки детских работ.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Расширение знаний и интереса у детей к народной традиции отмечать праздник Нового года.
  • Воспитание у детей бережного отношения к продуктам собственного труда и труда взрослых.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 Для родителей:

Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление

заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми

Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.

 Создание условий творческой инициативы дома для ребенка.

Взаимодействие с педагогами по реализации проекта.

Для педагогов:

Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование,   саморазвитие. 

      Пополнение предметно–пространственной среды.
Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей. 

Этапы работы по проекту

I. Подготовительный

-Подготовка информации из истории праздника «Новый год», о традициях празднования праздника в нашей стране и в других странах.

-Беседа с родителями о реализации проекта «Новогодние чудеса», привлечение родителей к участию в данном проекте.

Планирование и организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски на новогоднюю тему, изготовление украшений для помещений детского сада, подготовка шаблонов для украшения окон группы

II. Основной  

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Новый год»

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»

-Фотоколлаж «Подари мне пожалуйста Дедушка Мороз…».

-Чтение и обсуждение сказок про Новый год.  

- Беседа: «Что такое Новый год?».

-Подвижная игра на прогулке «Снежки», игра на внимание малой подвижности «Елочки».

-Выставка новогодних игрушек из разных материалов.

-Изготовление новогодних игрушек, поделок.

-Беседа о правилах безопасности в Новый год.

-Экспериментальная деятельность: «Цветные льдинки»

III. Заключительный

-Новогодний утренник для воспитанников старшей группы.

-Обобщение, подведение итогов реализации проекта.

-Изготовление стенгазеты в виде новогоднего шара

-Презентация проекта и его результатов реализации

                             

Продукт деятельности проекта:

Ожидаемые результаты:

 Для детей:

-Расширение  кругозора  детей  об  истории  возникновения  праздника,  его традициях.

- Развитие  интереса  к  коллективной  творческой  деятельности  и  

сплочение детского коллектива.

- Вызвать  желание участвовать  в украшении группы, изготовлении

поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев.

Для родителей:

-  Оптимизация детско-родительских отношений.

 - Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы

   Познавательная беседа: «Что такое Новый год? Как его празднуют в других странах»

Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры.

Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Литература

  1. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М.: Мозайка-Синтез, 2008г.
  1. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Просвящение, 2005 г.
  2. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – ТЦ Сфера, 2007 г.
  3. Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Л. А. Парамонова. – М.: Олма Медиа Групп, 2013 г.
  4.  Каземирова Т.В. Проектная деятельность в ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vospitateljam.ru/
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf.
  6. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://novyy-god.ru/skazki-pro-novyj-god-skachat-dlya-detej-besplatno/

Приложение 1.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти

внутрь - наружу).

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках,

образуя шар)

Светятся фонарики. (изображаем фонарики)

Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по

очереди).

Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец)

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним

пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной,

то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под

щёки).

    Приложение 2

Сказка про Новый год.

(Русские сказки про новый год для детей.)

Жила-была чудесная пушистенькая и зеленая ёлочка. Она росла в

волшебном лесу. Стояла на одной из полян, радуя своим видом многих

лесных жителей. Но вот в скором времени пришла зима. Чудесный

пушистый снежок осыпал ель, она становилась все прекраснее и наряднее, даря ей белоснежную шубу. Каждый день лосята, бельчата, синички, снегири веселились и играли возле елочки. Однажды зверята увидели в лесу людей и разбежались кто куда. Это оказались родители с двумя ребятишками –девочкой и мальчиком. - Папа, какая замечательная ёлочка! Это именно то, что нам необходимо! – закричали радостно детишки и начали тянуть отца за рукав. - Точно, давайте запоминайте полянку, я возьму топор, потом придем и срубим эту елочку, сказал глава семейства. А дома украсим ее, и она подарит нам отличное новогоднее настроение! Но тут вдруг девочка заплакала и сказала: - Папочка, не руби, пожалуйста, елочку. Ведь она так красиво смотрится на полянке, зверята будут опечалены. - Дорогая моя, как же мы будем встречать новый год без этой красавицы? – спросил отец.

-Папуличка, я придумала! Пойдем и купим в магазинчике искусственную елочку. Пусть красавица растет, и вокруг нее будут водить хороводы лесные зверята. Ведь им также необходим праздник. Глава семейства взглянул на малышку, задумался, потом улыбнулся. - Да, дорогая моя доченька. Пусть ёлочку остается в лесу. Ведь в теплом доме она быстро пропадет. А на лесной полянке она будет еще очень долго радовать зверей и людей. Так они и решили, а потом пошли домой. Но на следующий день снова послышались шаги. Зверята не на шутку испугались. Неужели снова люди решили их навестить и срубить елочку. На полянку вышла та же семья,

только в руках у папы был не топор, а большая коробочка, в которой было много шариков, бус, мягких игрушек, шишек. Начала семья украшать елочку. На самую макушку они одели красивую ярко-алую звезду. В качестве

подарков для зверей положили много вкусностей: и сено, и яблочки, и

орешки, и зернышки, чтобы лесные зверята могли весело и сытно встретить новый год. - Какая же красавица вышла у нас! – сказал папа. — Давайте, ребятишки домой. Нам еще нужно успеть купить елочку, пока не закрылись магазины. Когда дети и отец ушли, зверята, птицы выскочили и вылетели на лесную поляну и начали, есть угощения, потом водили вокруг елочки хороводы. Елочка стоит такая нарядная и красивая, радует всех окружающих.

Приложение 3.

Беседа о правилах безопасности в Новый год

Задача: познакомить с возможными источниками опасности:

хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику.

Оборудование: иллюстрации с изображением новогодней ёлки.

Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой.

– Посмотрите, вот она – красавица – ёлка.  Какие на ней

украшения? (Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда).

– А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева,

Пласт -массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар?

- Почему это может произойти?(Предположения детей)

-А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут

загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира.

Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания.

– Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год?(Дед Мороз). – Почему?(Потому что он приносит нам подарки). Какие подарки

может принести Дед Мороз?(Сладости, игрушки).

– А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки (Ответы детей)

– Да, ребята, все: и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни,

пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду.

-Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила

осторожности?(Предположения детей)

- Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь

себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под

присмотром родителей.

– Где надо зажигать бенгальские огни?(На улице).

Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может

стать причиной пожара.

– Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним

запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм.

- Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать

родителей за руку. Как вы думаете, зачем?(Ответы детей)

– Ребята, сегодня мы с вами говорили обезопасностиво время встречи

Нового года. Давайте повторим еще раз все.

- Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года

Приложение 4.

Познавательная беседа: «Что такое Новый год?»

Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры.

Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки,  и вы узнаете, о чем мы будем сегодня

говорить.

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...         (Дед Мороз)

Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год.

                                  (Снегурочка)

Красавица какая -

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана...

Скажите, кто она?

                            (Новогодняя елка)

-О каком празднике мы сегодня будем говорить?

Беседа об истории праздника на Руси.

-Как вы думаете, всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?

В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.

В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит

наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.

Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.

В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры,

обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.

История Деда Мороза

Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает

подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).

Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340,

Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую

слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости,

яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.

Истории празднования Нового года в других странах?

-Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?

В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые

вещи, даже мебель.

Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети

ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё...

В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она

открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию.

Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.

Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным:

кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В

праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.

В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им

принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.

Французский Дед Мороз — Пэр Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.

В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по

улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы.

Подвижная игра.

-Какие зимние, новогодние игры вы знаете?

("Заморожу", "Снежки", "Не выпустим", "Два Мороза")

Предложить поиграть в любую игру на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по познавательному развитию "Путешествие в космос"

Проект краткосрочный для детей 4 -5 лет "Путешествие в космос"...

Краткосрочный проект по познавательному развитию дошкольников "Путешествие в мир цветов" в старшей группе

Краткосрочный проект по познавательному развитию дошкольников "Путешествие в мир цветов"...

Проект по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Подготовила и провела: воспитатель Ван О.Н.

Паспорт проекта 1.     Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».2.     Вид проекта: познавательно-игровой.3....

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».

laquo;Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с...

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе по развитию познавательного интереса «Новогоднее путешествие»

КОНСПЕКТ НОДв старшей группе по развитию познавательного интереса «Новогоднее путешествие»Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России и других стран.Задачи: - Сист...

Проект по познавательному развитию "Космическое путешествие".

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, откры...