КОНСПЕКТ НОД в старшей группе по развитию познавательного интереса «Новогоднее путешествие»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сылкина Лариса Александровна

КОНСПЕКТ НОД

в старшей группе

по развитию познавательного интереса

«Новогоднее путешествие»

Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России и других стран.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.

- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, и к народам разных стран.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

в старшей группе

по развитию познавательного интереса

«Новогоднее путешествие»

Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России и других стран.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.

- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, и к народам разных стран.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а когда вы ее отгадаете, то вы узнаете, какая же тема нашего с вами сегодняшнего приключения.

Поздравления принимаем

И гостей мы угощаем.

Если он пришёл к нам в дом,

Будут рады все кругом. (ПРАЗДНИК)

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, что такое праздник?

Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.

Воспитатель: А какие праздники мы отмечаем в течение года?

Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.

Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?

«Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет. Что за праздник?»

Дети: Новый год.

Воспитатель: А как принято отмечать Новый год в ваших семьях? (рассказы детей).

Однако давным-давно, в стародавние времена, Новый год встречали вовсе не зимой и совсем не так как мы сейчас привыкли. Хотите узнать как? Тогда предлагаю отправиться в новогоднее путешествие.

Дети располагаются перед экраном.

Воспитатель: А вы помните, что является главным украшением дома на Новый год?

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (елка).

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка, но так было не всегда.

Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу.

А ещё был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым.

Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии.  Затем этот обычай переняли и в России. Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.

У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

А теперь я вам предлагаю поиграть с ёлочкой. Расскажите, какие ёлочки? (пушистые, высокие, колючие, заснеженные, зелёные). А когда ёлочку срубают, что от неё остаётся? (пенёк). А какой пенёк? (маленький, низкий). Покажите ёлочки. А теперь покажите пенёчки.

Игра «Ёлочки – пенёчки»

Воспитатель: Ну, а теперь нам нужно дальше отправляться. Вот для вас ещё одна загадка. Послушайте и отгадайте о ком она.

У этого дедушке много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат!

На улице дедушка к ним пристает –

За пальцы хватает, за уши дерет,

Кусается, щиплет, доводит до слез.

У внуков краснеют и уши и нос...

Но вечер приходит счастливый в году.

Сердитого дедушку в гости я жду

Подарки приносит он, добрый на вид

И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)

Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

Каждый народ ждет на празднике доброго Дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие как в России.

В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. Считается, что Юлтомтеннен прилетел на Землю на метеорите 300 млн. лет назад.

Дед Мороз в Болгарии приходит вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца.

Есть на свете такая страна Италия. Итальянский Дед Мороз Баббо Натале – спешит к детям в канун Рождества. А ещё к итальянским ребятишкам через трубу дома прилетает на метле волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки.

В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.

Финский Дед Мороз носит красную шапку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не  сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. И раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.

В Румынии и Молдавии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун . Он очень похож на нашего Деда Мороза.

В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо ("Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.

В Германии —  «Nikolaus»

Кстати, в Германском фольклере, дети клали в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина. А Один взамен клал им сладости.

В Индии функции Деда Мороза выполняет богиня  Лакшми деви - богиня счастья и процветания. Лакшми обычно изображается и описывается как женщина необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой руке.

Ну, а теперь самое время поиграть с дедушкой Морозом.

Музыкальная игра «Шёл по лесу Дед Мороз»

Воспитатель: Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь можно найти разные страны. Их очень – очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

Воспитатель: В Швеции под Новый год принято прямо у дверей соседей разбивать посуду на счастье.

В Германии люди самого разного возраста забираются на стулья, столы, диваны, как только часы начинают бить 12 раз. А двенадцатым ударом они впрыгивают в новый год!

В Японии, в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник. А когда наступает новый год, с первым ударом часов, все начинают смеяться. Японцы верят, что смех принесет им удачу. Праздничный стол украшают рисовыми лепешками, поверх которых кладут мандарины — символ счастья и здоровья.

У французов есть традиция — запекать в торте или пироге боб. Кому достается этот кусочек с бобом, тот становится «бобовым королем»! На него надевают корону, и весь новогодний праздник выполняют его пожелания.

В Румынии в новогодних пирогах прячут маленькие сюрпризы. Запекают колечки, монетки и даже горький перец! Найденное кольцо означает, что новый год будет счастливым. А как вы думаете, что означает горький перец? Каким будет новый год?

 (ответы детей)

На Кубе когда часы бьют 12 раз, жители с каждым ударом съедают по виноградине.

В Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон.

В Венгрии на Новогодний ужин обязателен жаренный или шоколадный поросенок.

А в России, в новогодний праздник хозяйки готовят вкусные блюда, накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке. Почти в полночь все люди нашей страны слушают поздравление президента России, а затем, под бой самых главных часов Курантов все поздравляют друг друга и дарят подарки.

Предлагаю сейчас пройти за столы и сделать открытку, а кому вы её подарите и с какими пожеланиями вы решите сами. Перед работой, думаю, нам стоит размять наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

Воспитатель: Сейчас мы превратимся в добрых волшебников (музыка) и нарисуем необычную снежинку. Снежинки бывают разнообразные (рассматривание)

Объяснение воспитателя: Сначала я макаю в клей ватную палочку, затем рисую снежинку на картоне, необходимо, чтобы ватная палочка всегда была в клее.

Затем, когда нарисуем клеем снежинку, мы берём соль и посыпаем на нее. Соль приклеится, а затем лишнее  мы стряхнем на поднос. Вот наши открытки и готовы. А кому вы их подарите, и какие слова скажите, решайте сами.

На этом наше путешествие заканчивается. Сегодня мы узнали много нового (рефлексия). Мы узнали, что новый год празднуют во всём мире, что этот праздник любят дети всех стран. И не смотря на различия в традициях, есть самое главное правило: у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья  

Я поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю всего самого доброго, светлого и счастливого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»

12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Конечно, о подвиге наших космонавтов, несомненно, нужно знать каждому мальчишке и девчонке. Сначала мы читали стихи, знакомились с первыми космона...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Путешествие на остров"

Конспект занятия  предназначен для старшего дошкольного возраста. Конспект можно использовать как для проведения образовательной деятельности по математике так и для занятий по познавательному ра...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””...

Конспект занятия в старшей группе Область: «Познавательное развитие. «Путешествие по родному городу»

Программное содержание:познакомить с родным городом посредством работ художников Кемеровской области;воспитывать любовь к родному городу;способствовать осознанию того, что Кузбасс является нашим общим...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...