Практикум для педагогов ДОУ "Арт терапия в работе воспитателя"
методическая разработка

Комарова Анастасия Александровна

Конспект педагогического практикума с элементами росписи по камню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_terapiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей МБДОУ д/с 27 с/п «Тополёк»

«Арт терапия в работе педагога »

Подготовили: Долгова К. И. -воспитатель

Комарова А. А. – воспитатель

Цель: ознакомление педагогов с методом арт терапии в работе с детьми.

Задачи:

  • Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя метод арт терапии – изотерапия;
  • Способствовать развитию профессионально - творческой активности путем создания индивидуальной работы;
  • Дать представление о понятии арт терапия;
  • Познакомить с элементами работы арт терапией с детьми дошкольного возраста;
  • Попробовать одну из вариаций арт терапии на данном практикуме.

Предполагаемые результаты:

  • Практическое освоение педагогами метода изотерапии для улучшения психоэмоционального состояния;
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области арт терапии;
  • Снятие эмоционального напряжения.

Средняя продолжительность: 30 минут.

Оборудование и материалы:

Технические: колонка с расслабляющей музыкой, проектор, ноутбук.

Методические: конспект практикума, презентация к практикуму, памятки о данном методе работы.

Организационные: столы, клеёнки, камни, кисти, гуашь, стаканчики для воды, лак строительный.

Ход

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня у нас состоится практикум «Арт-терапия в работе педагога».

Профессия педагога является одной из самых «нервных» и относится к категории группы риска. Эмоциональное состояние часто стало вызывать тревогу. Высокая тревожность отмечается также и у детей, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессии. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к стрессу, а в большинстве случаев – к хроническому стрессу.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия мы сегодня будем использовать арт – терапию, а также познакомимся с методами данной практики в работе с детьми.

Арт-терапия – это способ работать с душой через творчество. Существуют различные техники арт-терапии, их подбор осуществляется индивидуально педагогом, в зависимости от целей работы. Арт-терапия позволяет освободиться от зажимов, расслабиться, снять эмоциональное напряжение.

Быть педагогом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.

В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.

Слайд 2

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.

     Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, соучастие, как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.

     Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.

Слайд 3

Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:

  • Повышенная тревожность, неуверенность в себе;
  • Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;
  • Агрессивность, импульсивность в поведении
  • Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)

Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.

Слайд 4

Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Слайды 5: основные принципы занятий арт-терапией

Основные принципы занятий арт-терапией:
1.  Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с  которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать.
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться   чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже           каракули и черкания играют роль исцеления!

Слайд 6: Виды арт-терапии:
Музыкотерапия, включающей, прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, вокалотерапию и фольклоротерапию;
• Кинезитерапия (танцевально-двигательная терапия), включающая хореотерапию, коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию; подвижные игры, сеансы массажа, лечебную физкультуру;
•  Изотерапия - арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью, конструирование и т. д.
•  Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия);
•  Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.
•     Акватерапия – лечение водой;

•    Песочная терапия – лечение с помощью песка;

 •   Игротерапия как важнейшая игровая методика коррекции;
•  Цветотерапия (хромотерапия) – лечение цветом;
• Мандалотерапия – разукрашивание, создание мандал из различных
                         материалов(природного, бросового), рисование мандал.

Слайд 7: Основные функции арт-терапии:
1.
Координирующая - творчество требует от ребѐнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику и весь организм, а значит, на его психическое и физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет.
2. Познавательная - кроме сохранения здоровья, арт-терапевтические техники и технологии создают условия для познания, самопознания и творческого самовыражения каждого дошкольника. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, ожидания, сомнения, страхи, переживания и т.п.
3. Развивающая - различные арт-терапевтические виды, техники развивают творческие способности ребёнка, поскольку во время занятий арт-терапией человек зачастую открывает в себе неведомые ему ранее таланты и способности, открывает и использует свои внутренние ресурсы для своего самообразования и саморазвития, что способствует развитию креативности (творческих способностей), оригинальности, нестандартности мышления.

4. Адаптационная арт-терапия является эффективным способом социальной адаптации, поскольку в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым в силу разных причин бывает сложно выразить свои мысли вербально, словами.
5. Коммуникативная - как показывает практика, арт-терапия помогает быстрее устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством различных видов искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает об окружающих его людях.
6. Стимулирующая в большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
7. Диагностическая - продукты творчества ребёнка являются объективными показателями его настроения, мыслей, желаний, что позволяет использовать их для диагностики с целью отслеживания динамики развития каждого дошкольника.
8. Психотерапевтическая побочным продуктом терапии искусством является возникающее в результате выявления у человека скрытых способностей, умений и их развития чувства глубокого удовлетворения, развития уверенности в себе,  своих возможностях, гармонизация эмоционального состояния.

Сегодня мы с вами попробуем на себе занятие изо – терапией. Для этого у каждого из вас подготовлены камни, кисти и гуашь.

В начале работы выберите себе подходящий камень, оцените его структуру, форму. Подумайте, что может из него получиться?

И только после этого можно приступать к работе. Обраите внимание! Чтобы рисунок получился ярким, нам понадобится не сухая гуашь и малое количество воды.

Во время раскрашивания включается расслабляющая музыка.

По окончании работы необходимо дать рисункам время подсохнуть, и только после этого покрывать их строительным лаком, для того, чтобы ваша работа сохранилась на долго.

Уважаемые коллеги! В окончании нашего практикума хочется услышать от вас отзывы о данном мероприятии.

Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Раскрыты возможности занятий  песочной терапией для  детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для педагогов«Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель семинара:приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых ...

Семинар-практикум для педагогов "Арт-терапия в пространстве ДОУ"

Представлен сценарий и рекомендации к организации семинара-практикума для педагогов ДОУ....

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфл...