Образовательный проект «Сказки рядом»
методическая разработка (младшая группа)

Камодина Ольга Ивановна

Общение с детьми и забота о их воспитании предоставляют возможность вернуться в собственное детство. Знакомство детей с волшебным миром народных сказок способствует развитию интереса к слову и народному творчеству. Сказки не только развлекают, но и обучают. Они улучшают слух и произношение, формируют понятия о добре и зле, учат уважению к старшим, помогают развивать память и расширять словарный запас.

Народные сказки – древнейшая форма устного народного творчества, которая существует у разных народов. Такие сказки отражают верования, взгляды и основные черты национального характера, показывают прежний быт, который иногда отражается в бытовых сказках, сказках о животных и волшебных произведениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_skazki_ryadom.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»

        

        Образовательный проект

«Сказки рядом»

/для детей 3-4 лет/

Составили: Камодина О. И.

Саранск 2023

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.

Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»

Дж. Родари

 Актуальность темы

Общение с детьми и забота о их воспитании предоставляют возможность вернуться в собственное детство. Знакомство детей с волшебным миром народных сказок способствует развитию интереса к слову и народному творчеству. Сказки не только развлекают, но и обучают. Они улучшают слух и произношение, формируют понятия о добре и зле, учат уважению к старшим, помогают развивать память и расширять словарный запас.

Народные сказки – древнейшая форма устного народного творчества, которая существует у разных народов. Такие сказки отражают верования, взгляды и основные черты национального характера, показывают прежний быт, который иногда отражается в бытовых сказках, сказках о животных и волшебных произведениях.

Сказка – это источник проявления всех чувств у ребенка.

Сказка помогает ребенку развить доверие к окружающему миру, учит его ценностям добра, справедливости и душевной красоты. Она воспитывает уважение к семье, взрослым и детскому коллективу, создавая основу для позитивного эмоционального опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровне слов и художественных образов способствует расширению активного словарного запаса у дошкольника. Сочинение сказок и их иллюстрация развивают как вербальное, так и невербальное воображение, что является фундаментом для творческих способностей. Сказка помогает ребенку понимать эмоциональные состояния окружающих.

С помощью метафор ребенок адаптирует ситуации из сказок к своему жизненному опыту. Через сказки дошкольник получает знания о структуре мира, о том, как находить друзей и любовь, а также как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Кроме того, он учится прощению и важности хорошего отношения к себе и окружающим.

Участниками проекта являются  дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Цель: Способствовать усвоению русских народных сказок детьми через разнообразные формы детской активности, способствовать позитивному эмоциональному состоянию, вовлекать детей в усвоение общечеловеческих моральных ценностей.

Задачи:

- ознакомление детей с традиционными русскими сказками,

- формирование желания позаимствовать характеристики положительных персонажей,

- стимулирование ребят повторять наиболее увлекательные и яркие отрывки из прочитанной истории, давая шанс менять слова и повторять простые фразы,

- обучение детей рассказывать рассказы, опираясь на иллюстрации в книге и задания от воспитателя,

- развитие умения передавать образ вымышленного героя через слова, жесты, движения и выражение лица,

- вовлечение детей в мир сказок,

- формирование правил безопасного поведения через примеры из рассказов,

- оказание поддержки робким и застенчивым детям в участии в театральной игре.

Тип проекта: познавательно – творческий.

По времени проведения: краткосрочный

Период реализации: октябрь 2023 г.

 Объект исследования: Сказки.

Теоретические основы:

Уважаемые учителя из России всегда ценились за свое высокое отношение к ценности сказок в воспитании и образовании, и подчеркивали важность их широкого использования в педагогической практике. Известный педагог К.Д.Ушинский был сторонником сказок настолько, что включил их в свою педагогическую концепцию. Он считал, что успех сказок у детей заключается в том, что простота и прямота народного творчества соответствуют особенностям детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое детище народа рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину верит в них".

Можно утверждать, что сказка играет важную роль в развитии личности ребенка, являясь средством нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает влияние на формирование моральных ценностей и норм поведения, на развитие эстетического восприятия и чувств.

Все известно об эффективности сказки в умственном и эстетическом развитии детей. Ее значение в развитии речи детей также велико. Многие психологи, педагоги и лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.) подчеркивали важность включения детей в красоту родного языка, развитие культуры речи.

Ожидаемый результат:

Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. Научатся в играх-драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя жестом, мимикой, речью.

Участие родителей в жизни группы (выставки рисунков, поделок, пополнение развивающей среды).

План реализации проекта

Образовательные области

Формы и методы работы. Виды деятельности

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Речевое развитие

Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Курочка Ряба».

Цель: познакомить с р.н.с., воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием сюжета.

Показ сказки «Курочка Ряба» в настольном театре.

Цель: воспитывать интерес к сказкам, различным видам театра.

Разучивание потешек про курочку и петушка.

Цель: учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Познавательное развитие

Разрезные картинки «Курочка Ряба».

Цель: учить собирать картинку из 4 – 6 частей.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений.

Раскрашивание иллюстраций к сказке.

Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Физическое развитие

Игра «Петушок».

Цель: учить детей ходьбе с высоким подниманием колена, учить действовать в соответствии со словами текста, имитировать движения животных.

Русская народная сказка «Колобок»

Речевое развитие

Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Колобок» с показом в настольном театре.

Цель: воспитывать умение слушать сказку, объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков, воспитывать интерес к сказкам.

Познавательное развитие

НОД «Кто живет в лесу».

Цель: формирование представлений об обитателях леса (внешний вид, особенности поведения, детеныши), закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

Социально-коммуникативное развитие

Драматизация сказки «Колобок».

Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Художественно-эстетическое развитие

ННОД. Рисование с элементами аппликации «Колобок катится по дорожке».

Цель: познакомить с техникой пальчиковой живописи, продолжать знакомство с палитрой цветов, побуждать эмоционально откликаться на сказку.

Пропевание слов сказки «Колобок».

Цель: учить пропевать песню в соответствии с характером персонажа.

Физическое развитие

Подвижная игра «Катится Колобок».

Цель: учить детей прокатывать мяч двумя руками по широкой дорожке.

Русская народная сказка «Репка»

Речевое развитие

Рассказывание сказки воспитателем с выкладыванием на фланелеграфе.

Цель: учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Познавательное развитие

Дидактические игры «Собери урожай», «Узнай овощ».

Цель: закреплять знание овощей, формировать обобщающее понятие «овощи».

Социально-коммуникативное развитие

Драматизация сказки «Репка».

Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать народную сказку, передавать характер героев, имитировать их движения.

Художественно-эстетическое развитие

ННОД. Аппликация обрывная «Выросла репка большая- пребольшая».

Цель: учить создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски желтого цвета на кусочки и приклеивать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура; разрывать бумагу зеленого цвета на кусочки, пытаясь передать форму листьев.

Музыкально-подвижная игра «Мы корзиночки несем».

Цель: учить передавать движения под слова песни.

Физическое развитие

Подвижная игра «Собери урожай».

Цель: учить перевозить овощи в игрушечном грузовике, передвигаться в соответствии с ориентирами.

Русская народная сказка «Теремок»

Речевое развитие

Знакомство с р.н.с. «Теремок».

Цель: продолжать учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Познавательное развитие

Конструирование «Построим теремок».

Цель: учить строить теремок из настольного строительного материала и заселять в него героев сказки.

Социально-коммуникативное развитие

Совместный показ воспитателя с детьми сказки в пальчиковом театре.

Цель: способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи.

Художественно-эстетическое развитие

Раскрашивание иллюстраций к сказке.

Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Физическое развитие

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Речевое развитие

Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Цель: учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность. Проведение опытов со льдом.

Цель: познакомить со свойством льда таить в тепле.

Конструирование «Домик для Зайки».

Цель: продолжать учить создавать постройки из настольного строительного материала.

Социально-коммуникативное развитие

Обыгрывание сказки в пальчиковом театре.

Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Морковки для Заюшки».

Цель: учить передавать форму в лепке, упражнять в раскатывании глины прямыми ладонями рук.

Физическое развитие

Игра «Петушок». Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Цель: учить детей ходьбе с высоким подниманием колена, учить действовать в соответствии со словами текста, имитировать движения животных.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

Речевое развитие

Знакомство со сказкой. Рассказывание сказки по картинкам.

Цель: учить рассказывать сказку с опорой на иллюстрации.

Познавательное развитие

Разрезные картинки «Маша и Медведь».

Цель: продолжать учить собирать картинку из 4 – 6 частей.

Социально-коммуникативное развитие

Ролевая ирга «Угостим Машу чаем».

Цель: продолжать учить выполнять игровые действия (накрывать на стол, встречать гостей).

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Цветы для Маши».

Цель: продолжать учить детей рисовать гуашью; закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

Физическое развитие

Подвижная игра «У медведя во бору».

Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомство со сказкой с показом мультимедийной презентации.

Цель: продолжать учить воспринимать содержание сказки с опорой на иллюстрации; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков, воспитывать интерес к сказкам; учить выполнять несложные задания по сюжету сказки.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Путешествие в сказку».

Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений.

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»

Речевое развитие

Слушание аудиозаписи сказки в исполнении артиста.

Цель: развивать эстетическое восприятие литературного произведения в актерском исполнении.

Познавательное развитие

Знакомство со сказкой с показом мультимедийной презентации.

Цель: продолжать учить воспринимать содержание сказки с опорой на иллюстрации; выполнять несложные задания по сюжету сказки.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Путешествие в сказку».

Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире.

Художественно-эстетическое развитие

ННОД. Лепка «Наливные яблочки».

Цель: учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Физическое развитие

Подвижная игра «Гуси-гуси».

Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Речевое развитие

Слушание аудиозаписи сказки в исполнении артиста.

Цель: развивать эстетическое восприятие литературного произведения в актерском исполнении.

Познавательное развитие

Отгадывание загадок о лисе и волке.

Цель: учить узнавать объекты по описанию.

Разрезные картинки.

Цель: продолжать учить собирать картинку из 4 – 6 частей.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений.

Физическое развитие

Подвижная игра «Волк и зайцы».

Цель: развивать внимание, ловкость, умение убегать, не наталкиваясь друг на друга.

Любимые сказки

Речевое развитие

«Расскажи сказку».

Цель: учить детей рассказывать с помощью воспитателя любимую сказку с опорой на иллюстрации.

Отгадывание загадок о героях русских сказок (животные).

Цель: учить узнавать объекты по описанию.

Познавательное развитие

Дидактические игры «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Угадай сказку» (по сюжетам русских народных сказок).

Цель: закрепление знаний русских народных сказок; развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Путешествие в сказку».

Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире.

Художественно-эстетическое развитие

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Моя любимая сказка».

Цель: привлечь детей и родителей к совместной деятельности по созданию творческих работ.

Музыкальный досуг «В гостях у сказки».

Цель: обобщить знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к художественному слову; умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Физическое развитие

Подвижные игры по сюжетам народных сказок по выбору детей.

Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение действовать в соответствии с правилами.

Работа с родителями

Консультация "Значение сказок в жизни ребенка".

Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Изготовление масок для сказки «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Колобок».

Создание разрезных картинок с изображениями героев р.н.с.

Изготовление пальчикового театра «Теремок», «Заюшкина избушка».

Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей «Моя любимая сказка».

Работа с воспитателями

Обмен опытом

Литература:

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
  3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.»: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
  5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  6. Пресса, 2011.
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказка за сказкой"

Вашему вниманию предложен педагогический проект "Сказка за сказкой" . В его основе лежит развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Проект "Сказка рядом с нами"

Проект для второй младшей группы" (долгосрочный)...

Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского

Музыкально – образовательный проект  « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8839088","attri...

Образовательный проект "Удивительное рядом"

Актуальность реализации проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретны...

Экспериментально – исследовательской образовательный проект «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»

    Дети дошкольного возраста- это пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, сон. В процессе иг...

Проект "Сказка рядом с нами"

      Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.       На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и вос...

проект "Сказки рядом с нами"

с помощью данного проекта идет знакомство детей с РНС...