Педагогический опыт
материал

Наталья Дмитриевна Бойко

В настоящее время мы наблюдаем смещение акцентов в развитии дошкольников в  сторону ранней интеллектуализации,  что требует, от нас педагогов, особого внимания именно к воспитанию дошкольников, в том числе и к подходу духовно-нравственного воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_boyko.docx431.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

 Сведения об авторе:

Бойко Наталья Дмитриевна,  воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного  вида» г. о. Саранск

Образование: ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, квалификация: Учитель начальных классов

Педагогический стаж (общий и в данной образовательной организации):

общий – 4 года, в данной организации – 4 года.  

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

В настоящее время мы наблюдаем смещение акцентов в развитии дошкольников в  сторону ранней интеллектуализации,  что требует, от нас педагогов, особого внимания именно к воспитанию дошкольников, в том числе и к подходу духовно-нравственного воспитания детей. Практика работы в детском саду показывает, что порой  в погоне за  интеллектуальным развитием ребенка, в семьях упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Многие родители сталкиваются с неопределенностью в выборе ценностей, которые они хотят передать своим потомкам. В этих условиях детский сад становиться одним из факторов внешний среды, где закладываются моральные и духовные ориентиры будущей личности.

Необходимость формирования духовно-нравственных ценностей становится особенно актуальной в условиях кризиса идентичности, когда дети  полагаются на разнообразные источники информации. В этом контексте ключевую роль играют примеры поведения родителей и воспитателей, их способность обсуждать жизненные примеры прошлого и настоящего, собственные  идеалы добра, честности и ответственности,  что, в свою очередь, закладывает у детей основы для формирования целостной личности, способной осознанно и ответственно строить свою жизнь.

Дошкольный возраст является уникальным этапом формирования личностных основ будущего человека. Для того чтобы дети в дальнейшем любили и берегли свою семью, страну и стремились сохранить и улучшить это, необходимо создать базу для этого чувства. Важно в период дошкольного обучения уделять внимание духовно-нравственному развитию, акцентируя внимание на следующих аспектах:

  • ориентирование на труд, который приносит пользу другим;
  • четкое понимание понятий добра и зла, включающее приверженность к справедливости, правде, взаимопониманию, состраданию и уважению к жизни каждого существа;
  • уважение к культуре и истории своего народа, а также к своей стране.

Неоценимое значение в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста имеет применение произведений устного народного творчества.

Почему именно использование устного народного творчества  стало для нас актуальным при работе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников, объясняют следующие моменты.

Во-первых, устное народное творчество само по себе  содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания, так как в нем сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Во-вторых, дети данного возраста хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям и учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

 Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и систематическое  использование различных произведений устного народного творчества, позволяющих не только приобщить детей к русской национальной культуре, развить интерес к русскому народному творчеству, но и воспитывать у детей духовно-нравственные качества средствами фольклора.

Наличие теоретической базы опыта.

Множество педагогов обращают внимание на вопросы духовного и нравственного воспитания детей. Так, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что формирование у ребёнка духовности и патриотизма связано с его обучением доброте, справедливости и умению противостоять лжи и жестокости.

В.А. Сухомлинский подчеркивал важность раннего развития чувства социальной ответственности, обучая ребёнка учитывать интересы окружающих. Человек, который ставит собственные желания выше совести и справедливости, не сможет стать полноценным членом общества.

Такие педагоги как Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Исследователи-педагоги, такие как А.С. Метелягин и М.Ю. Новицкая, подтверждают необходимость обращения к корням многовековой национальной культуры как основополагающей базы для формирования нравственных и духовных ценностей.

М.Д. Маханева отмечает, что «изучение культурного наследия пробуждает у ребёнка уважение к родной земле и гордость за неё». Она добавляет, что «знание истории своего народа и его культуры способствует более внимательному и уважительному отношению к культурному опыту других народов».

Таким образом, исследования показывают, что воспитание дошкольников на принципах народной педагогики помогает развивать национальную идентичность, что крайне важно для сохранения самобытности общества и передачи исторического наследия, влияющего на будущее народа.

 Несмотря на значительный потенциал фольклора в формировании моральных представлений у детей старшего дошкольного возраста, его использование педагогами в дошкольных образовательных учреждениях остается недостаточным. Это создаёт противоречие между важностью воспитания нравственных взглядов и отсутствием соответствующей развёрнутой системы  педагогической деятельности на основе устного народного творчества.

Новизна опыта состоит в том, чтобы максимально использовать произведения русского фольклора для духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

 Цель работы: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством приобщения их к устному народному творчеству.

Задачи, поставленные в ходе работы:

1. Изучить методическую литературу с целью  сопоставления собственного опыта с отражёнными в литературе исследованиями по данной проблеме.

2. Познакомить дошкольников с произведениями устного народного творчества, помочь понять их значение, суть и ценность в жизни и культуре.

3. Формировать духовно-нравственные идеалы на примере героев произведений, учить понимать нравственные образце, нравственные представления детей о нормах социальных отношений и моделях нравственного поведения.

4. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в русский фольклор.

5.  Развивать коммуникативные навыки в процессе общения со сверстниками и взрослыми, создавая условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом произведений.

6. Воспитывать в дошкольниках стремление к доброте, правдивости, добродетельности, полезному труду, милосердию, терпению, усердию.

Технология опыта.

На первом этапе я изучила и обобщила методическую литературу по рассматриваемой теме и организовала работу по созданию развивающей среды.

Подобрала книги по теме: «Устное народное творчество для детей» (для старшего  возраста детей) и подготовила картотеки потешек, пословиц и поговорок, загадок, народных игр), сделала подбор демонстрационного и дидактического материала, расширила материал театрализованного уголка, подготовила материал для информационного стенда  для родителей на тему: «Устное народное творчество дома», определила методы и приёмы работы по теме.

Так же было проведено анкетирование родителей и диагностическое обследование детей, в результате которого выявила, что у детей недостаточно развиты навыки осознания духовно-нравственных норм (15% - высокий уровень, 45% - средний уровень и 40% - низкий уровень).

В ходе наблюдения отмечено, что у детей не до конца сформировано умение проявлять гуманное отношение к окружающим, а также способность собирать нужную информацию в процессе общения. Дети испытывают трудности в ведении диалога со взрослыми и сверстниками, а также в умении активно слушать других и уважать мнение и интересы других людей. К тому же, взаимодействие в парах «ребенок-ребенок» и соотнесение собственных желаний с интересами товарищей тоже требует определенной работы.

Для того чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, я понимала, что важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально включено во все виды детской деятельности.

Поэтому, на втором этапе работы в работе с дошкольниками я использовала следующие формы русского фольклора: потешки, приговорки, заклички, пословицы и поговорки, считалки, загадки, русские народные сказки как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Так, на утреннем круге детей, который способствует формированию социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста  и сплочению детского коллектива, установления позитивных взаимоотношений между детьми широко использовались потешки и приговорки о дружбе.

Например:

«Ссорится не будем,

Будем мы дружить.

Чем ругаться и дразниться

Лучше в мире в группе жить»

 или

«Много в группе друзей:

Лена, Танечка, Сергей.

С Леной песенки поём,

С Таней мы гулять пойдём

В группе дружно мы живём:

И играем, растём»

Для формирования духовно-нравственных качеств старших дошкольников широко использовали русские народные сказки.  В процессе работы был  выявлен круг народных сказок, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивающих  представление о нравственных поступках, нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, нами был разработан алгоритм работы со сказками.

1. Выяснение основной темы, идеи сказки - О чём сказка? Чему она учит? В какой ситуации нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали в сказке?

2. Размышление над мотивами поведения героя - Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Зачем герой был нужен другому герою?

3. Выявление способов преодоления трудностей, которые даёт сказка - Как герой решает проблему? Всё преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В какой жизненной ситуации нашей жизни нам пригодится этот способ.

4. Отношение героя к окружающему миру и самому себе - Что приносят поступки героя окружающим: горе, радость, прозрение? (созидатель он или нарушитель).

5. Осознание эмоций, которые вызывает сказка - Почему герой реагирует именно так? Какие эпизоды вызвали радостные (грустные чувства)? Какие чувства вызвала сказка?

Применяя традиционные и нетрадиционные методы работы со сказками, мы влияем на характер детей, мягко формируя положительные качества и исправляя нежелательное поведение.

Приведу отдельные приемы работы со сказкой, которые применимы в работе со старшими дошкольниками.

  1. Игра «Хорошо – плохо», которая применима к любой сказке. Например, в «Рукавичке» хорошо, что животные нашли себе жилье, а плохо, что дед остался без рукавички.
  2. Метод «Интервью» подразумевает, что «корреспондент» задает вопросы о персонажах сказки.
  3. В сочинении «Телеграмма» дети могут давать советы героям, например, в «Снегурочке» послать сообщение бабе и деду с предупреждением, что Снегурочка может растаять.
  4. Метод «Волшебной палочки» позволяет детям спасать героев, например, превращая Марфушу в добрую девочку, Снежную Королеву в доброю волшебницу.
  5. Изменение конца сказки позволяет сделать его более добрым и развить творческую активность детей.

В работе с детьми мы стали проводить аналогию между русской народной сказкой  и другими фольклорными формами. Это позволило привлечь такие устные формы фольклора, как поговорки и пословицы. Они достаточно редко используются в работе с дошкольниками, а проведение аналогии между сказкой и поговоркой, позволяет донести их смысл до детей.

Старинные пословицы и поговорки затрагивают все сферы человеческой жизни, не устаревают, становятся  нужными и понятными в разных видах детской деятельности. Работая в духовно-нравственном направлении,  мы  остановили свое внимание  на пословицах и поговорках о человеческих качествах  и общечеловеческих ценностях и постарались внести их в разнообразные виды деятельности детей.

Предложив пословицу и поговорку, я предлагаю осмыслить ее содержание, вспомнить, слышали ли ее дети ранее и когда ее можно употребить. Отмечу, что стоит не только привлечь внимание дошкольников к необычным словам, но и воспитывать умение их объяснить. Тем самым,  расширяется словарный запас ребенка, развивается его логическое и образное мышление, а так же формирование умения оценивать нравственные качества человека, анализировать поступки в соответствии с моральными и этическими нормами.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, нельзя обойтись без комментария путём сравнения - сопоставлять предмет или явления с другим. Можно предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» эпитеты – бревно, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.

Интересен и прием объяснения пословиц и поговорок при помощи подбора нескольких иллюстраций. Это не только помогает понять смысл, но и дает возможность дошкольникам осознать их обобщённость, многозначность, расширить зрительное представление, творческое воображение.

Например, выясняя смысл пословицы «В лесу лес неровен, в миру – люди» мы рассмотрели при помощи иллюстраций леса и людей.

- Посмотрите, какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют только названия.

- Чем похожи, чем отличаются эти деревья?

- Одно большое, другое маленькое. Одно красивое, другое – неказистое. Одно толстое, другое – тоненькое.

- Деревья в лесу разные. Люди тоже все разные, посмотрите у каждого своя внешность и свой характер. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

Для запоминания пословицы и поговорки, их отличия друг от друга, проводились различные упражнения и игры. Например, «Угадай поговорку по картинке», «Договори пословицу»,   «Подбери подходящую пословицу» и другие. В речевом центре активности для старших дошкольников в свободном доступе находятся тематические книжки – малышки, с пословицами и поговорками для дошкольников.

Результативность опыта

В дополнение к выполненной мной работе  для определения результатов была организована сравнительная диагностика, в ходе которой были оценены навыки сформированности нравственных представлений, учитывающие выделенные аспекты нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение). Также была проведена оценка знаний детей о произведениях устного народного творчества, их способности выделять основную мысль, характеризовать персонажей и объяснять значение пословиц. Дети продемонстрировали высокий и средний уровень нравственных представлений. (45 % - высокий уровень, 65 % - средний уровень).

Они стали лучше ориентироваться в содержании нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей: добро, милосердие, правда, ложь, совесть, забота. Большинство дошкольников начали без затруднений распознавать эмоциональные состояния другого человека (радость, грусть, удивление испуг, сердитость, спокойствие), проявляли соответствующие эмоциональные реакции (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков. Необходимо отметить тот факт, что у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие, повысилась способность к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, поступки детей стали определяться нравственной нормой. Дети легко называют произведения, рассказывают о характере героев произведений, много знают пословиц и объясняют их значение. Всё это доказывает эффективность проведённой мною работы и позволяет сделать вывод, что устное народное творчество является незаменимым источником духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

Работа над темой «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» будет продолжена. Для дальнейшего достижения поставленной цели будем продолжать, использовать устное народное творчество в занятиях по ФЭМП и обучению грамоте. Так же планируется введение тематических дней  недели согласно народному календарю.

Практическая значимость опыта

Практическая значимость  заключается в повышении качества воспитательного процесса. Разработанная модель использования устного народного творчества в процессе  духовно-нравственного воспитания дошкольников могут использоваться педагогами для повышения уровня духовно-нравственного воспитания и развития детей как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Предоставление полученного опыта на персональном сайте и сайте МАДОУ.

Статья: «Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников» (Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»)

Консультация для родителей «Духовно нравственное воспитание детей через игру»

Конспект интегрированного занятия «Наши добрые дела»

Работа по данному направлению строится  на использовании следующих источников:

1.Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012.

2.Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».

3.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

4. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. –2013.;
     5. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям     4 - 6 лет (с метод, рекомендациями) - М.: Просвещение, 2001.;

6. Маханева.  М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера,2003г.;

7. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.;

8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.

10 .Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.

11.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. - СПб. : ТИТ Комета , 1994.

12. Шиян О.Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М.:; 2012.

13. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. М.; Т.Ц. Сфера, 2018.

14.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М.: АСТ, 2000.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....