Проект для детей и родителей подготовительной комбинированной группы «Кукольный театр»
проект (подготовительная группа)

Нина Михайловна Васильева

Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, продолжительностью 1 месяц.

Возраст: Дети 6-7 лет

Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной кукле.

Актуальность проблемы:

  • Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
  • Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
  • Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театрального центра разнообразными видами театральных кукол; создание условий для развития  творческих способностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_i_roditeley.docx28.92 КБ
Файл stsenariy_skazki_schaste_eto.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей и родителей подготовительной комбинированной группы «Кукольный театр»

Выполнила: воспитатель группы ОВЗ Васильева Н.М

МБДОУ «д/с№12»

Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познает мир.

Мерзлякова С.И.

Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.

Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки - дело чрезвычайной важности.

Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я.

Дети – творцы от природы. Уже при рождении у каждого ребенка есть свои способности и таланты. Одни склонны к сочинительству, другие к изобразительному творчеству, третьи к конструированию, четвертые обладают всем сразу и постоянно находятся в поисках выхода своей энергии. А те, которые не обладают многими из этих качеств, стараются не отставать от массы, ведомые коллективом. Задача педагога дошкольного образования- собрать эту энергию воедино и направить в нужное русло. В этом ему может помочь кукольный театр. Ведь все дети любят кукольный театр. Они всегда с нетерпением ждут встречи с театром. Куклы могут всё или почти всё. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Театр кукол – явление древнее, но не теряющее своей привлекательности и поныне. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г.Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной. Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере и пр. А.Сухомлинский любил повторять: "Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохого". Задача театра, искусства вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней.

Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает интерес, самостоятельное и независимое мышление. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. Театр помогает выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится, на сцене или в зале.

Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т.е. вовлечение дошколят в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Детский кукольный театр относится к художественной направленности и способствует решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи, дикции, искусству общения. В нем закладывается культура человеческих взаимоотношений.

Кукольный театр - стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Методы:

В работе с детьми дошкольного возраста широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
  • театральные игры. Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
  • Обязательный элемент занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
    Этюдный тренаж включает в себя:
  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

Метод импровизации. Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях с детьми большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с дошколятами даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так, как он умеет.

Игровой тренинг – это особая форма общения в процессе музыкально – театральной деятельности. Представляет собой комплекс специально подобранных занятий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психических процессов творчества.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;
  • пальчиковые куклы;
  • планшетные куклы;
  • куклы-Петрушки;
  • тростевые куклы;
  • куклы-марионетки;
  • «люди-куклы».

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, продолжительностью 1 месяц.

Возраст: Дети 6-7 лет

Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной кукле.

Актуальность проблемы:

  • Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
  • Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
  • Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театрального центра разнообразными видами театральных кукол; создание условий для развития творческих способностей воспитанников.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (в кукловедение использовать мимику, жесты, голос);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

- воспитатели подготовительной группы;

- дети подготовительной группы;

- родители;

-хореограф;

-музыкальный руководитель.

Сроки и место реализации: март 2024 г(1 месяц).

МБДОУ детский сад № 12 « Золотой петушок» г. Еманжелинск

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Опрос родителей «Играете ли вы с ребенком дома в театр?»

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели, учитель-логопед.

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «История возникновения театра», «Театрализованные игры и упражнения»

2. Разработка проекта в группе.

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели, хореограф, музыкальный руководитель.

Результат: Постановка кукольного спектакля «Счастье это…»

3. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: март

Ответственные: Воспитатели

Результат: Конкурс «У мамы не простые, у мамы руки золотые» (выставка театральных кукол).

Основной этап:

1. Предложить родителям на выбор изготовить театральную ширму, бутафорию и детали костюмов для спектакля вместе с детьми и заснять этот процесс на видео или фото.

Срок реализации: 1-я неделя проекта (по мере поступления)

Ответственные: Воспитатели, родители

Результат: Распределить каждому родителю фронт работы по оформлению сцены для будущей постановки, изготовление деталей для костюмов.

#1055;росмотр презентации «Куклы бывают разные», знакомство с разновидностями театральных кукол.

Срок реализации: 1-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели

Результат: Изучение разновидностей театральных кукол.

#1048;зготовление планшетных кукол для «Счастье-это…»

Срок реализации: 1-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели

Результат: Размещение нового вида театра в группе «Колокольчик» детского сада.

#1055;осещение кукольного спектакля во дворце им. А.С.Пушкина «Вовка в тридесятом царстве» Челябинский театр кукол.

Срок реализации: 2-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели

5. Посещение мастер класса «Куклы театра» и проведение экскурсии «Закулисье», знакомство с разновидностями театральных кукол используемые в спектакле, знакомство с театральной ширмой.

Срок реализации: 2-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели, актеры челябинского театра кукол

Результат: Проявление интереса детей к театральным куклам путем наглядности и эксперимента.

#1042;ыставка рисунков (эскизы кукол к будущему спектаклю) «Герои сказки» (каждый ребёнок рисует своего героя)

Срок реализации: 2-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели, дети

Результат: Размещение рисунков на стенде группы.

#1069;моциональное обыгрывание героев сказки «Счастье –это…» через театральные игры, этюды, потешки в индивидуальной и коллективной работе.

Срок реализации: 3-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели

Результат: Приобретение детьми навыков основ кукловождения, совершенствование выразительности речи детей, снятие зажатости и раскрепощение. Отработка навыков работы в команде.

#1056;епетиция спектакля «Счастье –это…» с детьми для дальнейшего показа в группе для настоящих зрителей: детей младших групп, выступление перед родителями.

Срок реализации: 3-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели, дети

Результат: Умение использовать самостоятельные игровые импровизации в деятельности.

9. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: 3-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели

Результат: Умение использовать полученные навыки в самостоятельной игровой деятельности (афиша, билеты, касса, декорации).

Заключительный этап:

#1054;формление сцены для спектакля

Срок реализации: 4-я неделя проекта

Ответственные: Родители, воспитатели

Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

#1055;оказ спектакля «Счастье –это…»

Срок реализации: 4-я неделя проекта

Ответственные: Воспитатели, дети

Результат: Закреплять знание правил манипулирования театральными куклами. Формировать умение передавать характер персонажей в соответствии с текстом интонационно, жестом.

Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы

2. Знакомство родителей и детей с историей кукольного театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования

4. Увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актерского мастерства» для детей 6-7 лет.

5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.



Предварительный просмотр:

Сказка «Счастье это...»

Звуки фейерверка. Музыка дли танцуют. На сцену выходит русалки.

1 русалка: Ой, наконец-то тишина.

2 русалка: Что это было?

1 русалка: Там наверху, живут люди и у них какой- то праздник.

2 русалка: Как жалко, что папа не разрешает нам подниматься наверх.

Поднимает открытку и читает

1 русалка: Желаем Счастья….

2 русалка: А что такое счастье?

1 русалка: Я не знаю.

На сцене появляется Осьминог

2 русалка: Господин Осьминог здравствуйте.

Осьминог: Здравствуйте юные леди.

1 русалка: Скажите пожалуйста, а вы знаете что такое счастье.

Осьминог: Счастье, ну это….это , а это когда ты умеешь делать то, что не умеют другие.

2 русалка: А как это?

Осьминог: Вот я например умею выпускать чернила и незаметно скрываться от всех.

1 русалка: Как это?

Двое детей достают их пуза осьминога черную ткань и кидают её на русалок .

Русалки вместе: ой-ой….

Осьминог исчезает.

2 русалка: А где же , господин Осьминог? Исчез.

На сцене появляется звезда, читает стих.

Звезда: Морская звезда мерцает на дне,

В коралловых джунглях морских

Она задремала и видит во сне

Подружек небесных ……тара- тарарарам

Небесных подружек

Русалки вместе: Своих.

Звезда: Ой. Испугали. И что это вы с самого слоняетесь без дела и других отвлекаете.

1 русалка: Здравствуйте. Вы самая настоящая звезда и всё-всё знаете?

Звезда: Да я такая.

2 русалка: Скажите нам, пожалуйста, а что такое счастье?

Звезда: Счастье, это когда ты талантлив и твоим талантом все восхищаются. Вот я например, пиши стихи. Послушайте

Морская звезда мерцает на дне,

В коралловых джунглях морских

Она задремала и видит во сне

Подружек небесных ……тара- тарарарам

Или небесных подружек своих.

Русалки аплодируют, звезда кланяется и уходит.

На сцене появляется скат.

Скат: Вправо, влево и во круг. Здравствуйте. Я рад вас видеть.

Вместе: Здравствуйте, дядюшка Скат.

Скат: Я приветствую вас, юные леди.

1 русалка: Дядюшка Скат, вы очень мудрый и вас многие боятся в океане.

2 русалка: И мы думаем, что вы точно знаете, что такое счастье.

Скат: Самое большое счастье-это когда у тебя есть настоящие друзья. Я не простой скат, а электрический и меня многие боятся. Поэтому у меня нет друзей.

1 русалка: Дядюшка Скат, а хотите мы будем вашими друзьями.

Скат: Самыми настоящими, и вы меня не боитесь?

2 русалка: Дядюшка Скат вы же очень-очень добрый

1 русалка: И мы вас совсем не боимся.

Скат: Ура. У меня есть настоящие друзья. Я самый счастливый скат в океане. Поплыву всем расскажу и вернусь к вам. До встречи. (уплывает).

Звучит музыка на сцену выходит Медуза.

Вместе: Здравствуйте госпожа Медуза.

Медуза: Добрый день девочки.

2 русалка: А вы знаете, что такое счастье?

Медуза: Для каждой мамы –это её дети. Я горжусь своими детьми. Вы только посмотрите, какие они у меня замечательные.

Танец медуз.

Медуза: Ну всё нам пора. У нас режим.

Медузы уходят.

Звучит музыка. На сцену выходит Грязелла.

Вместе: Здравствуйте

1 русалка: Посмотри кто это. Я раньше не видела такую рыбу в океане.

Грязелла: Ха-ха-ха. Я великая Грязелла. И вы и весь океан будет принадлежать мне. Я велю засыпать весь океан мусором и моей любимой грязью. Ха-ха-ха.

2 русалка: Наш отец царь Нептун этого не допустит.

Грязелла: Слуги мои верные несите сети и ловите их.

Слуги ловят Русалок. На сцене появляется скат.

Грязелла: А это что ещё за плавающее блюдо. Ловите и его.

Слуги пытаются поймать и его. Скат уплывает. И с другой стороны выходит с Нептуном.

Нептун: Что тут происходит. Почему мои дочери в замотаны сеть.ю и кто ты такая.

Грязелла: Я великая Грязелла. И вы и весь океан будет принадлежать мне. Я велю засыпать весь океан мусором и моей любимой грязью. Ха-ха-ха. Слуги мои ловите всех.

Слуги начинают ловить.

Нептун: Не бывать этому. А ну скат помогай мне.

Нептун бьёт трезубцем, а скат бьёт током.

Грязелла: Спасите, помогите. (Уходит)

Нептун: (распутывает Русалок) Какое счастье что с вами ни чего не случилось и мы снова вместе.

1 русалка: Папа, значит это тоже счастье, когда мы все вместе?

Нептун: Самое большое счастье- это когда в семье всё хорошо.

2 русалка: Я совсем запуталась- что такое счастье?

Нептун: Счастье- это слово много лиц имеет,

Каждый понимает счастье как умеет.

Звучит музыка «Мы желаем счастья вам» , дети выходят на сцену и подпевают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»

Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта:  информационно-практически...

Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"

Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная  готовность, которая выражается в мотивах  учения, в отношении детей к школе, к учителю, к...

Проект для детей и родителей подготовительной группы "Читаем вместе"

Проект "Читаем вместе" направлен на формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста и предполагает активное сотрудничество детей, родителей и педагогов....

Проект для детей и родителей первой младшей группы № 1 « Белочка»

laquo;А.П. Чехов и герои «Каштанки» в гостях у малышей»Тема: Изучаем творчество А. П. Чехова всей семьей.    Паспорт проектаУчастники проекта: воспитанники ...

проект для детей и родителей в средней группе " Новый год"

Проект помогает сформировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях. развивать воображение у детей и их родителей....

Проект для детей и родителей подготовительной комбинированной группы «Кукольный театр»

Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, продолжительностью 1 месяц.Возраст: Дети 6-7 летПроблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной кукле.Актуальнос...