Консультация для педагогов. «Развитие количественных представлений у детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)

Жуйборода Дарья Александровна

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие количественных представлений у детей 3-4 лет»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию количественных представлений у детей 3-4 лет на основе использования  дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие количественных представлений у детей 3-4 лет»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию количественных представлений у детей 3-4 лет на основе использования  дидактических игр.

Содержание консультации:

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы бы хотели провести консультацию на тему «Развитие количественных представлений у детей 3-4 лет». Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. В ФГОС записано: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому формированию элементарных математических способностей отводиться важное место.

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным. 
Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку. Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей). В современном обучении математике в детском саду в основе формирования понятия о натуральном числе лежит установление взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых групп предметов. 
Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Основная методика обучения математики в детском саду — обучение детей на занятиях. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии. 
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей. 
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2-3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз. 

Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета?, Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения. 
         Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка.

Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). 

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Вначале приходиться задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и красной полосках». Так ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей много камешков». Воспитатель дает образец такого ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу, а ребенок ее закончит. Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.

Формирование представлений о количестве во второй младшей группе ограничено дочисловым периодом. Выделение отдельных предметов из групп и объединение предметов в группы. Дети должны понять, что каждая группа состоит из отдельных предметов, научиться выделять из группы один. Воспитатель вносит поднос с уточками, радостно восклицает: «Вот сколько уточек! Много вот, вот, вот. А теперь все дети возьмут по уточке, и Серёжа, и Оля. Все дети взяли по уточке, не осталось ни одной».

Основные условия:

  1. Количество игрушек должно соответствовать количеству детей.
  2. Воспитатель побуждает употреблять слова — много, один, по одному, ни одного.

Уважаемые коллеги, мы надеемся вы для себя узнали что-то новое по теме «Развитие количественных представлений у детей 3-4 лет». У вас есть вопросы? Всего доброго, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...

Развитие количественных представлений у детей в возрасте от 4 до 5 ти лет.

Освоение детьми счета -- это длительный и сложный  процесс. При формировании количественных представлений  следует соблюдать этапы  счетной деятельн...

Возрастные особенности развития количественных представлений у детей.

Подробно рассказано как прально разваить количественное представление у дошкольников....

Статья "Развитие количественных представлений у детей 2-3 лет в процессе организации игровых образовательных ситуаций"

Опыт работы по развитию количественных представлений у детей 1 младшей группы....

«Развитие количественных представлений у детей 2-3 лет в процесс организации игровых образовательных ситуаций»

Различные методические приемы , необходимые для становления дочисловых и начальных числовыхпредставлений у детей, формирование элементарных знаний о расположении предметов в окружающем пространстве и ...