Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраст"
консультация (старшая группа)

Парыгина Марина Александровна

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, умением определять и обозначать какого положение тех или иных объектов по отношению к себе (впереди, слева, справа и т. д., свое положение по отношению к объектам, в том числе в процессе передвижения ориентироваться в пространственных отклонениях между предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраст"

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, умением определять и обозначать какого положение тех или иных объектов по отношению к себе (впереди, слева, справа и т. д., свое положение по отношению к объектам, в том числе в процессе передвижения ориентироваться в пространственных отклонениях между предметами.

Ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающем микрорайоне: знать дорогу из дома в детский сад, местонахождение ближайшего магазина, школы, аптеки, усвоить правила поведения на улице и перехода через дорогу. Все эти умения имеют большое практическое значение для будущих школьников.

Большое значение имеет и развитие умения ориентироваться на плоскости. В школе детям придется находить левую и правую страницы, верхнюю и нижнюю часть листа, проходить линии в указанном направлении.

Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: налево -направо, вперед-назад и т. д. Прежде всего, необходимо закрепить умение различать правую и левую руку.Дети любят упражнения на внимание: «Повернись на право», «Правой рукой дотронуться до левого уха». Игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие» заключаются в том, что ребенку в процессе активного передвижения во время поиска игрушки предлагается изменять направление, например, дойти до угла комнаты и там найти спрятанный предмет.

У детей 5-6 лет закрепляется умение определять положение того или иного предмета от себя (слева от меня окно, справа – стол и т. д.). Выполняют задания типа: «Встань так, чтобы стол был сзади, а шкаф впереди тебя».

Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, рядом, между, напротив, друг за другом…

Можно проводить с детьми словесные игры «Дополнение предложения». Взрослый начинает предложение: «Сережа подбросил мяч (вверх, Оля поставила цилиндр (справа, а Ира поставила куб (слева)», «Наш заяц сидит (наверху, а машина стоит (внизу)».

Необходимо показать и объяснить детям название расположения предметов на месте и ориентировку на плоскости листа. Ребенок учится находить середину, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую стороны, края листа бумаги.

Игры с детьми 5-7 лет на ориентировку в пространстве:

1. «Угадай, где спрятали»

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Оборудование: Небольшая игрушка - собачка, матрешка, солдатик.

Ход игрыВзрослый объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я – помогать тебе: говорить, с какой стороны искать игрушку». Ребенок выходит из комнаты, взрослый в это время прячет игрушку. Ребенок входит и останавливается около какого-нибудь предмета. Если там игрушки нет, взрослый говорит: «Иди вперед (назад)». Если игрушка спрятана вблизи того предмета, где остановился ребенок, взрослый говорит: «Ищи справа (слева). Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

2. «У кого что получилось»

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Оборудование: Листы, линованные в клеточку, карандаш

Ход игры: На листах в клеточку бумаги ребёнок под диктовку взрослого ведёт линию. Если ребенок вел ее правильно, т. е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.

3. «Заводная кукла». 

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Ход игры: Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.»

4. «Назови соседей»

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Оборудование: лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Ход игры: Взрослый просит ребёнка найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

5. «Геометрический диктант». 

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Оборудование: лист бумаги и набор геометрических фигур.

Ход игры: Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"

Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Консультация для родителей «Развитие ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста». 10.04.2021

Ориентировка в пространстве одна из важнейших «деталей» развития ребенка!...

Консультация для родителей «Развитие и коррекция ориентировки во времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста, как одно из приоритетных аспектов в развитии математических представлений»

Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни ребенка, в развитии многих его психических свойств, процессов, функций, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании временных орие...

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в  пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»...