Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»
материал

Галина Михайловна Ржеутская

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувства творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувства творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры, бесспорно, начинается с младшего дошкольного возраста, и детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и конечно, беречь природу, через полтора-два года десятилетия подрастает поколение, достойного нового века и нового тысячелетия. Наряду с этим всем нам известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей успешнее происходит через игровую деятельность, в которой будет использоваться сочетание информации с практической деятельностью. Федеральная образовательная программа дошкольного образования в унисон с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования также подчеркивают игру как ведущий вид деятельности детей дошкольников.

Углубленно экологическим просвещением и воспитанием детей дошкольного возраста я занимаюсь уже на протяжении нескольких лет. Целью такой работы с дошкольниками является формирование экологической культуры детей и умение жить в относительной гармонии с природой, воспитать экологически грамотного дошколенка, Акцент сделала на задаче по формированию первичных знаний о живой природе, развитие способностей детей к познанию мира природы через игровую деятельность, Так как экологические игры являются эффективным средством формирования личности дошкольника понимающего мир природы, отзывчивого к проблемам природы и окружающего мира. Для успешной и плодотворной работы с детьми разработала перспективный план работы по воспитанию экологической культуры дошкольников через игры.

Игры проводила в системе, состоящих из блоков:

1.Это   все известные вами игры: Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы- птицы- звери», «Круговорот в природе».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Какой он песок», «Узнай по запаху», «Капитошка в гостях» В нашей группе появился друг «Капитошка» с которым детям очень нравиться играть.  Любимая игра детей «Какой овощ или фрукт ты съел?»

3. Интересными для моих детей являются игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Один хорошо, много плохо», «Береги природу!» Также игра  «Что было будет если…», «Хорошо-плохо». Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.  Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений  с окружающими людьми и природой.

4. На прогулке ребята всегда предлагают поиграть в подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы», игра «Море волнуется раз» Замечательная игра из нашего детства, думаем, что каждый, хоть разок, да играл в нее. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

5. Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Экологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок»; «Что где растет»). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

6. Строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой?

7. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. «Найди, что назову» «Найди о чем расскажу», «Опиши я отгадаю», «Природа и человек», «Когда это бывает». Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

8. Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В летний период мы с ребятами ходили на экскурсию экологической тропы «Наш огород» Где дети наблюдали как растут овощи. Например «помидоры, кабачки, морковь, репа и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).

Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию игры экологической направленности, основанные на наблюдениях, с использованием художественной литературы, народного фольклора. Так как эти игры закрепляют первые крупицы знаний о природе. Например, «Воробушки и автомобиль»- через наблюдение за повадками птиц обращала внимание детей на стайки воробьев, наблюдали за ними несколько раз, подчеркивая, что птички пугливые, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводила игру.

 Предметно-развивающую среду экологического характера разнообразила игровыми пособиями. «Удивительные превращения» Опыты с водой, воздухом, бумагой, природными материалами. Для группы приобрела экологические обучающие настольные игры. Это «Экология и мы». Цель игры - дать представления о способах и решения экологических проблем. Знакомить детей с понятием «вторичная переработка», «сортировка мусора, способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать мусор, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Забота о природе». Игра научит детей заботится о природе и поможет воспитать новое поколение, которое сохранит здоровье нашей планеты.

«Береги живое». Это игровой дидактический материал по экологии. Знакомит ребят с ситуациями, которые могут встретится им на улице, на воде, в лесу и на поле и учит, как избежать ситуаций. Игра обращает внимание детей на то, что надо беречь окружающую нас природу. Картинки и стихи, предоставленные в этой игре, можно использовать как дидактический материал на занятиях по экологии в группах детского сада. Для наглядности сделала мини-макеты «Скотный двор», «Зимний лес» «Животные Африки», «Лесная поляна», также сделала Лэпбук «Нерпа Байкала», «Осень», «Весна», «Маленький исследователь» Лэпбук я, старалась наполнить конкретной информацией, имеющей прямое отношение к теме  природы и бережного к ней отношения. В оформлении лэпбука я использовала детали, которые привлекают детское внимание. Яркие цвета для конвертов, картинки, загадки.

        Изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Так появился в группе игровой  «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».

- Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

-  Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?                                                                            -- Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?

- Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день

- Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?

- Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

- «Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

В результате использования игр экологической направленности, а именно системного их использования, с элементами усложнения у детей появился интерес ко всему новому, неизвестному для них и они с удовольствуем используют эти игры в свободной игровой деятельности.

Я считаю, экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

В работе представлены следующие разделы:1. Цели и задачи работы по экологическому воспитанию.2. Создание условий для формирование экологической культуры.3. Методы и приемы экологического воспитания....

«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры как ведущего вида деятельности согласно ФОП ДО»

Углубленно экологическим просвещением и воспитанием детей дошкольного возраста я занимаюсь уже на протяжении нескольких лет. Целью такой работы с дошкольниками является формирование экологической куль...