Программа дополнительного образования Кружка «Юный декоратор»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Билько Алёна Владимировна

 Программа дополнительного образования

Кружка «Юный декоратор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunogo_dekoratora_po_matritse.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение д/сад № 13

Лесозаводского городского округа.

   УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОБУ Д/С № 13 ЛГО

___________________Н.А. Сулимова

«____»____________________2023г

Программа дополнительного образования

Кружка «Юный декоратор»

Возраст детей : 5-7  лет

   Срок реализации программы: 9 месяцев

Билько Алёна Владимировна

                            воспитатель

г.Лесозаводск , 2023 г.

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления

1.2.Актуальность программы.

Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия аппликацией.

Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Виды аппликации:

-        предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

-         сюжетная, отображающая те или иные события;

-         декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Направленность программы

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

 Уровень освоения базовый.

Адресат программы Программа рассчитана для детей  5 -7лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Срок реализации и режим работы кружка

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

Срок реализации программы 8 месяцев.

Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

-         уметь украшать свою работу различными материалами;

-         уметь планировать работу по реализации замысла;

-         предвидеть результат и достигать его;

-        мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.

-         развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

-         уметь находить новые способы для художественного изображения;

-         передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

-         использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

 

Подведение итогов: осуществляется в виде  проведения выставок.

 

 Цель и задачи кружка

Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат ;формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи:

-         формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

-         учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

-         учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;

-         умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

-         учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

-         обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

-         развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

-         развитие речевых навыков;

-        развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

-         воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

-        воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

 

 

  Содержание программы. Учебный план года обучения

Сетка занятий с детьми

 5-7 лет

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

Кол-во
детей
в группе

 

 

 

2 раза в неделю

(вторник, четверг)

 

 

 

8

51

12

Тематический план занятий с детьми

месяц

тема

Содержание занятия

октябрь

Такая разная бумага

«Из чего делают бумагу»

Познакомить и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.

 Скрутите…Сверните

Научить  скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок.

Скатайте…

Показать способ  игры с бумагой - скатывание. Сделать башню(домик) из трубочек.

Сложите…

Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, веер, сердечко, бабочку

Цветы

Научить детей склеивать цветок

Гусеница

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

Воздушные шары

(мозаичная аппликация)

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

Рыбки

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.

ноябрь

Ёжик

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Коллективная работа «Осенний лес»

Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

Бумажная полоска «Петля»

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.

 Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек -поделка «Петушок»

Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

Аппликация из семян «Подсолнух»

Знакомство с аппликацией из семян как видом изображения предметов, вызвать интерес к аппликации из семян. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность  

Аппликация из крупы «Осенние напевы»

Познакомить с аппликацией из крупы. Учить рассматривать изображения, узнавать, называть. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность .

декабрь

 Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка - «Еловые ветки»

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

Поделки в технике «Квиллинг» - «Белая береза»

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

Поделки в технике «Квиллинг» «Снегирь и рябина»

Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

«Снежинки»

Склеивание снежинок из полосок. Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику.

«Ёлочка»

Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага»        Создание праздничного настроения и украшение приемной.

«Снеговик»

Развитие творчества, воображения Цветная бумага, клей ,открытки.

Изготовление елочек из  кругов разного диаметра

Способствовать развитию навыков конструирования. Воспитывать интерес к бумажной пластике.

январь

Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка»

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению. 1

Поделка в технике «Квиллинг» «Паучок»

Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

Поделка в технике «Квиллинг» «Веселые утята»

Учить выполнять объемную работу, дополнять поделку деталями. Воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение.

Птичка-невеличка. Синичка.

Сделать аппликацию из геометрических фигур. Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Черепашонок.

Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение

февраль

Объемные поделки Прием складывание: Ждем гостей

Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение

Объемные поделки Прием складывание: Автобус

Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение.

Поделки в технике «Квиллинг» «Светофор»

Повторение правил дорожного движения, техники безопасности. Формирование деталей приемом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на заготовку. Формирование эстетического чувства.

Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета»

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Объемные поделки Прием складывание: Медвежонок

Закреплять умения мастерить поделки, используя прием складывания «книжечка». Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Аппликация из ватных дисков «Зимний пейзаж»

Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Заинтересовать детей данным видом деятельности. Закрепить практические навыки, продолжать формировать умение правильно располагать изображение на листе бумаги.

март

«Бабочка»

Из    Изготовление  бабочки из цветной бумаги. Способствовать усвоению навыков работы с бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру  рук.

Объемные поделки Игрушка из картона – «Слон»

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объемные фигуры, при помощи надрезов, без клея. Развивать пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Торцевание открытка для мамочки

Учить детей изготавливать работы в технике торцевание. Закреплять у детей практические навыки аппликации, продолжать формировать умение правильно располагать изображение на листе бумаги.

Улитка (настольная игрушка)

Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем. Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук

«Стрекоза»

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Оригами из кругов «Грибок»

Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Коллективная работа «Аквариум»

Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело.

апрель

Парус и рыбка

учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение

Аппликация из ниток «Солнышко»

Познакомить с техникой аппликации из ниток. Учить приёмам  аппликации из ниток. Развивать чувство цвета и формы, развивать и поощрять самостоятельность

Аппликация из ткани «Павлин»

Учить детей выполнять аппликации из ткани .Заинтересовать детей данным видом деятельности. Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно располагать изображения на листе бумаги, наклеивая их.

Оригами из кругов «Разноцветный зонтик»

- Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга; - складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Мозаика из бумаги «Жар-птица»

Вызвать интерес  к  созданию изделия в технике мозаики из бумаги в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов выбирать по своему желанию и размещать на сложной форме. Развивать чувство формы и композиции

Аппликация из ватных дисков «Котёнок»

Продолжать формировать умение выполнять аппликацию из ватных дисков. Заинтересовать детей данным видом, закрепить практические навыки

май

Оригами из кругов «Божья коровка»

продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам; - Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

«Бабочка»

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение.

 Собачка «Тузик и его друзья»

 Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности

Коллективная работа Город.

Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами: долина, линия перегиба, познакомить с еще одним условным обозначением «переворот» развивать уверенность в своих силах и способностях. Учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться.

«Цыплёнок»

Научить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной  к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать салфеткой

Аппликация из бумаги «Весенний ковёр»

Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приёмах вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое и т.д.

Итоговое занятие-выставка

Выставка работ, сделанных за период работы кружка, наиболее понравившихся

Планируемые результаты Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

         уметь украшать свою работу различными материалами;

         уметь планировать работу по реализации замысла;

         предвидеть результат и достигать его;

         мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.

         развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

         уметь находить новые способы для художественного изображения;

         передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

         использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

 

Подведение итогов: осуществляется в виде  проведения выставок.

 

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

         цветной картон

         гофрированная бумага

         цветная бумага формат А4

        салфетки

        клеенки

         ножницы

         клей

         клей-карандаш

         простые карандаши

         различный природный материал

         кисточки для клея

         скотч

         цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага

         ватные диски.

  1. Оценочные материалы и формы аттестации
  2. Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Юный декоратор»
  3. Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Срок диагностики:   до 28.05.21г.

Для получения результатов диагностики  используются  следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.

 

Выделили следующие уровни развития детей:

2- низкий уровень развития.

3-удовлетворительный уровень развития.

4-средний уровень развития.

5-высокий уровень развития.

  1. Методические материалы

Список литературы.

 

1.Колдина Д.Н Аппликация с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий. –М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016,-64 с.

2.Курто Роза М. Серия «Это так просто» Домашние животные на ферме,-Феникс,2015-36 с.

3.Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016,-64 с

4.Румянцева Е.А.Аппликация. Простые поделки/ Екатерина Румянцева-М.:АЙРИС-пресс/2016-128c.

5.АгаповаИ.А.,М.Давыдова М.А.Лучшие аппликации для детей-М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010-192с.

6.Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД,  а также  воспитание у дошкольников культур...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая  Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы

Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....