План по самообразованию «Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
материал

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)

План по самообразованию

«Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

разработала

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Хоптинская Ю.В.

г. Гагарин, 2023 г.

Цель: повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

#1055;овысить уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросу развития познавательной активности дошкольников.

#1042;недрять в образовательный процесс ДОУ инновационные и развивающие технологии.

#1042;заимодействовать с родителями и педагогами ДОУ.

#1057;оздать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных образовательных технологий.

#1056;азработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

- развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.

Формы работы с родителями:

- консультации;

- индивидуальные и групповые беседы;

- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;

- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Ожидаемые результаты:

- совершенствование насыщенности образовательной деятельности в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;

- обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса у детей;

- достижение намеченных в ФГОС соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

- Буклеты, памятки, брошюры, сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей

- Центры познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности)

- Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ

План работы на 2023 -2024 учебный год

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.) связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использование ИКТ-технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-проблемно-игровыми технологиями,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами - моделирование.

Месяц

Методическая работа по теме самообразования

Сентябрь

Анализ собственных затруднений.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Октябрь

1. Технология ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

3. Педагогическая технология развивающих игр

Б. П. Никитина.

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации.

Ноябрь

Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование.

Методы и

приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Декабрь

Технология проектной деятельности.

Реализация краткосрочного проекта на тему:

Январь

Проблемно-игровые технологии.

Февраль

Использование ИКТ-технологий. Технология интерактивного обучения.

Март

Технология моделирования со знаково-символическими средствами.

Апрель

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Май

Отчет по самообразованию

В течение года

#1050;онсультация для воспитателей «Метод проектов как современная педагогическая технология»

#1052;астер-класс для воспитателей «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей»

3. Сообщение для воспитателей «Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Месяц

Работа с родителями

РППС

Сентябрь

Включение в повестку дня сообщение для родителей.

(возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год)

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Что мы знаем , что хотим узнать?"

Привести в соответствие с возрастными особенностями детей центры познавательного развития в группе.

Октябрь

Памятки для родителей.

"ТРИЗ -технология"

Проведение индивидуальных бесед

Познакомить с книгой (предложить ознакомиться)

Бориса Павловича Никитина

«Ступеньки творчества или Развивающие игры».

#1057;оздать картотеку игр по ТРИЗ -технологии.

2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих игр по технологии Б.П. Никитина.

Ноябрь

Создать тематическую папку

"Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях.

Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре экспериментирования).

Декабрь

Познакомить родителей с темой проекта, который будет реализовываться с детьми.
Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию в процессе реализации проектной деятельности.

Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности.

Презентация продукта проекта.

Январь

Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей.
Составить консультацию

«Проблемно-игровые технологии в развитии познавательной активности детей»

Составить картотеку проблемных ситуаций для детей.

Февраль

Внесение в повестку родительского собрания вопроса «Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ - технологий в образовательном процессе»

В РППС создать аудио, медиатеки.

Создать электронную библиотеку развивающих материалов для детей.

Март

Консультация «Технология моделирования со знаково-символическими средствами»

Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе.

Апрель

Выставка в приемной группы игр и пособий по
педагогической технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Приобрести пособия по данной технологии.

Май

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе.

Оформление

опыта работы «Инновационные технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Представленны авторские пособия для позновательного развития дошкольников....

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...