Выступление на методическом объединении «Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности жизнедеятельности в средней группе»
консультация

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

воспитателей младшего дошкольного возраста

Хоптинская Юлия Вячеславовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Тема: «Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности жизнедеятельности в средней группе»

2024 год

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе совместной образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством воспитателя, который организует передачу знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность. Все мы знаем, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта.

Раскрою виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим его миром:

Игра. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, действуя активно, знакомится с миром. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, пусть даже отрицательное явление или факт. В работе по формированию основ безопасного поведения я использую все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. выставка на стол

Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование. В них дети отражают окружающую их действительность. Отражение, построенное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок, когда он, рисует, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Таким образом, «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. (рис.,апплик.)

Познание окружающего у детей происходит также через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье куклам. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых.

Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. Это участие в жизни взрослых. Если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушит зажженные свечи), то он включаются и в общую атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Яркие впечатления оставляют детям экскурсии.

Приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми, при решении жизненно важных и значимых вопросов дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. У детей не всегда получается вступать в контакт, подбирать выражения и выбирать уместные способы общения с детьми своего возраста, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к другим детям. В дошкольном возрасте проявляются как дружеские, так и конфликтные взаимоотношения, а также выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Нужно понимать, что ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками.

Еще одним важным средством является чтение художественной литературы. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого использую произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон»). Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

В своей работе я использую программу Лилии Львовны Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у дошкольников». (демонстрация метод литературы)

Данная программа направлена на формирование основ безопасного образа жизни; рассматривает проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в природе; на расширение и углубление знаний противопожарной безопасности и правильного поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Цель программы – формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Основные разделы:

• Природа и безопасность

• Безопасность на улице

• Безопасность в общении

• Безопасность в помещении

• Безопасность в общественных местах.

Задачи программы:

- Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, ответственности за себя и свое здоровье, внутренней активности.

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение.

-Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков.

- Формирование осознанного безопасного поведения на дороге и в транспорте.

- Обогащение знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

- Активизировать работу по пропаганде правил безопасного образа жизни среди родителей.

Основные формы работы:

Практические:

-Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе;

-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

-дидактические игры и игровые упражнения;

-совместная деятельность педагога с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-развлечения;

Словесные:

- Беседы;

- Чтение художественной литературы;

-Заучивание стихотворений;

- Консультации;

-Наблюдения;

-Сюжетно-ролевые игры;

-Подвижные игры.

Наглядные:

-Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов;

-Театрализованная деятельность;

-Личный пример взрослых.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных видов деятельности. Именно они становятся источниками познания мира. Каждый вид деятельности важен само по себе, и во взаимосвязи с другими, организованными в единый педагогический процесс закладывают прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Свою работу мы начали с прогулки экскурсии к светофору. Совместно с детьми наблюдали за движением на дороге, которое регулируется светофором и поведением пешеходов. Формировали представления детей о правилах поведения на улице города; закрепляли знания о сигналах светофора. В ходе прогулки была проведена беседа «Правила безопасного перехода через дорогу». Предварительно проведены беседы «Правила поведения в городе», «Дорожные знаки», « Я – пешеход». С/Р игра «Автобус», «Улицы нашего города». Актуальная тема в этом году была «Ядовитые грибы». Учили детей различать съедобные и ядовитые грибы, рассматривали иллюстрации. Разбирали ситуации, которые могут случится, если трогать руками грибы или попробовать их на вкус. Чтение художественной литературы: А. Прокофьева «Боровик», «Егор и мухомор», «Сморчок». Познакомили детей с правилами: без взрослого не брать в руки никакие грибы.

Игровая ситуация «Смешарики на качелях», проигрывали с детьми ситуации, которые могут случится из-за невнимательности детей и несоблюдения определенных правил, анализ различных ситуаций, которые происходили с детьми на прогулке. Образовательная ситуация «Место для игры» просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики». Беседа на тему «Безопасная горка». Проигрывали различные ситуации: «Опасные игры», «Правила безопасности в доме», «Происшествия в ванной», рассматривание иллюстраций.

-Плакаты серии «Основы безопасности жизнедеятельности», Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

-Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

-Плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

-Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.); Дорожные знаки.

-Дидактические игры: «Поставь дорожный знак», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Запрещается - разрешается», «О чём говорят знаки?», «Где спрятался знак?»

Хочется отметить, что воспитанники нашей группы являются постоянными участниками всероссийского детского конкурса по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила». Г. Омск.

В нашем детском саду тема безопасности важна для воспитателей всех возрастных групп и каждый активно работает в этом направлении, так были созданы разнообразные дидактические пособия. «БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ» Алексеевой О.В. Цель его- обогащение представлений о безопасном поведении детей ср.д.возраста. Представляет собой планшет, изображающий в схематичном виде внутреннюю часть дома. Главным персонажем является Гном, он может перемещаться по дому и просит помочь ему превратить дом в безопасное место.;

- пособие «ТОНКИЙ ЛЁД» Евса Т.А., можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с родителями. У детей можно спросить, какую опасность несёт подтаявший лёд и какие знаки из представленных можно установить на берегу для безопасности .Льдины привлекают внимание детей, т.к. имеют знакомые формы фигур и животных. Родителям можно предложить поиграть с детьми ,используя фигурки Маши и Медведя, так Медведь не пускает Машу к реке, а дети с родителями объяснят ей возможные опасности в это время года и установят предупреждающий знак.; «ТОНКИЙ ЛЁД НА ВОДОЁМАХ» Русаковой Л.А

- «БЕЗОПАСНОСТЬ ВЕСНОЙ» Довгаль В.М.,можно использовать как для работы с детьми ,так и для работы с родителями. Можно- зеленые фишки, красные_фишки_запрещающие.

- Макет « ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ» Хоптинская Ю.В. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу).

Задачи:

- Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, о том, чем опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу;

- Познакомить детей с правилами поведения при пожаре в лесу;

- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых, сознательное отношение к личной безопасности и безопасности других людей.

В завершении своего выступления хочется сказать, что формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к методическому объединению "Познавательно-исследовательская деятельность и предметный мир в младшей и средней группе"

В сообщении раскрывается опыт работы по данным разделам в соответствии с ФГОС.Сообщение сопровождается показом презентации иллюстрирующей деятельность детей, взаимодействие со специалистами. Рассказыв...

Выступление на методическом объединении тема:"Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста"

Знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей дома и в детском саду. Мероприятия, которые провожу в детском саду для оздоровления детей .Презентация на тему:"Нетрадиционные средства оздоровл...

Выступление на методическом объединении "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста" 2016 г.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей, которая осуществляется через все виды музыкальной деятельности  (восприятие,исполнительство,творчество, му...

Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством русских народных сказок»

Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет  посредством русских народных сказок»...

Заседание методического объединения "Деятельностный подход в образовательном процессе ДОУ"

Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают н...

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.

Материал к методическому объединению «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ» 23.11.2022 г.Интегрированная непосредственно образовательная деятельность...