Выступление на методическом объединении "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста" 2016 г.
материал по теме
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей, которая осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие,исполнительство,творчество, музыкально-образовательская деятельность).Творческие способности являются результатом развития приобретенных навыков в исполнительской деятельности через воображение и фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii._11.02.2016.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской Психолого-Педагогический Центр Департамента образования города Москвы»
Территориальное отделение «Переделкино».
Выступление на методическом объединении
ТО «Переделкино».
Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель:
Королева Екатерина Алексеевна.
г. Москва 2016 год.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя, ее ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается каким - либо видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картину, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметное действие, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. И все-таки существует возрастные особенности в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность – сначала к музыке, так как музыка появилась гораздо раньше, чем другие человеческие занятия и освоение происходит спонтанно и непроизвольно в процессе музицирования, а также не нуждается в специальных образовательных инструментах.
Развитие музыкальных и творческих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «Музыкальность».
Рассмотрим, что же такое музыкальность? Что входит в это понятие?
Музыкальность, как пишет Б.М Теплов, это комплекс способностей, «развиваемых на основе врождённых задатков музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, в музыкальном творчестве.
Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность».
По мнению Б.М Теплова, музыкальность, прежде всего, это комплекс способностей, развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Главный признак музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку.
Б. М. Теплов выделял:
1. Общие способности, проявляющиеся в музыкальной деятельности (творческое воображение, вдохновение, внимание, творческая воля, чувство природы).
2. Музыкальные или специальные (лад, ритм, динамика, тембр, темп, мелодический, гармонический слух).
Если у человека развиты общие и музыкальные способности - это музыкально-одарённый человек. Каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных (музыкальных).
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и развития.
Н. А. Ветлугина же, делит музыкальные способности на эмоциональный компонент и слуховой. Выделяет две основные музыкальные способности: ладовый слух и чувство ритма.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности; художественные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
Дошкольникам важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявляться всем его задаткам склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляется всевозможные предметы. И если дети не владеют соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции, теряют интерес к деятельности
А Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Способности Б. М. Теплов определяет, как индивидуально- психологические способности человека, имеющие отношение к успешности к какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений, знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения.
Эмоциональная отзывчивость проявляется в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).
Понятие музыкальность не исчерпывается несколькими основными музыкальными способностями, ещё могут быть включены в музыкальное мышление исполнительские творческие способности (тембровый и динамический слух). Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».
Итак, чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новая встреча с ней.
Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства (в отличии от живописи, скульптуры) она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально- психологических состояний.
Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путём звукоподражания. Выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего.
Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом.
С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, нежность, радость и т. д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз.
Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.
Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и музыка (тихая, медленная) прерывается паузами, возгласами.
Само музыкальное творчество рассматривается многими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Благодаря чему развиваются музыкальные способности у детей дошкольного возраста.
Именно в деятельности появляются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня – сознания и переживание музыки, её исполнение и сочинение.
Одним из доступных и любимых для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.
Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка. Вот главные из них: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.
Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов - интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту) «Убаюкивающую», терцевую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях.
Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Одновременно нужно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш – чёткий, подвижный; вальс – нежный, плавный; полька – задорная, весёлая, лёгкая) .
Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т. е. владение ладом. Лад в музыке выступает организующим началом.
Ладовое чувство характеризуется, как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодий, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Для этого можно предложить такие задания:
«Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает) ;
Самостоятельное нахождение устойчивого звука (тоники) ;
Ориентировка мажорного и минорного ладов: «солнышко и дождик», «весёлый и грустный колокольчик».
Ситуации, придуманные самими детьми, или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица хитрой. Волк может быть злой, голодный, а может быть ласковым, весёлым папой для своих волчат.
Творческие проявления детей в ритмике, так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, является важным показателем музыкального развития.
Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком, свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Для полноценного творчества в ритмике, играет, большое значение оснащение данного вида музыкальной деятельности всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развёртывания игр и танцев.
На музыкальных занятиях и не только, широко используется психогимнастика, она полезна тем детям, у которых чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. Эти реакции встречаются у детей с неврозами, лёгкими задержками психического развития, с другими нервно-психологическими расстройствами, а также и у детей практически здоровых.
В психогимнастике дети обучаются элементам техники выразительных движений, приобретают навык расслабления. Всё это помогает сохранить психическое здоровье и предупреждает эмоциональне расстройства.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённых в упражнениях психогимнастики, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей.
Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.
В процессе музыкальной деятельности, развиваются, не только музыкальные, но и общие способности: развивается мышление; эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать внимание.
Развитие музыкальных и общих способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей и интересов. Оказывать поддержку в их творчестве.
Литература:
1.О.П Радынова, А.И Катинене, М.Л Палавандшвили «Музыкальное воспитание дошкольников» - Москва «Академия» - 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
педагогический опыт работы музыкального руководителя Терзьян Надежды Матевосовны...
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Методическая разработка по теме " Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры."
Методическая разработка по музыке (младший, средний, старший возраст дошкольников)...
Методическая разработка по теме "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры".
Методическая разработка по музыке...
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"
материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях...