Выступление на методическом объединении "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста" 2016 г.
материал по теме

Королева Екатерина Алексеевна

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей, которая осуществляется через все виды музыкальной деятельности  (восприятие,исполнительство,творчество, музыкально-образовательская деятельность).Творческие способности являются результатом развития приобретенных навыков в исполнительской деятельности через воображение и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii._11.02.2016.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Городской Психолого-Педагогический Центр Департамента образования города Москвы»

Территориальное отделение «Переделкино».

           Выступление на методическом объединении

                                   ТО «Переделкино».

Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Музыкальный руководитель:

Королева Екатерина Алексеевна.

                                        г. Москва 2016 год.

 

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя, ее ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается  каким - либо видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картину, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметное действие, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. И все-таки существует возрастные особенности в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность – сначала к музыке, так как музыка появилась гораздо раньше, чем другие человеческие занятия и освоение происходит спонтанно и непроизвольно в процессе музицирования, а также не нуждается в специальных образовательных инструментах.

Развитие музыкальных и творческих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «Музыкальность».

Рассмотрим, что же такое музыкальность? Что входит в это понятие?

 Музыкальность, как пишет Б.М Теплов, это комплекс способностей, «развиваемых на основе врождённых задатков музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, в музыкальном творчестве.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность».

По мнению Б.М Теплова, музыкальность, прежде всего, это комплекс способностей, развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. 

Главный признак музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку.

  Б. М. Теплов выделял:

 1. Общие способности, проявляющиеся в музыкальной деятельности (творческое воображение, вдохновение, внимание, творческая воля, чувство природы).

2. Музыкальные или специальные (лад, ритм, динамика, тембр, темп, мелодический, гармонический слух).

Если у человека развиты общие и музыкальные способности - это музыкально-одарённый человек. Каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных (музыкальных).

Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и развития.

Н. А. Ветлугина же, делит музыкальные способности на эмоциональный компонент и слуховой. Выделяет две основные музыкальные способности: ладовый слух и чувство ритма.

 В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности; художественные, декоративно-прикладные,  включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

Дошкольникам важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявляться всем его задаткам склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляется всевозможные предметы. И если дети не владеют соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции, теряют интерес к деятельности

А Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Способности Б. М. Теплов определяет, как индивидуально- психологические способности человека, имеющие отношение к успешности к какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений, знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения.

Эмоциональная отзывчивость проявляется в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).

 Понятие музыкальность не исчерпывается несколькими основными музыкальными способностями, ещё могут быть включены в музыкальное мышление исполнительские творческие способности (тембровый и динамический слух). Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

 Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

Итак, чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новая встреча с ней.

  Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства (в отличии от живописи, скульптуры) она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально- психологических состояний.

  Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путём звукоподражания. Выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего.

  Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом.

С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, нежность, радость и т. д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз.  

Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

 Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и музыка (тихая, медленная) прерывается паузами, возгласами.

  Само музыкальное творчество рассматривается многими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Благодаря чему развиваются музыкальные способности у детей дошкольного возраста.

 Именно в деятельности появляются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня – сознания и переживание музыки, её исполнение и сочинение.

Одним из доступных и любимых для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка. Вот главные из них: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

 Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов - интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту) «Убаюкивающую», терцевую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях.

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Одновременно нужно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш – чёткий, подвижный; вальс – нежный, плавный; полька – задорная, весёлая, лёгкая) .

Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т. е. владение ладом. Лад в музыке выступает организующим началом.

Ладовое чувство характеризуется, как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодий, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Для этого можно предложить такие  задания:

«Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает) ;

Самостоятельное нахождение устойчивого звука (тоники) ;

Ориентировка мажорного и минорного ладов: «солнышко и дождик», «весёлый и грустный колокольчик».

Ситуации, придуманные самими детьми, или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица хитрой. Волк может быть злой, голодный, а может быть ласковым, весёлым папой для своих волчат.

Творческие проявления детей в ритмике, так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, является важным показателем музыкального развития.

Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком, свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Для полноценного творчества в ритмике, играет, большое значение оснащение данного вида музыкальной деятельности всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развёртывания игр и танцев.

На музыкальных занятиях и не только, широко используется психогимнастика, она полезна тем детям, у которых чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. Эти реакции встречаются у детей с неврозами, лёгкими задержками психического развития, с другими нервно-психологическими расстройствами, а также и у детей практически здоровых.

 В психогимнастике  дети обучаются элементам техники выразительных движений, приобретают навык расслабления. Всё это помогает сохранить психическое здоровье и предупреждает эмоциональне расстройства.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённых в упражнениях психогимнастики, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

В процессе музыкальной деятельности, развиваются, не только музыкальные, но и общие способности: развивается мышление; эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать внимание.

Развитие музыкальных и общих способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей и интересов. Оказывать поддержку в их творчестве.

Литература:

1.О.П Радынова, А.И Катинене, М.Л Палавандшвили «Музыкальное воспитание дошкольников» - Москва «Академия» - 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...