Дополнительная образовательная программа "Музыкальная логоритмика"
материал
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Музыкальная логоритмика" | 117.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска
детский сад №56 «Северяночка»
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол от _________20___г №____ | УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка» ________________Т.В. Ревкова Приказ от _______20___г № ____ |
04 -10
Программа
дополнительной платной образовательной услуги
«Музыкальная логоритмика»
на 2024-2025 учебный год
Музыкальный руководитель:
Эллер Е.У.
г. Нижневартовск
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка………………………………………….
- Цель и задачи реализации Программы…………………………
- Возраст детей, участвующих в реализации Программы………
Сроки реализации Программы. Формы и режим занятий…………………………………………………………………
- Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы…………………………………………
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Основные разделы содержания. Структура занятия…………….
- Содержание занятия……………………………………………….
2.3 Учебный план……………………………………………………….
2.4. Календарно-тематическое планирование…………………………
- Материально-технические условия……………………………….
- Информационно-методическое обеспечение…………………….
- Список литературы…………………………………………………
- Приложения…………………………………………………………
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность.
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса.
Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Тип программы – коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.
Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровьесберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия по данной программе способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса.
Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
Отличительной особенностью данной программы в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
Рабочая программа по логоритмике разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию музыкально-ритмической деятельности в ДОУ, а также в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Данная рабочая программа составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Рабочая программа соотнесена с образовательной программой МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка», построенная на основе ФОП ДО и ФГОС ДО
- Положении о Рабочей программе воспитателя в МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка»
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: корректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
- формировать правильную артикуляцию звуков;
- развивать мелкую моторику, точность движений;
- развивать творчество и инициативу.
- развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
- развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
- учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа предназначена для коррекционного обучения детей 6 -7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи.
Основной контингент старших дошкольников имеет общее недоразвитие речи разных уровней.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
В этом возрасте у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико- грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а именно, задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений. Для них характерны неустойчивость внимания недостаточная его переключаемость и объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе; нарушение моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Данные нарушения могут ярко проявиться при поступлении детей в школу, будут тормозить процесс обучения детей и являться причинами нарушений письма и чтения.
Данная программа может помочь обеспечить плавный переход ребенка в школу.
Срок реализации программы: программа «Веселая логоритмика» рассчитана на один год обучения, всего 72 занятия.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.
Форма проведения: групповые занятия по 10 чел.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
- Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
- Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
- Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка.
- Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
- Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные разделы содержания
Музыка | Движение | Речь | |
Ритм | Последовательность звуков различной длительности | Танцевальный ритм (рисунок танца) | Чередование ударных и безударных слогов |
Темп | Скорость звучания, чередование метрических долей | Скорость выполнения движения | Скорость речевого потока |
Метр | Чередование сильных и слабых долей в такте | Движение в едином размере (2, 3, 4-х дольном) | Выделение ударного слога |
Динамика | Сила звука | Различный характер движений по степени напряженности | Усиление и ослабление звука |
Мелодия | Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Пластическое выражение темы и содержания | Мелодика речи, звуковысотность |
Характер | Выразительность, образность | Создание двигательных образов, гармония движений | Эмоциональность, выразительность, образность |
Фраза | Смысловой отрезок | Расчленение движений | Смысловые отрезки речи |
Структура занятия
- Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки
— подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
- Основная часть составляет 70-80% времени занятия.
В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
- Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10- 15%).
Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.
2.2. Содержание занятия
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
2.3. Учебный план
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Здравствуй, друг | 1 |
2. | Ориентирование в пространстве | 6 |
3. | Развитие кинестетических ощущений | 5 |
4. | Регуляция мышечного тонуса | 5 |
5. | Развитие артикуляционного аппарата | 8 |
6. | Развитие правильного звукопроизношения | 9 |
7. | Формирование правильного физиологического и речевого дыхания | 6 |
8. | Фонопедические упражнения | 6 |
9. | Рзвитие фонематического слуха и слухового внимания | 7 |
10. | Развитие просордики | 7 |
11. | Развитие мелкой моторики. | 6 |
12. | Развитие зрительного внимания | 6 |
Итого | 72 |
2.4.Календарно-тематическое планирование
Месяц | Заня тие | Тема | Развитие речевых процессов | Развитие неречевых функций |
сентябрь | 1 | «Здравствуй, друг» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Работа с речевой артикуляцией. Игра «Слухачи» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» | Упражнения на развитии координации: «Мы с тобою в лес идем», Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» Танец «Хоровод дружбы» |
2,3 | Путешествуем с друзьями | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении звука звука [И]; Упражнение на развитие пространственных ориентаций расширение лексического запаса; Фонопедическая игра «Эхо» Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных | развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память. совершенствование общей и мелкой моторики; выработка четких координированных движений во взаи- мосвязи с речью; развитие творческой фантазии и воображения. Закреплять умение детей простым построениям Зрительная гимнастика «Бабочки на цветке» Усвоение понятий «быстро - медленно»,. Закрепление умения детей определять пространственны1е5 отношения. Закрепить в речи наречия: |
впереди, сзади. | ||||
4,5 | «Чиполино и его друзья» | Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт, овощ» Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Закрепление артикуляции звука [А] Упражнение на развитие пространственных ориентаций Развитие мускулатуры щёк: имитационное упражнение «Толстячки-Худышки» Фонопедическая игра «Эхо» Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных | Закреплять умение детей простым построениям Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка» Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Закрепление умения детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу. | |
6,7 | «В гостях у Лесовичка» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Укрепление дыхательной мускулатуры. | Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: влево, вправо, около, рядом. Зрительная гимнастика «По ягоды» Закреплять умение ходить с |
Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки» Закрепление артикуляции звука [У]. Игра «Эхо» АУ – тихо, громко. Упражнение на развитие пространственных ориентаций | согласованными движениями рук и ног. | |||
8 | «Праздник каравая» | Формирование правильного темпа речи «Мелит мельница зерно» Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. «Блинчик» Развивать умение поднимать боковые края языка. «Чашечка» Закрепление произношения звука [О] Упражнение на развитие пространственных ориентаций Развитие просодии - Инсценировка диалога «Кисонька- мурысонька» | Учить правильно выполнять самомассаж лица. Координация речи и движения – упражнение «Каша» Игра «Ложкари» - учить выделять в музыке неожиданный акцент и давать ответную реакцию ударом в ложки. |
октябрь | 1 | «Осенняя прогулка» | Выработка правильной воздушной струи: игра «Сдуй пуговку». Логопедические распевки У_О_А-И Логопедическая распевка «Ботинки» Игра на координацию речи и движения «Башмачок» Развитие фонематического слуха – договаривание чистоговорок. Развитие интонационной выразительности в диалоге «Сапожник» Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног. Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Кнопочка» (поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки). Продолжать учить выделять неожиданный акцент ударом кулачками «Сапожники» |
2 | Прогулка в осенний лес |
Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Формирование длительного плавного выдоха «Буря в стакане», «Метелица в колодце» Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Логопедические распевки У_О_А-И | Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных игра Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева . Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных |
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | ||||
3 | «Поездка в Простокваши но» | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Игра «Слухачи» Артикуляционные упражнения «Кошечка сердится», «Кошечка лакает», «Индюк» Фонопедическое упражнение «Петушок» Логопедическая распевка «Корова» Работать над четкостью дикции. Упражнение - игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси»
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами Зрительная гимнастика «Ослик» Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь» Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» - движения Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
|
|
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.. | |||
4 | «Лягушка - путешественн ица» | Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот- рот).
Уточнить артикуляцию звуков [б], [б’],
глаз, развивать зрительное внимание.
| Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами Зрительная гимнастика . Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» Развивать мимику детей и пантомимику. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. | |
5 | «Птичья кладовая» |
| Гимнастика мозга «Сова» Фонопедическое упражнение «Метель» Упражнение на развитие ритма |
артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка» Формирование темповой организации высказывания «Дятел» -проговаривание в разном темпе. Упражнение на дыхание «Ворона» Формирование ритмического рисунка в проговаривании звукоподражаний «Ку-ку» Упражнение на развитие пространственных ориентаций | «Воробьи, воробышки» Игра «Зимняя пляска» Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока» | |||
6 | «Почему медведь зимой спит?» | Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.• Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука. «Чей пароход гудит дольше?»- | Учить плавно переходить от умеренного темпа движения к быстрому, к медленному. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу» «Упражнение на развитие кординации, общей моторики «Мы на |
развитие длительного выдоха с произнесением гласного Ы
Театрализация сказки «Три медведя» - воспроизведение высоты звуков, интонации Выработка силы голоса «Кто кого» -упражнение в длительном произнесении гласных звуков. Упражнение на развитие пространственных ориентаций | лыжах в лес идем» Регуляция мышечног тонуса «Деревья» Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
| |||
7 | «Где обедал воробей?» | Закрепить у детей представление о животных разных стран . Уточнить правильную артикуляцию звука [Э]. Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У – О-И], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко. Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов. | Гимнастика мозга «Слон» Логопедическая распевка «Звери» Пальчикова гимнастика «Две мартышки» Упражнение на передачу характера движения пантомимой «Кто как идет» Самомассаж тела «Черепаха» |
Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Чистоговорка с массажем «Кенгуру» Упражнение на развитие мимики и звукоподражания - логопедическая песенка «Зоопарк» Артикуляционная гимнастика «Обезьяны» | ||||
8 | Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Пение из мультфильма «Фиксики» - «Телевизор, холодильник» отработка звуков [А – У – О- И-Э], | Развитие мимической мускулатуры: имитационные упражнения - изображаем добрую маму, старого дедушку, сердитого папу, грустную дочку и т.д.; Зрительная гимнастика «Наш дом» Пальчиковая гимнастика «Семья» Развитие зрительной и слуховой памяти в дидактических играх «Кто там?», «Кто спрятался?» | ||
ноябрь | 1 | Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Речевые и не речевые звуки. Закрепить правильную артикуляцию звуковучить детей пропевать эти звуки длительно и коротко. | Упражнения на развитии координации «Мы на лыжах в лес идем», Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» Танец «Хоровод дружбы» |
Игра «Слухачи» Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки – «На лошадке» Фонопедическое упражнение «Глобус» Коммуникативная игра «Здравствуй друг» | ||||
2 | «1,2,3,4,5 – по Одинцово мы идем гулять» | способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки – «На лошадке» Фонопедическое упражнение «Глобус» Коммуникативная игра «Здравствуй друг» | Пальчиковая гимнастика «Мы по городу гуляли» Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» | |
3,4 | «Чем пахнут ремесла» | Артикуляционные упражнения «Маляры» Уточнение артикуляции звука Т. Уточнение и отработка правильной артикуляции звуков [Т-Д] «Молоточки» Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. | Ритмическая игра «Молоточки» Игра на развитие пространственных ориентировок «Иголка с ниткой» Совершенствование оптико- пространственных ориентировок «Ругулировщики» (пререкрестные движения) |
Логопедическая песенка «Повар» | ||||
5 | «Рукодельниц а и Ленивица» | Закрепление артикуляции звуков т-д Фонопедическое упражнение «Рукодельница» | Развитие ритма и темпа движения «Взбиваем перину» Развитие координации и переключаемости движений «Щёлк- щёлк» Пальчиковый самомассаж «Веретено» | |
6,7 | «Домовенок Кузя и фиксики» | Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Пение из мультфильма «Фиксики» - «Телевизор, холодильник» Уточнение артикуляции и отработка звуков [Ш,Ж] | Развитие мимической мускулатуры: имитационные упражнения - изображаем добрую маму, старого дедушку, сердитого папу, грустную дочку и т.д.; Зрительная гимнастика «Наш дом» Пальчиковая гимнастика «Семья» Развитие зрительной и слуховой памяти в дидактических играх «Кто там?», «Кто спрятался?» | |
8 | «Вместе весело шагать» | Развитие мимики «Настроение» Имитационные игры «На лыжах» уточнение произношения шипящих звукоа.Закрепление звуков [Ш,Ж] Проговаривание чистоговорок со звуком [Ш] | Зрительная гимнастика «Снег- снежок» Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» Упражнение на развитие чувства ритма и мелкой моторики «Дровосек» Развитие внимания и ориентации в |
Фонопедическое упражнение «Напугаем медведя» | пространстве «Бездомная кукушка» «Прыжки через нарты» Игра на расслабление и напряжение мышц «Замерзли-согрелись» | |||
декабрь | 1 | «Путешествие с волшебной снежинкой» | Уточнение произношения гласных звуков Фонопедическое упражнение «Свистели метели»
Развитие языкового чутья «Доскажи словечко» Развитие орального праксиса – имитационные игры «Замерзли» | Развитие слухового внимания « Зрительная гимнастика «Падают снежинки» Развивать чувство ритма «Мосток» Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежки лепили» Закрепление умения перестраиваться по зрительному сигналу. |
2 | «О чём грустит Домовёнок» |
Артикуляционная гимнастика «Маляры» Закрепить правильную |
артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
| ||||
3,4. |
«Маляры» Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [Г,К] в слоговых рядах, распевках.
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Гимнастика мозга «Сова» Фонопедическое упражнение «Метель» Упражнение на развитие ритма «Воробьи, воробышки» Игра «Зимняя пляска» Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока» |
5,7 | «Письмо от Деда Мороза» | Уточнить и закрепить артикуляцию звуков [В, Ф] в слоговых рядах, распевках. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Речевая игра с движением «Снеговик» Развитие мелкой моторики Су-джок «Новый год» Ритмическая игра «Мороз» Игра на развитие общей моторики «Ветер северный» Танец «Лавата» координация движений, развитие общей моторики. Упражнение на расслабление «Волшебный сон» | |
январь | 1,2,3, 4 | Продолжать формирование речевого выдоха – произнесение междометий на выдохе. Упражнение на звукоподражание «На санках» Фонопедическое упражнение «На коньках»отработка произношения свистящих звуков, чистоговорки со звуком [С] | Упражнение на развитие координации «Зима» Формирование ритмического рисунка «Снежки» Танцевальная композиция «К нам гости пришли» Хороводные игры развитие координации движений и пространственной ориентировки. | |
5 | Развитие речевого дыхания «Кто стучится» Проговаривание звукоподражаний на выдохе. Логопедическая распевка | Упражнение на развитие общей моторики «Про медведя» Пальчиковая сказка «Рукавичка» Су джок» «Медведь в берлоге» Развитие чувства ритма и |
«Кормушка» Инсценировка сказки «Теремок» Упражнение на расслабление и напряжение мышц артикуляции «Орешки» Уточнить артикуляцию звука [ С] Упражнение на развитие пространственных ориентаций | воспроизведение ритмических рисунков «Лиса и зайцы» Двигательное упражнение с речью «Лесные жители» Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Нахохлились – расслабились» | |||
6,7 | «Очевидное- невероятное» | Развитие речевого дыхания «Счет от 1 до 5 и обратно» на выдохе» Логопедическая игра с элементом массажа «Потягушечки» Инсценировка стихотворения «Врун» Д.Хармса. Уточненить артикуляции звука [З] Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Коммуникативная игра «Ворота» Развитие моторики и координации «Намотай шнур на палочку» Совершенствование общей моторики – разные виды ходьбы и бега. «Хлопай-шлёпай» - веселая логоритмика | |
8 | «Я бы в строители пошел - пусть меня научат!» | Закрепить произношение звуков [З.С]Фонопедическая игра «Строим дом» Преодоление твердой атаки гласных. Пропевание | Зрительнач гимнастика «Наш дом» Песня «Мы в городе родились») Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и |
гласных с повышением и понижением голоса - упражнение «Этажи, «Лесенка». Упражнение на развитие пространственных ориентаций | мелкой моторики «Теремок» | |||
февраль | 1,2 | «В гостях у сказки» | Упражнение на развитие речевого дыхания «Буря» Чтение строки из сказки на выдохе. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием. Речевое упражнение «Петушок» Фонопедическое упражнение «Колосок» Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Развитие самостоятельности, инициативности и вразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков Развитие слухового внимания «Что не правильно» Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Развитие слухового внимания – слушание - колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский- Корсаков |
3 | «Витаминная семья» |
| Развитие пространственной координации -закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Зрительная гимнастика Координация речи с движением |
упражнениях.
вому питанию, образу жизни. | Развитие чувства ритма Игровой массаж тела «Зайка» | |||
4 | «Зеленый уголок» |
Уточнить артикуляцию звука [Щ] в дыхательных и речевых упражнениях.
Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Зрительнач гимнастика «Наш дом» Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» | |
5 |
| Зрительнач гимнастика «Наш дом» |
многообразии обитателей аквариума.
| Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и мелкой моторики | |||
6 | «Три богатыря» | Фонопедическое упражнение «Салют» Воспроизведение ударного слога – (та-ТА, ТА-та) «Барабанщик» Проговаривание чистоговорки со звуками [Т-ТЬ] Гимнастика для мышц языка «Пулемет», «Танк». Упражнение на развитие пространственных ориентаций | Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Сирена воет» (повороты головы). Координация движений рук и ног , работа над амплидудой движений «Марш солдатиков» | |
7 | «Крокодил Гена идет в |
сравнительные прилагательные по | Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» |
Армию» | данной теме.
| (Ритмическое эхо) Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Сирена воет» (повороты головы). Координация движений рук и ног , работа над амплидудой движений «Марш солдатиков» | ||
«Маша и Медведь приглашают в гости» | Развитие артикуляционного аппарата и мимики «Маша артистка» Сценка шутка «Лиса и волк» - продолжать учить передавать характер персонажа при помощи интонации. Упражнение на развитие пространственных ориентаций Логопедическая песенка «Волчий вой» Формирование длительног речевого выдоха – счет до пяти, добор воздуха – обратный счет» | Развитие пространственной координации -закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу» Координация речи с движением «Мишка» Развитие чувства ритма «Что хочет Маша?» Игровой массаж тела «Зайка» |
март | 1 |
| Зрительное упражнение «Юла» Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели» Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики» Упражнения регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики» | |
2 | Воспитание интонационной выра стельности речи - Игра «Узнай по интонации». Развитие темпа речи «В гости к Федосье» Развитие высоты голоса - речевая игра «Гости» Работа над темпом и ритмом речи. Чтение стихотворения «Март» в сопровождении металлофона | Упражнение на развитие творческой самостоятельности «Профессии мам» - пантомима Пальчиковая игра «Мамочка» Развитие общей моторики и координации движений «Мамины помощники» | ||
3,5 | «Речевые посиделки» | Фонопедическое упражнение «Чайник» Уточнить артикуляцию и закрпить произношение звука Ч Логопедическая распевка «Тарелка» | Упражнение на развитие творческого воображения, общих речевых навыков «Чайник» Пальчиковая гимнастика «Посуда» Развитие пространственной координации – |
Речевая игра с музыкальными инструментами «Кухонный оркестр» Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением - упражнение «Помощники». Упражнение на развитие пространственных ориентаций Развитие интонационной выразительности и просодии - диалог «Уж ты тётушка, Арина» Развитие речевого дыхания при проговаривании скороговорок. | Упражнение на развитие слухового внимания , чувства ритма в игре на ложках «Экосез» | |||
6,7 | «Веселая карусель» | Воспитание силы выдоха «Заведи вертушки» Воспитание шепотной речи при проговаривании потешек. Уточнить артикуляцию звука Н, Н.Упражнения н Формирование темповой организации высказывания «Проговори скороговорку в разном темпе» Имитационная игра «Дудочка»(высоко-низко) Попевка «Качели» | Зрительное упражнение «Юла» Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели» Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики» Упражнения регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики» |
8 | «Как мы весну искали» | Логопедическая распевка «Подснежник» Упражнение на развитие направленной слабой воздушной струи «Запускаем кораблики» Уточнение произношения согласного [Л] Фонопедическое упражнение «В лесу весной» Выразительное загадывание загадок по теме Воспитание интонационной выразительности – проговаривание предложения «Весна пришла» с разной интонацией. | Коммуникативная игра «Собирайся детвора» Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений. | |
апрель | 1,2 | «Театральная мастерская» | Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной окрашенностью речи в сценках- шутках, играх-диалогах. Развитие тембровой окраски и высоты тона. Чтение сказки Чуковского «Путаница» (дети произносит только звукоподражания). | Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» - перестроения, Подвижная игра «Звёздочки» Зрительная гимнастика «Ракета» |
3 | «Веселая зарядка» | Развитие плавного речевого выдоха – проговаривание на | Коммуникативная игра «Собирайся детвора» |
выдохе междометий от 1 – до 5. Логопедическая песенка «Очки для Леночки» «Наши малыши здоровы» - формирование эмоциональной окраски речевого высказывания. | Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений. | |||
4,5 | «Собирайся детвора – в космос нам лететь пора!» | Фонопедическое упражнение «Ракета» Уточнение произношения согласного [Р] имитационная игра «Заведи мотор». Проговаривание чистоговорок со звуком [Р] Упражнение на координацию речи с движением «Полет» | Коммуникативная игра «Собирайся детвора» Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений. | |
6 | «Путешествие с капелькой» | Логопедическая распевка «Прогулка» Фонопедическое упражнение «Глобус» Русская народная закличка «Солнышко» ритмическая организация высказывания, развитие интонационной | Игра на совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный этюд «Цветок» регуляция мышечного тонуса «Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением. |
выразительности | ||||
7,8 | «Весенняя уборка» | Развитие речевого дыхания - проговаривание двустишия на одном выдохе. Упражнение на развитие дикции исполнение песенки «Кап- кап» Проговаривание чистоговорок на дифференциацию звуков [Р-РЬ] | Зрательная гимнастика «Жаворонок» Развитие зрительного внимания «Найди отличия» Ритмическая игра- массаж ног «Домик птичкам мастерим» Совершенствование выразительности движений К стихотворению «Ну , весна, как дела?» | |
май | 1,2 | «День рождения Мухи- цокотухи» | Проговаривание чистоговорок со всеми звуками. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили». Инценировка отрывка из сказки «Мухо-цокотуха» – воспитание инициативности, творческой активности. | Двигательное упражнение «Муравьи» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки» |
3 | «Огородники» |
| Двигательное упражнение «Муравьи» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» |
детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
| Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки» | |||
4 | «На параде» | Фонопедическое упражнение «Салют» Артикуляционная гимнастика «Парад» Речевая игра «Барабанщик» выделение музыкальных фраз с поговариванием соответствующих слогов [та-та-та, да-да-да] соблюдая ритмический рисунок. Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках. Проговаривание чистоговорок на дифференциацию звуков [Р-РЬ] | Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» Упражнение на развитие координации «Самолет» Исполнение песни без слов с изменением слогов – развитие слухового внимания и музыкального метра | |
5,6 | «Дюймовоч ка» |
| Игра на совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный этюд «Цветок» регуляция мышечного тонуса «Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением. |
упражнениях.
красотой родного края. | ||||
7 | «Комариные советы» |
| Двигательное упражнение «Комарики» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки» | |
8 | Открытое занятие «Собирайся детвора!» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия
Реализация программы «Логоритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно- компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
Музыкальный зал:
- Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
- Ковер;
- Мольберт;
- Столы и стулья;
- Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)
Технические средства:
- Наличие ноутбука;
- Проектор;
- Музыкальный центр;
- Принтер;
- Сканер.
- Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
- Ростовые куклы.
- Костюмы зверей;
- Музыкальные инструменты;
- Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
- Пособия на развитие дыхание,
- Ритмические палочки,
- Массажные мячики «Су-джок»
3.2. Информационно – методическое обеспечение программы
- Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
- Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.
- Куликовская
- , Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
- Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.
3.3. Список литературы
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. —
- Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:» Петербург –XXI «,1997.
- Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
- Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
- Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.
- Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Приложение 1
Пример конспекта занятия
«У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ»
(домашние животные)
ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
- Игра на узнавание неречевых звуков «Кто пасется на лугу?»
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ «ДУДОЧКА»,
«КОРОВА»
Ранним – рано поутру Пастушок:
«Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям.
То же самое упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАСПЕВКА «КОРОВА»
«Му-му-му! – мычит корова. — Идут по кругу, сделав «рога» из указ. пальчиков.
Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются лицом в центр круга, делают по два поворота головой вправо-влево.
Вы не пьете молоко? Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Убегайте далеко!» Разбегаются.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАСПЕВКА «КОНЬ»
Звонко цокают копытца. Идут по кругу, высоко поднимая колени. Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня, Останавливаются, показ.правой рукой
«хвостик»
Как косичка у меня. Левой рукой показывают «косичку»
6.ПЕСНЯ «КОТЁНОК» Котенок смешной, удаленький. И, словно ребенок маленький, Играет он на заваленке – Котенок смешной, удаленький. Лапкой потянулся: «Мяу». Спиночкой прогнулся: «Мяу». За мячом пустился вскачь,
А потом вцепился в мяч.
«Мяу, мяу, мяу, мяу, мяу».
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «СОБАКА»
- «Собака принюхивается» (на укрепление мышц шеи, активизацию дыхания). И.п. – сидя, спина и шея прямые. Наклонить голову вперед-вниз, делая вдох носом, затем поднять голову в и.п. и откинуть назад, делая вдох ртом, вернуться в и.п.
- «Собака показывает зубы» (на выработку статического напряжения жевательных мышц(. Плотно сжимать зубы на счет «1, 2», медленно разжать их на счет «3».
- «Собака пугает дичь» (на укрепление мышц губ). Поднимать и опускать в 4 приема поочередно обе губы: а) поднять верхнюю губу, б) опустить нижнюю губу, в) опустить верхнюю губу до нормы, г) поднять нижнюю губу до нормы
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «НЕСКУЧАЙКА» (ЛОГОРИТМИКА)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫТип программы: образовательная.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие...
Программа дополнительной образовательной услуги «ЛОГОРИТМИКА» (для детей 3 – 4 лет).
Программа по логоритмике для педагогов ДОУ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"
Аннотация программы:Возраст детей: 3-4 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования двигательной сфе...
Презентация к программе дополнительной образовательной услуги "Логоритмика"
Логоритмика пользуется большим спросом во всем мире, в том числе и в нашей стране, поскольку позволяет в игровой форме решать насущные проблемы детей дошкольного возраста, а именно:1. Формировать навы...
дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет
Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...
ЛОГОРИТМИКА – КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Необходимость логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОНР....