Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"
консультация

Тюшева Татьяна Александровна

Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным стал словарный запас большинства из нас! И сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог - обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие "родина", "Россия".... Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_oznakomleniya_s_folklorom.docx18.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ №18

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

 Подготовила:

 музыкальный руководитель

Тюшева Т. А.

Саранск 2024

Введение.

Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным стал словарный запас большинства из нас! И сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог - обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие "родина", "Россия".... Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно. С помощью фольклора можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка. Применяя различные методы обучения, хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру. Для решения, поставленных задач, можно использовать музыкальнодидактические игры, объединенные единым образным предметом - каруселью, без которой, кстати, на Руси не обходился ни один народный праздник. Причем она может быть использована не только в музыкальной деятельности, но в других образовательных областях, предусмотренных ФГОС. Еле-еле, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом... Сам по себе музыкальный фольклор - явление необычное, ведь в нем неразрывно связано музыка, пение, движение и игра на простых народных инструментах. Общепризнанно, что народный фольклор состоит из четырех основных направлений:  Народная песня  Народная хореография  Народные игры  Народные музыкальные инструменты. И в каждой области решаются свои мини-задачи. Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки. Основная задача здесь - научить детей исполнять песни ритмично Пример: "Посмотрите, ребята, кто сел на нашу карусель? Куколки? Давайте их покатаем" (Можно раскрутить с детьми карусель.) А сейчас наши куколки устали, могут заснуть и упасть с карусели, давайте возьмем их на руки и укачаем." Баю-бюшки-баю. Не ложися на краю. Придет серенький волчок И ухватит за бочок! Дети разбирают куколок с карусели и «убаюкивают» их, качая на руках и подпевая за педагогом В средней группе увеличивается объем песенного репертуара и дети уже различают понятия "низко-высоко". Работая над звуковысотым слухом детей, можно поиграть в "Детский сад для зверят" и использовать карусель для выбора игрушки- "сыночка" ( мягкая игрушка) Если ребенок выбрал зайчика, говорю : "Мама - зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет - высоко или низко?" Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как «мама-зайчик», на высоких тонах, тонким голосом. При выборе другой игрушки, озвучивают манеру исполнения «колыбельной» другой «мамы-зверушки», используя определенную высоту звука. Таким образом можно привлечь к исполнению ребенка, который не очень чисто интонирует даже небольшие попевки, который неуклюж или слишком стеснительный и зажатый. Можно предложить ему исполнить колыбельную как «мамамедведица» для своего сыночка-медвежонка. Поверьте, это будет его звездный час! В этой роли он будет чувствовать себя очень значимым среди детей. Таким образом, решается еще одна задача- психологическая устойчивость ребенка в коллективе Нужно пояснить детям, что у медведицы низкий, грубый голос, и что недаром говорят: «Медведь на ухо наступил» ( обязательно нужно объяснить детям смысл этой поговорки) В старших группах значительно расширяется песенный репертуар. Вводится такое понятие как "жанр народной песни". Это лирические, шутливые, обрядовые и, пожалуй, самые любимые - частушка и строевые песни. Решая задачу закрепления знаний о жанрах, дети по очереди выбирают знакомый жанр народной песни в виде картинок, разложенных на карусели и исполняют ее. Например, "строевая народная песня" ( разучиваем или повторяем р.н.п. «Солдатушки – бравы ребятушки» или любую другую) Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички на основе уже известных. Здесь также могут применяться выбранные на карусели, картинки с образами, которые могут встречаться в закличке, например: "весна, "солнце красное", "птички", "травка", и т.д Карусель-то непростая - уникальная. Карусель-то наша - музыкальная. Инструментов всех не счесть. Даже балалайка есть. В младшей и средней группах можно использовать карусель для первичного знакомства с народными инструментами. Дети, останавливая карусель, сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем. Например: Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг ( ложка). Здесь можно либо знакомить с инструментом, либо отрабатывать приемы игры на нем или же исполнить знакомое произведение. Также на карусель можно выложить все инструменты, на которых исполняется произведение для оркестра и дети с удовольствием, разобрав инструменты, исполнят его. При работе с музыкальными инструментами в старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре. Для решения задачи по закреплению знаний о народных музыкальных инструментах также можно использовать карусель, расположив карточки или сами инструменты на внешней стороне. Либо использовать карточки с определенным ритмическим рисунком для исполнения на инструменте, которые дети выбирают сами. Что касается народной хореографии, то и здесь карусель можно применить для знакомства с народными танцами или устроить мини- концерт для исполнения знакомых танцевальных композиций Так что, карусель оказалась весьма действенным способом в знакомстве и с закреплением знаний детей музыкальному фольклору. Карусель может быть использована и при встречах с родителями. С ее помощью можно провести консультацию для родителей о том, как знакомят их детей с музыкальным фольклором, и даже устроить концерт, где номера будут выбирать сами родители. А еще очень приятно наблюдать, когда все знания, все умения, приложенные в процессе знакомства и детей и взрослых с музыкальным фольклором за несколько лет, становятся основой для большого народного праздника , такого, например, как ярмарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.

Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"....

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ КАРТОЧЕК ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОВРЕМЕННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ»

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование в образовательной деятельности развивающих карточек при изучении музыкальных профессий.Зад...

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами народного фольклора.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвеч...