ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников». (2023-2024г)
материал (подготовительная группа)

Цель технологии «Дети волонтёры»:

         - Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» пгт Лучегорск

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на тему:

«Дети – волонтеры» как средство

эффективной социализации

дошкольников».

(2023-2024г)




Воспитатель:

Морозова Л.А.




Технология «Дети – волонтеры» как средство

эффективной социализации дошкольников

Актуальность

        Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

        Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

        Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

        Технология эффективной социализации «Дети- волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

        Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

        Волонтерство - это бесплатная помощь, где в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворе-ния.

        Цель технологии «Дети волонтёры»:

        - Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

        Задачи педагогической технологии «Дети  волонтёры» следующие:

- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;

- Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опы-та (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

- Формирование у дошкольников милосердия, инициативы.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: долгосрочный - 1 год (октябрь - май)

Формы работы с детьми:

Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.

Формы работы с родителями:

Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, презентации по теме проекта;

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; совместные спортивные мероприятия; слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)).

Ожидаемые результаты:

- Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- Они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечиваются способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Эта  технология помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать, ни одного увлекательного дня в детском саду.

Примерное планирование волонтерского движения по месяцам:

Сентябрь.

- Изучение теоретических аспектов  детского волонтерства, проектирование

организации  культурной практики  в группе.

- Прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии  социализации дошкольников  в образовательном комплексе»

Торжественное мероприятие «Добрые сердца» - принятие в ряды волонтерского движения. Создать благоприятный эмоциональный настрой на участие в волонтёрском движении.

 - Беседы с детьми: «Кто такие волонтеры?»

«Возможно ли стать волонтерами?»

«Чему мы можем научить малышей?»

Цель: Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.

- Изготовление флага и герба команды волонтеров .

Привлечение родителей к разработке флага и герба команды волонтеров».

Октябрь

«Радуга добрых дел» - оказание помощи в организации сюжетно-ролевых игр с детьми средней группы. Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми. Развивать ответственность, способности активно взаимодействовать с малышами.

Акция «Играем вместе» - совместные игры со строительным материалом.

Формировать умения вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Продолжать побуждать детей обогащать игровой опыт малышей.

«День радостной встречи со сказкой» - показ музыкальной сказки ««Рукавичка»» детям младшей группы. Развивать социально-личностные качества дошкольников. 

Ноябрь

«Научим тому, что умеем сами» - проведение дыхательных гимнастик с младшими детьми.

Развивать у детей способность сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

«Время добрых дел» - совместные прогулки с малышами. Развивать самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе.

Акция «Столовая для птиц!» - изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.

Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц. Воспитывать желание помогать пернатым друзьям.

Декабрь

«Умеем помогать» - оказание помощи при одевании на прогулку.

Способствовать становлению саморегуляции собственных действий. Воспитывать у детей самостоятельность, ответственность.

«Добрые дела дошколят» - подарки для малышей « Книжки-малышки».

Развивать стремление доставлять радость малышам. Воспитывать у детей чувства милосердия, инициативность, доброжелательность.

Акция «Покормите птиц зимой».

Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, помочь им пережить морозы и недостаток пищи. Развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их жизни. Воспитывать у детей стремление помогать друзьям нашим меньшим.

Январь.

«Неделя добрых дел» - вместе с детьми привести в порядок книги – подклеить.

Воспитывать бережное отношение к своей группе, своим игрушкам.

 «Трудовой десант» - «Чистые тропинки» - оказание помощи в расчистке снега на участке малышей. Побуждать желание помогать младшим. Воспитывать трудолюбие.

Февраль

Развлечение « 23 февраля – День защитника Отечества».

Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

«И рады мы проказам матушки-зимы». Развивать у детей способности активно взаимодействовать со сверстниками, участвовать в совместных играх. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«День волшебства» - театрализация сказки «Теремок». Создание ситуации развития театрально-игрового опыта. Способствовать сплачиванию детского коллектива в стремлении делать добро. Развивать личность ребенка.

Март

Акция «Научи меня играть» - совместные сюжетно-ролевые игры. Помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры. Развивать коммуникативную компетентность.

«Уроки природы» - посадка семян цветов для клумбы, уход за комнатными растениями. Формировать основы экологической культуры, сознания и мировоззрения у дошкольников. Развивать стремление и желание создавать красоту своими. Воспитывать эстетические чувства.

Акция «Твори добро!» -«Каждой птичке – свой домик!!

 Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе пернатых. Развивать интерес к жизни птиц.

Апрель

«Волшебники в мире детей» - организация игровой деятельности с младшими детьми.

Создать ситуации для развития детей в игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

Операция «Зелёный патруль» - осмотр и «лечение» деревьев на территории детского сада.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

«Кладовая добрых дел»- подарки малышам «Карандашница». Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Выставка рисунков «Миром правит доброта».

Воспитывать у детей сострадание и милосердие к другим людям, птицам, животным, насекомым.

Май

Акция «День Победы» и Акция «Бессмертный полк».Способствовать сохранению в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта.Развивать патриотические чувства. Воспитывать у детей чувства уваженияк героическому прошлому России, к ветеранам Великой Отечественной войны, желание гордиться их доблестными подвигами.

«Играем вместе» - «Праздник мыльных пузырей».

Способствовать формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.  Доставить детям эмоциональную радость.

Развивать навыки общения в разновозрастном коллективе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.»

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации  дошкольников «А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А доб...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"

    Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...

Самообразование на тему: «Маленькие – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников» 2023 – 2024 учебный год

Разновозрастное общение между детьми - технология эффективной социализации, способствует формированию у старших дошкольников чувства доброты, заботы, милосердия к малышам (нуждающимся в помощи лю...