«Это же надо! Танцующая фольга!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект экспериментального занятия по статическому электричеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Ромашка»

«Это же надо! Танцующая фольга!»

занятие в форме

экспериментальных действий

(старшая группа)

Подготовила педагог-психолог:

Ермошина С.П.

Цель: расширение представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;

- показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.

Оборудование: вода, кораблики из бумаги, соль, перец, змейка из бумаги, цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, расческа, нарезанные из бумаги бабочки, кусочки шерстяной ткани, фольга, поднос, пластмассовые тарелочки,

Ход занятия:

Приветствие. Организационный момент

Психолог: -Ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много всего интересного и увлекательного.

Основная часть

Психолог: У меня для вас есть несколько загадок. Сможете ли вы их разгадать? Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжется. Дети: Лампочка.

Психолог: Ночь. Но если захочу, щелкну раз - И день включу. Дети: Выключатель

Психолог: По тропинкам я бегу, без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме

Психолог: Молодцы! Справились со всеми загадками. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве. Все вы хорошо знакомы с электроприборами, которые есть у вас дома, и знаете, что они работают благодаря электрическому току, который протекает по проводам. А приходилось ли вам слышать о статическом электричестве?

Дети: Нет.

Психолог: И все-таки вы немного с ним знакомы. Наверняка вы замечали, что, когда зимой снимаешь свитер, хорошо слышно, как что-то потрескивает. Статическое электричество образуется за счет трения (свитера о волосы), но при этом перемещения зарядов не происходит и в этом главное его отличие от электрического тока, который вам уже привычен. Сейчас я вам покажу это на примере.

При трении на поверхности некоторых вещей образуются положительные и отрицательные заряды. Положительные заряды называются протонами, а отрицательные – электронами. Разные заряды будут притягиваться, а одинаковые отталкиваться.

Психолог показывает фрагмент из мультфильма «Фиксики- электричество».

Психолог: Ребята, статическое электричество безвредное, безопасное. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.

А как называется место, в котором мы проводим опыты, исследования, эксперименты? Дети: Лаборатория

Психолог: Правильно ребята. Предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию ПОЧЕМУЧЕК, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории:

соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Ну что же, ребята отправимся с вами в страну экспериментов.

Опыт №1 «Шарик на стене»

Психолог обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на столе лежит ещё один шар. Воспитатель предлагает нескольким ребятам повесить его на стену.

Дети пытаются это сделать, но у них не получается.

Психолог: Почему это шарик висит, а другой – нет? Превратим его в волшебный, я вам покажу, как это сделать. Мы с вами сегодня уже говорили о статическом электричестве. предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и этот шар висит. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.

Вывод: в волосах "живет" электричество.

Опыт № 2 «Бабочка»

-Ребята, сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Посмотрите , что у вас лежит на подносах? Дети: Разные кусочки ткани.

-Правильно ребята. Для нашего эксперимента нам понадобится ткань. Но посмотрите-ткань у нас одинаковая или разная?(разная) (мех) А как вы узнали , что это мех? Какая она? (Теплая, смехом, зимой носим) Х\Б ткань какая? (тонкая, мягкая)

-Хотите узнать все ли нам ткани подходят для эксперимента или нет?Дети: Хотим

Психолог: Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к цветным маленьким бабочкам. Что происходит с бабочками? Правильно, они лежат спокойно. А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек меховой ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бабочкам и потихоньку поднимите. Что случилось?(Ответы детей) Почему?Ответы детей

Вывод: палочки от трения о меховую ткань наэлектризовались, и бумага к ним прилипла, электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт №3 «Превращение»

Заранее необходимо нарезать бумагу на прямоугольники 1см Х 0,5 см.

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как поведет себя бумага.

Положим нарезанные кусочки в таз.

Потрите шарик о ткань и поднесите его к тазу. Что

происходит? Кусочки бумаги прилипнут к шарику. Почему? Заряженный

статическим электричеством шарик несёт в себе отрицательно заряженные

электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными

электронами бумаги. В результате этого процесса бумага притягивается к шарику.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.

Опыт №4 «Веселая прическа»

Психолог: Потрите шарик о ткань и поднесите его к своим волосам. Что

происходит? Волосы встанут дыбом. Почему? Отрицательно заряженный

воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные

волосы, и поднимать их.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Опыт №5 «Танцующая змейка»

У нас на столах есть линейки и бумажные змейки. Давайте дотронемся линейками до змеек, скажите, меняют они свое положение. (Ответы детей) А если мы потрем нашу линейку кусочком шерсти. Что произойдет? Змейка поднимается вверх. Вывод: бумага наэлектризовалась.

Опыт №6 «Послушный кораблик»

Психолог: Наполним таз водой почти доверху. У нас есть кораблики из бумаги. Опустим кораблик на воду и потрем линейку о ткань и поднесите её к кораблику. Что происходит? Кораблик будет послушно следовать за линейкой. Почему? При трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный

электрический заряд.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Опыт №7 «Танцующая фольга»

Психолог: Ребята у нас с вами есть полоски фольги. Положим их на тарелочку.

Проведите несколько раз пластмассовой расческой по

своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам фольги. Что

происходит? (Ответы детей)Полоски начнут «танцевать» Почему? Волосы, о которые мы

потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд.

Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

№8 «Соль и перец»

Психолог: Ребята, на столе лежит бумажное полотенце, на него мы насыпаем

перец и соль и тщательно их перемешаем. А теперь: потрите палочку о шерстяную

ткань, затем поднесите её к смеси соли и перца. Что происходит? Перец

прилипнет к палочке, а соль останется на столе. Почему? Когда потерли

палочку шерстяной тканью, она приобрела отрицательный заряд. Потом

поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к ней. Это

произошло из-за того, что перец приобрел положительный заряд и

притянулся к отрицательным зарядам палочки. Соль не притягивается к

шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда

подносим к соли заряженную палочку, ее электроны все равно остаются на

своих местах. Соль со стороны палочки не приобретает заряда, она остается

незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно

заряженной палочки.

Вывод: соль не прилипает к шарику, а перец притягивается.

Заключительная часть.

Рефлексия:

Психолог: Ребята, вы отличные ученые! Все эксперименты у нас получились. А чем мы сегодня занимались? (Добывали доброе электричество) Что вы узнали нового? Сегодня вы научились делать предметы волшебными, электрическими. А какое электричество нам в этом помогло? (Ответ детей). Если затрудняются назвать, напомнить – статическое электричество. Какое оно? (опасное или безопасное).Вам понравилось играть с этим электричеством.

Предлагаю вам не останавливаться на полученных знаниях, а продолжить экспериментировать уже дома вместе с родителями. Думаю, у каждого из вас дома есть шарик, если у кого-то нет попросите родителей купить вам небольшой воздушный шар. Дома. Вместе с родителями надуйте его. Потрите шар о волосы и приложите той стороной, которой терли к стене. И посмотрите, что произойдет с шариком. А завтра мне расскажите, что у вас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Мастер-класс для детей младшей группы и их родителей «Фольга и фантазия» — лепка из фольги.

Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей...

Танцы… танцы… танцы…

Презентация для детей  подготовительной к школе группы....

Аппликация из фольги «Звездочки танцуют»

Конспект занятия по аппликации в старшей группеТема: Аппликация из фольги «Звездочки танцуют»Цель: развивать умение вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги, совершенствовать техни...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп. "Волшебница фольга" .Нетрадиционная техника рисование на фольге

В такой технике можно рисовать и картины, не большие сувениры. Она не сложная в использование, но результат получается интересные и необычные....