«Это же надо! Танцующая фольга!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект экспериментального занятия по статическому электричеству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
«Это же надо! Танцующая фольга!»
занятие в форме
экспериментальных действий
(старшая группа)
Подготовила педагог-психолог:
Ермошина С.П.
Цель: расширение представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
- показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Оборудование: вода, кораблики из бумаги, соль, перец, змейка из бумаги, цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, расческа, нарезанные из бумаги бабочки, кусочки шерстяной ткани, фольга, поднос, пластмассовые тарелочки,
Ход занятия:
Приветствие. Организационный момент
Психолог: -Ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много всего интересного и увлекательного.
Основная часть
Психолог: У меня для вас есть несколько загадок. Сможете ли вы их разгадать? Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжется. Дети: Лампочка.
Психолог: Ночь. Но если захочу, щелкну раз - И день включу. Дети: Выключатель
Психолог: По тропинкам я бегу, без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме
Психолог: Молодцы! Справились со всеми загадками. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве. Все вы хорошо знакомы с электроприборами, которые есть у вас дома, и знаете, что они работают благодаря электрическому току, который протекает по проводам. А приходилось ли вам слышать о статическом электричестве?
Дети: Нет.
Психолог: И все-таки вы немного с ним знакомы. Наверняка вы замечали, что, когда зимой снимаешь свитер, хорошо слышно, как что-то потрескивает. Статическое электричество образуется за счет трения (свитера о волосы), но при этом перемещения зарядов не происходит и в этом главное его отличие от электрического тока, который вам уже привычен. Сейчас я вам покажу это на примере.
При трении на поверхности некоторых вещей образуются положительные и отрицательные заряды. Положительные заряды называются протонами, а отрицательные – электронами. Разные заряды будут притягиваться, а одинаковые отталкиваться.
Психолог показывает фрагмент из мультфильма «Фиксики- электричество».
Психолог: Ребята, статическое электричество безвредное, безопасное. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.
А как называется место, в котором мы проводим опыты, исследования, эксперименты? Дети: Лаборатория
Психолог: Правильно ребята. Предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию ПОЧЕМУЧЕК, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории:
соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Ну что же, ребята отправимся с вами в страну экспериментов.
Опыт №1 «Шарик на стене»
Психолог обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на столе лежит ещё один шар. Воспитатель предлагает нескольким ребятам повесить его на стену.
Дети пытаются это сделать, но у них не получается.
Психолог: Почему это шарик висит, а другой – нет? Превратим его в волшебный, я вам покажу, как это сделать. Мы с вами сегодня уже говорили о статическом электричестве. предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и этот шар висит. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" электричество.
Опыт № 2 «Бабочка»
-Ребята, сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Посмотрите , что у вас лежит на подносах? Дети: Разные кусочки ткани.
-Правильно ребята. Для нашего эксперимента нам понадобится ткань. Но посмотрите-ткань у нас одинаковая или разная?(разная) (мех) А как вы узнали , что это мех? Какая она? (Теплая, смехом, зимой носим) Х\Б ткань какая? (тонкая, мягкая)
-Хотите узнать все ли нам ткани подходят для эксперимента или нет?Дети: Хотим
Психолог: Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к цветным маленьким бабочкам. Что происходит с бабочками? Правильно, они лежат спокойно. А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек меховой ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бабочкам и потихоньку поднимите. Что случилось?(Ответы детей) Почему?Ответы детей
Вывод: палочки от трения о меховую ткань наэлектризовались, и бумага к ним прилипла, электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт №3 «Превращение»
Заранее необходимо нарезать бумагу на прямоугольники 1см Х 0,5 см.
Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как поведет себя бумага.
Положим нарезанные кусочки в таз.
Потрите шарик о ткань и поднесите его к тазу. Что
происходит? Кусочки бумаги прилипнут к шарику. Почему? Заряженный
статическим электричеством шарик несёт в себе отрицательно заряженные
электроны. Они вступают во взаимодействие с положительными
электронами бумаги. В результате этого процесса бумага притягивается к шарику.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные электроны притягиваются.
Опыт №4 «Веселая прическа»
Психолог: Потрите шарик о ткань и поднесите его к своим волосам. Что
происходит? Волосы встанут дыбом. Почему? Отрицательно заряженный
воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные
волосы, и поднимать их.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
Опыт №5 «Танцующая змейка»
У нас на столах есть линейки и бумажные змейки. Давайте дотронемся линейками до змеек, скажите, меняют они свое положение. (Ответы детей) А если мы потрем нашу линейку кусочком шерсти. Что произойдет? Змейка поднимается вверх. Вывод: бумага наэлектризовалась.
Опыт №6 «Послушный кораблик»
Психолог: Наполним таз водой почти доверху. У нас есть кораблики из бумаги. Опустим кораблик на воду и потрем линейку о ткань и поднесите её к кораблику. Что происходит? Кораблик будет послушно следовать за линейкой. Почему? При трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный
электрический заряд.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
Опыт №7 «Танцующая фольга»
Психолог: Ребята у нас с вами есть полоски фольги. Положим их на тарелочку.
Проведите несколько раз пластмассовой расческой по
своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам фольги. Что
происходит? (Ответы детей)Полоски начнут «танцевать» Почему? Волосы, о которые мы
потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд.
Вывод: положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.
№8 «Соль и перец»
Психолог: Ребята, на столе лежит бумажное полотенце, на него мы насыпаем
перец и соль и тщательно их перемешаем. А теперь: потрите палочку о шерстяную
ткань, затем поднесите её к смеси соли и перца. Что происходит? Перец
прилипнет к палочке, а соль останется на столе. Почему? Когда потерли
палочку шерстяной тканью, она приобрела отрицательный заряд. Потом
поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к ней. Это
произошло из-за того, что перец приобрел положительный заряд и
притянулся к отрицательным зарядам палочки. Соль не притягивается к
шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда
подносим к соли заряженную палочку, ее электроны все равно остаются на
своих местах. Соль со стороны палочки не приобретает заряда, она остается
незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно
заряженной палочки.
Вывод: соль не прилипает к шарику, а перец притягивается.
Заключительная часть.
Рефлексия:
Психолог: Ребята, вы отличные ученые! Все эксперименты у нас получились. А чем мы сегодня занимались? (Добывали доброе электричество) Что вы узнали нового? Сегодня вы научились делать предметы волшебными, электрическими. А какое электричество нам в этом помогло? (Ответ детей). Если затрудняются назвать, напомнить – статическое электричество. Какое оно? (опасное или безопасное).Вам понравилось играть с этим электричеством.
Предлагаю вам не останавливаться на полученных знаниях, а продолжить экспериментировать уже дома вместе с родителями. Думаю, у каждого из вас дома есть шарик, если у кого-то нет попросите родителей купить вам небольшой воздушный шар. Дома. Вместе с родителями надуйте его. Потрите шар о волосы и приложите той стороной, которой терли к стене. И посмотрите, что произойдет с шариком. А завтра мне расскажите, что у вас получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Мастер-класс для детей младшей группы и их родителей «Фольга и фантазия» — лепка из фольги.
Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей...

Буклет мастер-класс по работе с фольгой "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники " Тиснение по фольге"
В буклет вложен ход создания открыкти на фольге....

Аппликация из фольги «Звездочки танцуют»
Конспект занятия по аппликации в старшей группеТема: Аппликация из фольги «Звездочки танцуют»Цель: развивать умение вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги, совершенствовать техни...
Творческий мастер-класс «Волшебная фольга: развивающие игры для детей, изготовленные из фольги»
выписка из годового плана, приказ о проведении...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп. "Волшебница фольга" .Нетрадиционная техника рисование на фольге
В такой технике можно рисовать и картины, не большие сувениры. Она не сложная в использование, но результат получается интересные и необычные....
