Проекты
проект

Маркелова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

«Комплекс кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ»

Разработал

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

г.Людиново Калужской обл.

Маркелова Е.В.

        В процессе коррекционной работы с  детьми, имеющими  задержку психического и речевого развития (ЗПРР) старшего дошкольного возраста, у  меня, как у учителя-логопеда, работающего с нарушениями устной речи, возникла потребность в обновлении содержания образования и реализации современных коррекционно-развивающих методов в целях качественной подготовки детей к школьному обучению.

        Эффективным психолого-педагогическим условием решения задач развития и коррекции для меня стал кинезиологический подход. Новизна опыта состоит в применении комплексного подхода в коррекции познавательно-речевого развития у дошкольников с ОВЗ, ЗПРР через методы кинезиологии.

        Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в разных областях психики. Еще древняя философская система (Конфунций), учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии. Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и речь, не перегружая излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Эти и другие вопросы легли в основу науки образовательная кинезиология.

 Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Вот почему всем педагогам следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Проблема: низкая эффективность работы по коррекции и развитию речи у детей с ОВЗ, ЗПРР с использованием традиционных технологий, опирающихся преимущественно на когнитивный компонент.

Причины возникновения проблемы: 

  1. Отсутствие данных об уровне развития внимания, памяти, мелкой и крупной моторике у детей с ЗПРР.
  2. Недостаточность знаний по вопросу развития двигательной сферы детей с ЗПРР в работе учителя-логопеда.
  3. Недостаточно развита дидактическая и материально-техническая база для работы с детьми с ЗПРР.
  4. Отсутствие готового комплекса кинезиологических упражнений в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
  5. Отсутствие системы работы с педагогами и родителями данной категории детей.

 Решение проблемы: учитывая особенности детей с ЗПРР, а также знания о том, что недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности,  назрела необходимость использования в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ кинезиологических методов.

        А.В. Семенович доказала, что когнитивные и двигательные методы должны применяться с учетом их взаимодополняющего влияния. Именно двигательные методы, по её мнению, активизируют, восстанавливают, простраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности. Наш опыт применения методов кинезиологии показывает, что система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и ЗПРР.

Цель проекта: разработать комплекс мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПРР с опорой на кинезиологический метод.

Задачи:

  1. Провести диагностику уровня развития ВПФ детей 4-6 лет.
  1. Проанализировать существующие в методической литературе методики для исследования особенностей познавательной деятельности дошкольников.
  2. Подобрать подходящий инструментарий для диагностики уровня развития ВПФ у детей 4-6 лет.
  3. Провести диагностику уровня развития ВПФ у детей с ЗПРР 4-6 лет, проанализировать о обобщить полученные результаты.
  4. Использовать результаты диагностики в отборе методов, приемов, средств, технологий педагогического процесса, а также для оценки эффективности комплекса кинезиологических упражнений.
  1. Изучить научную и методическую литературу по вопросу использования кинезиологического подхода в коррекции и развитии речи детей.
  1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу о научной кинезиологии, об использовании кинезиологии в логопедии.
  2. Изучить интернет-ресурсы по данному вопросу, образовательные порталы, личные страницы логопедов, кинезиологов.
  3. Проанализировать отобранный материал по использованию кинезиологического метода в преодолении речевых нарушений у детей с ЗПРР.
  4. Создать банк информационных источников о кинезиологии в логопедии.
  1. Подобрать дидактический материал и подготовить материально-техническое оснащение для внедрения в работу комплекса кинезиологических упражнений.
  1. Проанализировать имеющийся дидактический материал по использованию кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающем процессе.
  2. Подобрать необходимый дидактический материал для использования кинезиологического метода в работе.
  3. Внедрить в работу подготовленный дидактический материал.
  1. Разработать комплекс кинезиологических упражнений для включения в коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПРР.

4.1. Подобрать подходящие для работы кинезиологические упражнения.

4.2. Систематизировать и объединить в единый комплекс подобранные кинезиологические упражнения.

4.3.  Внедрить отобранные задания и упражнения в работу.

  1. Разработать план взаимодействия с педагогами и родителями по преодолению речевых нарушений у данной категории детей.
  1. Проанализировать текущую систему работы с родителями и педагогами детей с ЗПРР.
  2. Разработать планы конспектов родительских собраний, мастер-классов, открытых занятий для педагогов и родителей по темам:

- родительское собрание «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПРР»;

- мастер-класс «Кинезиологические упражнения. Интересно и полезно»;

- консультация «Как заниматься с ребенком дома».

  1. Создать чат для информационной поддержки родителей в Whatsapp.
  2. Внедрить план по взаимодействию с педагогами и родителями в работу.

Участники проекта: 

дети с ЗПРР 4-6 лет, учитель-логопед, воспитатели старшей и подготовительных групп, родители.

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ресурсы

Ответственный за выполнение

16.08.-30.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Подобрать и изучить методики для исследования особенностей познавательной деятельности дошкольников.

Информационные:

Ноутбук, Материально-технические:

Ноутбук, принтер

методическая библиотека МКДОУ

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

Старший воспитатель Федорова Е.А.

01.09.-15.09.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Провести диагностику уровня развития ВПФ у детей с ЗПРР 4-6 лет

Материально-технические:

Ноутбук, принтер, бланки методик

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

16.09.-20.09.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Проанализировать и обобщить результаты диагностики

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

02.08.-13.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Изучить интернет-источники, научно-методическую литературу по теме кинезиологического метода в логопедии

Информационные: https://nsportal.ru/

www.sgy.ru

www.defectologiya.pro

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

16.08.-30.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Проанализировать отобранный материал и создать банк данных о кинезиологии в логопедии.

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

16.08.-20.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Методический кабинет МКДОУ

Проанализировать имеющийся дидактический материал по использованию кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающем процессе

Материально-технические:

Ноутбук, принтер,

Дидактические материалы

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

Старший воспитатель Федорова Е.А.

20.08-30.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Подобрать и изготовить необходимый дидактический материал для работы

Материально-технические:

Ноутбук, принтер,

ламинатор

Канцелярские принадлежности

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

09.08.-13.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Проанализировать текущую систему работы с родителями и педагогами детей с ЗПРР.

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

16.08.-30.08.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка

Разработать конспекты родительских собраний, мастер-классов, открытых занятий для педагогов и родителей.

Информационные: интернет источники

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

20.09.2021

Актовый зал МКДОУ

Провести родительское собрание на тему «Особенности познавательной активности детей с ЗПРР»

Материально-технические:

ноутбук, принтер, проектор, памятки для родителей

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

20.09.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка

Создать чат информационной поддержки для родителей в Whatsapp.

Материально-технические:

смартфон

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

22.09.2021

29.09.2021

06.10.2021

20.10.2021

Логопедический кабинет МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

НОД «Понятие о речи. Функции речи» (в каждом занятии с использованием кинезиологических упражнений)

НОД «Грибы» Упражнения: «Дом- Ёжик- Замок», «Колечко», «Локоть к колену», «Солнышко-заборчик»

НОД «Овощи» Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-коза-вилка»

НОД «Фрукты»

Упр. те же

Материально-технические: ноутбук, принтер, дидактические материалы по теме

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

22.10.2021

Актовый зал МКДОУ

Провести семинар для педагогов ДОУ старших и подготовительных групп на тему «Особенности работы по коррекции и развитию речи детей с ЗПРР»

Материально-технические:

ноутбук, принтер, проектор, памятки для педагогов

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

04.05-20.05.2022

Логопедический кабинет ДОУ

Проведение итоговой диагностики

Материально-технические:

Ноутбук, принтер,  бланки

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

23.05-27.05.2022

Логопедический кабинет ДОУ

Анализ полученных результатов мониторинга

Материально-технические:

Ноутбук, принтер

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

30.05.2022

Актовый зал МКДОУ

Представление опыта работы по реализации проекта педагогам ДОУ на педсовете

Материально-технические:

Ноутбук, принтер, проектор

Учитель-логопед Маркелова Е.В.

Планируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

В процессе реализации проекта планируется достичь следующие результаты:

-для детей: повысится познавательная активность, детям станет проще концентрироваться на выполнении конкретных задач, разовьется их моторная ловкость, что заложит хороший фундамент для дальнейшего обучения чтению и письму, улучшится внимание, мышление, память, стабилизируется эмоциональное состояние, повысится стрессоустойчивость, детям станет проще усваивать новые знания. Применяющаяся система занятий оказывает положительное влияние на уровень речевого развития детей. В дальнейшем эти дети будут успешными в  школьном обучении;

- для родителей: родители узнают об особенностях познавательной активности детей с задержкой психо-речевого развития, познакомятся с системой кинезиологических упражнений, научатся пользоваться комплексом кинезиологических упражнений для занятий с детьми;

- для педагогов: повысится педагогическая компетентность педагогов, они ознакомятся с кинезиологическим подходом, получат готовую систему развивающего игрового взаимодействия с детьми.

Оценка эффективности реализации проекта

Критерий

Показатели результатов

Данные (до и после)

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Уровень речевого развития

Уровень моторной ловкости

Стрессоустойчивость

Уровень развития памяти, внимания, мышления

Возрастет уровень речевого развития

Улучшится подвижность, скоординированность движений артикуляционного аппарата, улучшится звукопроизношение, фонематический слух

Увеличивается моторная ловкость детей, движения становятся более точными, скоординированными. Увеличивается уровень стрессоустойчивости, стабилизируется эмоциональное состояние детей, возрастает умение детей бороться со стрессом, учебная деятельность становится более продуктивной.

Улучшается память. Дети учатся управлять своим вниманием, ставить цели. Дети становятся более уверенными в себе, учатся самостоятельно решать различные учебные задачи.

Мониторинг развития речи

Тестирование

Наблюдение

Мониторинг развития ВПФ у дошкольников

Дидактический материал по обследованию устной речи детей В.С.Володина, О.И.Крупенчук, И.О.Смирнова, М.А.Жукова

Тест на диагностику состояния мелкой моторики рук

Тест на диагностику крупной моторики

Методика Марковской «Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей"

Лист наблюдений

Активность учащихся на занятии

Дети внимательно слушают объяснения педагога, старательно выполняют данные инструкции

Задают вопросы

Делятся затруднениями

С удовольствием рассказывают о том, что выполнили

Активно участвуют в предлагаемых педагогом мероприятиях

Наблюдение

Лист наблюдения

Оценка рисков

Помимо очевидной пользы кинезиологический метод хорош тем, что не требует особой подготовки от педагога, не нужно специальное оборудование. Для получения результата  в работе по развитию межполушарного взаимодействия с детьми необходимо проводить целенаправленную работу, систематически включать в занятия кинезиологические комплексы. Для более быстрого достижения результатов в работе с дошкольниками через повышение заинтересованности в занятиях целесообразно использовать игровые моменты, подключая по возможности музыкальное и стихотворное сопровождение.

Дальнейшее развитие проекта

В перспективе планируется дальнейшая работа по использованию кинезиологии в коррекции и развитии речи дошкольников, стимуляции их познавательной активности. Имеющиеся результаты проекта могут быть использованы для обмена педагогическим опытом в детском саду, на районном методическом объединении учителей-логопедов.

Продукт проекта

Разработанный комплекс кинезиологических упражнений для реализации с октября по май.

Картотека кинезиологических упражнений.

Конспект родительского собрания на тему «Особенности познавательной активности детей с ЗПРР»

Конспект семинара «Кинезиологический метод. Интересно и полезно».

Конспект мастер-класса по обучению кинезиологическим упражнениям.

Информация о кинезиологическом подходе для размещения на стенде у логопедического кабинета.

Приложения

(оформляются)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

Калужская область, г. Людиново

Педагогический проект

«Удивительное путешествие в страну Вежливости».

(возрастная группа – подготовительная к школе)

Разработал: учитель - логопед Маркелова Е.В.

г. Людиново

«Ничто не обходится нам так дешево

                                                         и не ценится так дорого, как вежливость»

                                                   Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

I. Познавательно-исследовательский проект «Удивительное путешествие в страну Вежливости».

1.1. Паспорт проекта (старший дошкольный возраст)

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Руководитель проекта

Маркелова Елена Викторовна

Участники проекта

Дети, учитель - логопед, педагоги, родители

Срок реализации проекта

Октябрь 2022 года

Цель проекта

Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

- формировать у детей представления об этикете;

- развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

- формировать у детей навыки вежливости;

- учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации;

- закрепить знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений; учить видеть свои недостатки в поведении и их исправлять;

- воспитывать уважение к окружающим людям.

Актуальность проекта

ФГОС ДО особое внимание уделяет нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Главная задача – воспитание нравственно-здорового ребенка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах «что такое хорошо и что такое плохо», но и способного к действию и поступку. Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою собственную позицию (естественно с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Сейчас практически отсутствует речевой этикет, а значит, нет уважения к собеседнику и окружающим. Если человек делает или говорит только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, это говорит о том, что не соблюдаются правила этики или правила приличий. Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения со взрослыми и детьми, расширять его коммуникативные возможности, а это база для успешной жизни.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- сформируются представления об этикете;

- дети приобретут уверенность в себе, знание общепринятых норм и правил поведения, понимание того, что без соблюдения этих правил жить в современном обществе невозможно.

- у детей появится радостное сознание того, что они совершают хорошие и правильные поступки.

Для родителей:

- укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросах нравственного воспитания;

- совместная деятельность в рамках проекта поможет еще более крепкому содружеству детей и родителей.

Для педагогов:

- обогатится предметно-развивающая среда группы дидактическими материалами;

- укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросах этического воспитания

1.2. Перспективное планирование творческого проекта «Удивительное путешествие в страну Вежливости».

Задачи взаимодействия

Этапы реализации

Педагог-ребёнок

Ребёнок - родители

Организационный этап (25 сентября -  1 октября 2022 г)

Моделирование ситуации. Выявление проблемы

Дети, на страничке Интернета я прочла начало истории, которая случилась с Ежиком. Послушайте её. В одной далекой сказочной стране под названием «Улыбка» жил-был ёжик. И хотя все вокруг были общительны и дружелюбны, с ёжиком никто никогда не общался, да и ёжик не любил ни с кем вступать в разговор, ведь, как считал он, ему это совсем не надо. Лишь только тогда, когда ему иногда приходилось выбираться в продуктовую лавку для того, чтобы купить продуктов, он начинал разговор всегда со слов: «Хочу, чтобы Вы дали мне …». Ёжик не знал ни одного вежливого слова и лишь только умел браниться… Дети, а какие вежливые слова знаете вы? (ответы детей)

Предлагаю отправиться в страну Вежливости и помочь Ежику навсегда остаться воспитанным и найти себе друзей. Согласны?

Консультация о целях и задачах проекта, формах сотрудничества. Анкетирование.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Цель: создание обстановки, которая поможет детям реализовать свой проект, оформление фотоальбома «Наши добрые дела»

Выставка книг по теме «Уроки вежливости»;

оформление наглядной информации о правилах поведения;

выставка совместных рисунков по прочитанным произведениям об этикете;

оформление уголка «Школа вежливых наук».

Подбор записей музыкальных произведений, танцевальных этюдов по теме проекта.

Оформление родительского уголка «Как вырастить культурного ребёнка»»

Задача: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам нравственного воспитания детей.

Предварительная диагностика

(4.10)

Цель: выявить знания детей по тематике проекта

1.Знаете ли вы, что такое этикет?

2. Какие вежливые слова вам известны? Пользуетесь ли вы ими?

3. Где и когда нужно употреблять вежливые слова?

4. Какого человека можно назвать вежливым?

5. Знаете ли вы правила поведения в обществе?

Практический этап (4 октября – 26 октября)

НОД

 

 РР: Составление рассказа по теме «Так ведут себя вежливые дети». (5.10.2022 г)

Задача: формировать правильное поведение в обществе, развивать речь.

СК: Заучивание пословиц и поговорок о вежливости (8.10.2022 г)

Задача: учить детей объяснять смысл пословиц.

РР: Составление рассказа из личного опыта «Я уже большой, помогаю маме» (Фотовыставка).

(11.10.2022 г)

Задача: формировать связную речь, уметь давать полные ответы на вопросы.

СК: Моделирование и обсуждение ситуаций по формулам речевого этикета.

Задача: формировать умение выражать своё мнение по предложенной ситуации.

(14.10.2022 г)

РР: «Дерево добрых слов».

Задача: учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой «пожалуйста, «будьте добры», «будьте любезны».

(18.10.2022 г)

Консультация по теме: «Азы воспитания» Задача: формировать нормы культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Сочинение сказки «Доброе дело»

Задача: повышение уровня коммуникативной компетентности родителей, вовлечение в совместную деятельность.

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Ежели вы вежливы».

Задача: развивать связную

речь, активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.

(6.10.2022 г)

В. Осеева «Волшебное слово»

Задача: закреплять доброе отношение к слову «пожалуйста» и потребность обращаться к нему. (12.10.2022 г)

Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»

Задача: воспитывать у детей чувство благодарности ко всему живому, умение ценить природные богатства. (13.10.2022 г)

С. Мирошниченко «Злая волшебница».

Задача: воспитывать чувство сострадания к попавшему в беду.

(14.10.2022 г)

РР: Сказка «Как попугай Татю вежливости учил».

Задача: воспитывать доброе отношение к людям и необходимость использования волшебных слов.

15.10.2022 г)

Слушание музыки:

песни «Улыбка» сл. Пляцковского М., музыка: Шаинского В., «Если с другом вышел в путь» сл. М.Танича, музыка В.Шаинского, «Когда мои друзья со мной»

 сл. М.Танича, музыка В.Шаинского.

Музыкально- ритмические движения:

«От улыбки станет всем светлей».

Предложить родителям участие в акции «Добрые традиции в моей семье»

Цель: привлечение внимания взрослых и детей к этическому воспитанию,

знание традиций своей семьи, формировать бережное отношение к ним.

Просмотр видеофильмов

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». 18.10.2022 г)

Задача: формировать навыки культуры поведения.

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».(19.10.2022 г)

Задача: воспитывать желание и потребность проявлять доброту к окружающим людям.

Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо».

(20. 10.2022 г г)

Задача: сформировать у детей понятия о природе, семье, ценностях, правилах поведения и о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Экскурсия в

Галерею искусств.

(25.10.2022 г)

Цель: воспитывать любовь к живописи, к искусству.

.

Продуктивная деятельность

Изготовление книжки-малышки «Правила этикета для малышей».(21.10.2022 г.)

Задача: формировать творческие способности, умение работать сообща.

Выставка детского творчества

 «Спеши делать добро» (22. 10.2022 г)

Задача: отобразить в своих рисунках добрые дела, которые совершили в течение недели, углубить представление детей о добре и его роли в жизни человека, развивать творческие способности детей.

Оформление книжки-малышки

 «Правила этикета для малышей»

Задача: сплочение родителей и детей при совместной работе по оформлению книги.

Фотовыставка на тему: «Я уже большой – помогаю маме»

Задача: вызвать интерес к трудовым поручениям, воспитывать чувство ответственности.

Театрализованная деятельность

Инсценировка сказки «Колобок» (26. 10.2022 г)

Задача: учить детей использовать формулы обращения к незнакомым персонажам

Игра- драматизация «Добрый день» (27. 10.2022 г)

Задача: учить детей значению вежливых слов, правильно употреблять их в речи.

Игра- драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово» (28. 10.2022 г)

Задача: учить детей тому, что без вежливых слов трудно обходиться в любом обществе.

Игра - инсценировка «Телефонный разговор»

Задача: закреплять правила телефонного этикета.

Изготовление атрибутов к инсценировкам.

Игровая деятельность

Пальчиковая игра: «Семья»

Задача: развивать мелкую моторику.

Словесная игра «Подарок»

 Задача: формировать правильное звукопроизношение.

Д/и:  «У меня зазвонил телефон».

Задача: изучить правила разговора по телефону, уметь общаться по телефону с друзьями и родными.

«Путешествие в общественном транспорте»

Задача: закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.

Д/и «В гостях у бабушки».

Задача: формировать навыки культуры поведения и приёма их, воспитать приветливое общение со сверстниками и взрослыми.

Д/и «У нас в гостях кукла Таня»

Задача: воспитывать доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками.

Д/и «Пожалуйста»

Задача: формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности.

Д/и «Назови лишнее слово»

Задача: учить различать слова речевых формул этикета

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты» Задача: формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Привлечение родителей к совместному изготовлению атрибутов к играм.

Беседы-рассуждения

«Что такое речевой этикет» (6.10.2022 г.)

Задача: познакомить детей с понятием этикет.

«Что значит быть вежливым»

(20. 10.2022 г)

Задача: объяснить детям, что значит истинно вежливый человек, почему он знает не только вежливые слова, но и старается сделать людям приятное.

«Давай познакомимся»

Задача: учить детей правилам знакомства, расширять коммуникативные способности детей.

«Спеши делать добро».

Задача: побуждать детей к необходимости совершать добрые поступки

Распространение тематических буклетов: ««Роль этикета в воспитании дошкольников».

Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей по вопросам воспитания детей.

Заключительный этап (26 сентября – 30 сентября)

Итоговая диагностика

(26 октября)

Цель: выявить результаты проекта

Презентация проекта

(29 октября)

Цель: коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Досуг «Все красивое – от природы, доброе – от человека».

Задача: обобщить результаты работы над проектом

 1.3. Описание работы над проектом.

На протяжении двух лет работы в дошкольном учреждении, я заметила, что, как правило, дети знают нормы поведения в обществе, умеют пользоваться вежливыми словами в определенных ситуациях. Однако при общении со сверстниками и взрослыми в обыденной жизни дети забывают об этих правилах, не всегда используют формулы вежливого обращения.  

Культура речевого общения и поведения является одним из основных направлений в нравственном воспитании ребенка. Само по себе культурное поведение не дано ребенку в готовом виде, оно формируется под руководством взрослого. Для того, чтобы дети могли комфортно чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, свободно вели беседу, необходимо не только как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры поведения и речевого этикета, но и воспитывать в них чувства отзывчивости, сострадания, благородства, честности. Важно не только научить ребенка строить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей, которое показало готовность и желание родителей принять участие в проекте. После получения положительного ответа от родителей об участии в проекте мною было предложено рассмотреть перспективный план над проектом.

В самом начале работы над проектом была проведена диагностика, которая включала в себя ряд вопросов. Вопросы позволили выявить уровень сформированности знаний детей по основным направлениям проекта. Результаты обследования показали, что у детей недостаточно сформированы знания об этикете, как важнейшей составляющей части национальной культуры, о правильном употреблении различных форм словесной вежливости, не все дети умеют их применять в обыденной повседневной жизни, стесняются выражать свои эмоции и чувства.

Для родителей была проведена консультация «Обучение дошкольника правилам семейного этикета», а воспитателям предложена консультация «Речевой этикет».

Работа началась с организации предметно-пространственной развивающей среды, которая помогла бы помочь в реализации проекта «Удивительное путешествие в страну Вежливости».

Показательные уроки этикета дают нам произведения искусства. Дети, слушая их, не только с интересом следят за развитием сюжета, но и сопереживают персонажам, желают им помочь, а между строк учатся правилам поведения. Среди них нашли свое место: «Очень вежливый индюк» Б. Заходера, «Урок вежливости С. Маршака, «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского. В книжном уголке были выставлены яркие альбомы с иллюстрациями русских народных сказок. Ведь именно с помощью сказок дети учатся правильно формировать и выражать свои мысли, начинают понимать, что такое добро и что такое зло, они помогают при формировании правил общения и поведения ребенка в обществе и определяют его характер в целом для всей последующей жизни. Для рассмотрения были предложены книги, несущие в себе нравственное воспитание, книги, заставляющие сочувствовать и сопереживать, искать правильные решения поступкам (В. Катаев «Цветик-семицветик», В. Осеева «Волшебное слово» и т.д.), энциклопедии («Большая книга правил поведения для воспитанных детей», «Этикет от А до Я» и т.д.)

На центральной стене организовали выставочный зал, где представили подборку рисунков о правилах поведения в общественных местах, в транспорте, в гостях.

В «Музыкальной гостиной» собрали записи музыкальных произведений, которые должны были послужить воспитанием у детей способности к эстетическому самоопределению. Человек и его отношение к миру – центральная проблема наших занятий с детьми. Общаясь с музыкальным произведением, творчески воплощая музыкальный образ в исполнении, размышлении, активном слушании, дети осваивают эту сущность музыки на разных уровнях.

В «Художественной мастерской» собраны все необходимые инструменты художника: краски, кисти, карандаши, фломастеры, «стенд творчества», которые помогут детям в реализации проекта.

И началась долгая и кропотливая работа в намеченном направлении.

Первое, что я сделала - это направила работу на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Неоднократное повторение речевых оборотов использовалось, прежде всего, в повседневной жизни. Знакомство с формулами речевого этикета происходило, в процессе чтения художественной литературы, проведения инсценировок, сюжетно-ролевых игр, обсуждения ситуаций, просмотров мультипликационных фильмов, когда внимание детей акцентировалось на вежливых обращениях, употребляемых героями произведений. Мы учились анализировать поступки, составлять свое отношение, выражать свою точку зрения.

Поскольку игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, а присутствие игрового персонажа и сюрпризных моментов вызывают желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, то в качестве эффективного метода воспитания вежливости использовались различные виды игр и игровых ситуаций, таких как: «Назови ласково», «Как вежливо обратиться за помощью», «Разговор по телефону», «Билет за вежливые слова», «Научи Мишутку вежливости».

Следующим этапом было обучение детей развёртыванию формул и выражений речевого этикета в ходе сюжетно-ролевых, театрализованных и словесных игр, посредством организации речевых диалогов.

Четвертый этап заключался в том, чтобы научить детей проявлять доброжелательность, внимание с помощью интонации, мимики, жестов.

Хорошими помощниками в этой работе стали родители. Анкетирование показало, что они не безразличны к проблеме воспитания этических норм их детей и выразили готовность принять активное участие в данном проекте.

Последний этап проекта – подведение итогов проделанной работы. Все увидели результаты нашего проекта в ходе проведения досуга «Все красивое – от природы, доброе – от человека» с показом презентации «Уроки этикета».

На презентацию по специальным билетам были приглашены родители с детьми из старших групп. В этот день дети показали все, чему научились за время реализации проекта.

Дети вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задания, предложенные в сценарии досуга. Для них было важно, чтобы они не были слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости мы могли бы предоставить справочный практический материал или порекомендовать, где его можно найти. С удовольствием родители откликнулись на просьбу создать фотовыставку своих маленьких помощников, где они выполняют определенные поручения по дому.

Был проведён конкурс рисунков «Спеши делать добро», в котором дети совместно с родителями проявили творческие способности и получили радость от совместной деятельности. Была открыта акция «Добрые традиции в моей семье», где дети вместе со своими родителями делились впечатлениями от совместных поездок, семейных праздников, которые в их семье стали добрыми обычаями.

Дети с большим увлечением и много инсценировали, входили в роль персонажей сказок, пробовали им подражать, передавая голосом интонацию, используя мимику и жесты. Посредством дидактических игр обучались общению в соответствии с нормами литературного языка, приходя к выводу, что доброжелательная интонация, улыбка играют большую роль при общении. Тем самым багаж знаний детей увеличивался, расширялись представления детей об этикете посредством изучения произведений художественной литературы, устного народного творчества, об использовании речевых формул в повседневной жизни, развивалась память, внимание, логическое мышление.

Хорошие манеры прививаются с детства, но, как правило, прививаются скучно и назидательно. Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять. Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Инсценировка и обсуждение данных ситуаций с детьми не только позволили высмеять невежество, но и наглядно продемонстрировали, как должен себя вести по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.

Очень интересно прошёл показ театрализованной деятельности сказки «Колобок», где маленькие актеры показывали свои творческие способности, учились говорить языком сказочных персонажей, стараясь передать их характерные черты (лиса-хитрая, заяц-трусливый, волк-злой, медведь-грубый).  Дети с родителями изготовили декорации, театральные костюмы для героев спектакля, разучили роли, подобрали музыкальное сопровождение. В день показа в зал были приглашены дети младшей группы, которые с большим удовольствием посмотрели познавательный спектакль.

Особое внимание уделялось развитию речевой активности дошкольников. Например, использовала прием составления книжки-малышки «Правила этикета для малышей». Каждый ребенок получал маленькую картинку, на которой изображена определенная жизненная ситуация, встречающаяся повседневно. Глядя на картинку, дети не только описывали изображенное на ней, но и с большим интересом составляли свои маленькие истории, а затем вклеивали их в книжку-малышку. Таким образом, каждый ребенок вносил свою лепту в создание и изготовление книжки-малышки.

Интересным было развлечение «Азбука вежливости», где дети вместе с книжными героями совершили небольшое путешествие по страничкам Азбуки Вежливости, познакомились с ее жителями - волшебными словами и учились использовать их в речевых ситуациях. В игровой форме дети обучались правильному и доброжелательному отношению к людям, умению сопереживать, сочувствовать.

Проект «Удивительное путешествие в страну Вежливости» я разработала специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к использованию в повседневной жизни хороших манер, проявлению эмоциональной отзывчивости к близким людям.

1.4 Список используемой литературы:

1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет». Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка) - Екатеринбург: «Литур», 2002г.

2. Васильева-Гангнус Л. «Азбука вежливости» 1993г.

3. Егорова А.С. «Этикет для детей» 2010г

4. Ельцова О.М.  «Риторика для дошкольников» 2009г

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Практическое пособие. -М.: Генезис, 2002г.

6. Курочкина Н.И. «Этикет для дошкольников». М.: Академия, 2001г.

7. Мирошниченко С.А. «Хорошие манеры»2008 г.

8. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 1986г.

9. Хорват Ф., Орлик Ю. «Вежливость на каждый день». – М.: Молодая гвардия, 2000 г.

10. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки»: Этикет для малышей. - М.: Книголюб, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...