« Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Река времени»» - план по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)
Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений: представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 242 открытого акционерного общества
« Российские железные дороги »
План по самообразованию педагога
Воспитатель: Вяткина О.А.
Стаж работы: 17 лет
Кв. категория: первая категория
« Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Река времени»»
2024 – 2025 г.
Подготовительная группа
« Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством
технологии «Река времени»»
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Одним из средств развития познавательного интереса является технология «Река времени», которая является одной из форм познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Вопросами изучения данной технологии в теории занималась Надежда Александровна Короткова. Термин «река времени» Н. А. Короткова позаимствовала у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений: представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира;
- формировать предпосылки поисковой деятельности;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- помочь овладеть временными отношениями, получить представление об историческом времени – от прошлого к настоящему.
- способствовать развитию познавательного интереса у детей совместно с родителями.
Формы проведения:
- индивидуальная работа с детьми;
- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Месяц | Форма работы | |||
с детьми | педагогами | самообразование | родителями | |
сентябрь | - Планирование работы по теме самообразования. - Подбор и изучение методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. | |||
октябрь | 1.Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. 2.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей. 3.Организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; 4 - Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и показ презентаций. - Составление и оформление макетов. 5.Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. 6. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. | Собрание. Ознакомление с планом работы исследовательской деятельности | ||
ноябрь | История жилища и бытоустройства | Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребенка». | ||
декабрь | История огня (освещение и тепло) | |||
январь | Распространение опыта через участие в конкурсах профессионального мастерства, педагогических мастерских. | История письменности (книгопечатание) | ||
февраль | История сухопутного транспорта | |||
март | Распространение опыта работы на личном сайте. | |||
апрель | Создание видеоролика по теме самообразования. Оформление выставки детских работ | |||
май | Родительское собрание. Подведение итогов за учебный год. Выступление на педсовете. Презентация опыта. Выпускной | |||
Предполагаемый результат:
Педагог:
Повышение уровня профессиональной компетентности. Обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования технологии « Река времени» в рамках познавательно-исследовательской деятельности. Распространение собственного опыта среди коллег.
Дети:
Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников .Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей развивается речь , они познают много новых для них слов.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. « Что было до…» игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
2. Дыбина О.В «Рукотворный мир» . Творческий центр Сфера,
2011.
3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой
Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.09.2020. - 30.05....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции»
С этим опытом работы в 2022 году я выступила на Муниципальных Педагогических чтениях и продолжаю работать над этой темой и далее...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Козырева Л.Г. План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...