ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОБРЫЙ МИР»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  одной из важнейших государственных задач  является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями  русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.  Программа духовно-нравственного воспитания детей  дошкольного возраста   «Добрый мир»  носит светский характер.Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dobryy_mir_suslova_i.v._2020.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Соколовская СОШ»

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ»

« 31»  08. 2024г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ»

_________________Сергеев В.В.

Приказ № 26.1

от « 01 »  09. 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «ДОБРЫЙ МИР»

возраст детей: 5 - 7 лет

срок реализации:  2  года

Программа разработана: воспитателем  

I КК Сусловой И.В.

         

  1. Пояснительная записка.

Мы станем действительно великой страной

                                                  при соблюдении одного только условия:

                                                   если мы сохраним верность Богу

                                                    и любовь к своему Отечеству.

                                                                                             Патриарх Кирилл   

    Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  одной из важнейших государственных задач  является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями  русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.  Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

  Под «духовно - нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно — нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний  эмпатийности).

     В связи с этим ключевая роль  детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

     Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.        

      Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям (не навязывая), что  в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

     В силу сложившихся исторических условий в нашей стране существуют различные подходы к организации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно – нравственного воспитания.

     Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей.

Новизна программы «Добрый мир» состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры.

В программу включён региональный компонент, дети осваивают основы православной культуры, знакомясь со святыми местами Воронежского  края.

1. Цель и задачи   программы :

  1. Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста  на основе православных ценностей и традиций русского народа.
  2. Задачи программы:

 

Обучающие задачи: 

- формировать духовно – нравственную личность ребенка;

- знакомить с важнейшими событиями из Священной истории;

- расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

- знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных  традициях.

-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Воспитательные задачи:

- воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любви к Родине, к ближнему, к родной культуре;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать такие качества, как послушание, трудолюбие, вежливость.

Развивающие задачи: 

- развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия;

- способность различать нравственное  и безнравственное.

      Отбор содержания программы  духовно - нравственного воспитания  «Добрый мир» произведен в  соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;

- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие);

- систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

1.3. Основные принципы программы

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

   

II. Содержание программы:

     Программа духовно-нравственного воспитания детей  дошкольного возраста   «Добрый мир»  носит светский характер.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом. Игровые формы носят интегрированный, вариативный в зависимости от личностных особенностей детей характер. Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов. Духовно-нравственное воспитание личности — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию.

  1. Формы работы с родителями:
  •  родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные  

          темы;

  •  открытые занятия;
  •  совместно организованные с родителями праздники;
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной  

           помощи по вопросам семейного воспитания;

  •  индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-  психологов, священнослужителей);
  •  использование наглядности: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  •  экскурсии.

  1. Формы работы с воспитанниками. В процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы: сюжетные и ролевые игры; драматизация; беседа; наблюдение; экспериментирование; обсуждение проблемных ситуаций; конструирование; художественное творчество;  музицирование.  В условиях предметно - развивающей среды:  прогулки - путешествия; выставки; досуги.  В основу программы положено блочно - тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырёх разделов: I.Раздел «Как устроен мир Божий? »   В разделе рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания. Прогулки по дням творения: Прогулка первая «Свет, день, ночь» . Прогулка вторая «Небо». Прогулка третья «Земля, вода, растения». Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды». Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые». Прогулка шестая «Человек, животные». Прогулка седьмая « День отдыха (покой)».

II. Раздел «Хорошо - плохо»

В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни - послушание- трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

  •  Что такое хорошо и что такое плохо?
  •  Что есть добро, а что - зло?
  •  Заповедь для самых маленьких о послушании.
  •  Будь послушным!
  •  Как человек стал послушным.
  •  Помоги, милосердный человек.
  •  Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)
  •  Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)
  •  Не кради! Не обманывай! (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)

  III. Раздел «Устроение отношений в нашей жизни»

   Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни - того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле - Родине, в отношении к природе, животным - братьям нашим меньшим.

  •  Моя семья. Наш род.
  •  Моя Родина.
  •  Православный храм.
  •  Наши меньшие друзья.

IV. Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему

мы радуемся?»

В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятием по данной программе послужит экскурсия в храм.

2.1. Направленность программы: социально-педагогическая.

2.2. Возраст детей, участвующих в реализации   программы дополнительного образования:   5-7 лет.

 

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.

  Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.

В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.  Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.

         Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы. Одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения в последний год пребывания их в детском саду - всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.  За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные    гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.  Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться с взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. И как важно помочь ему сформировать это будущее.

2.3.Сроки реализации программы: 2 года.

2.4.Формы и режим занятий:

  Занятия проводятся в группах по 10 человек - один раз в неделю.

Периодичность занятий -1 раз в неделю.

Продолжительность занятий для детей 5 - 6 летнего возраста - 25 мин.; для детей 6 - 7 летнего возраста - 30 мин.

Между занятиями проводятся специально организованные динамические паузы, которые способствуют снятию напряжения.

В программе используются следующие формы организации обучении:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • мини-группы.

2.5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.

Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман,

дружба, забота, обида.

2. У воспитанника будут общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

3.Воспитанник будет  знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детском саду, школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

4.  Дошкольник   будет осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.

5  Ребенок  будет терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.

2.6. Формы подведения итогов реализации Программы «Добрый мир»: подведение итогов  по результатам освоения материала данной программы  может быть в форме: фестиваля детского творчества, выставки рисунков, проектов, выставки поделок, ярмарки, конкурсов, тестирования, диспутов, круглого стола. Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, День семьи, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.  Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление детьми с родителями выставок поделок, рисунков.

3.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»

                                  с детьми   5-7 лет (старшая группа).

Месяц

Программное содержание

время

кол-во

Совместная деятельность

Сентябрь

I раздел: Устроение мира.

1. «Наш красивый добрый мир».

    Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.

2. «Свет. День. Ночь».

    Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.

3. «Небо».

    Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие.

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.

3. Игровая деятельность: игры «Коршун», «Облако и коршун»; «День и ночь», «Море волнуется».

4. Работа с иллюстрационным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Наш мир» , «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Октябрь

4. «Земля. Вода. Растения».

    Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.

5. «Солнце. Луна. Звёзды».

    Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».

6. «Птицы. Рыбы. Насекомые».

    Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.

7. «Животные». «Человек».

    Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.

3. Игровая деятельность:  игры «Бычок», «Баранчики», «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».

4. Работа с иллюстрационным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Ноябрь

8. «День отдыха».

    Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне»

9. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери».

(4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

10. «Звуки доброго мира»

 Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.

11. «Русская изба».

         (Мини-музей).

 Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон).

2. Экскурсия в мини-музей.

3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Декабрь

II раздел: Устроение отношений в мире.

12. «Кто сотворил добрый мир».

 Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.

13. «Быть добрым – хорошо».

 Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.

14. «Добрые качества моей души и добрые дела».

 Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.

15. «Умеем ли мы дружить?».

 Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.

3. Игровая деятельность: игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»;  «Выручалки».

4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».

5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Январь

16. «Праздник Рождества Христова».

Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.

17. «О непослушании в рассказах, о творениях».

 Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.

18.«О трудолюбивых и ленивых».

Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.

19. «Наши добрые дела».

 Цель: Учить детей оценивать поступки людей.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».

3. Игровая деятельность: игра «Стрекоза и муравей».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Февраль

20. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».

Цель: Закрепить понятие доброта.

21. «Если нас обидели».

Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.

22. «Защитники Руси».

 Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях.

23. «Как следует относиться к людям».

 Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться».

2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».

3. Игровая деятельность: игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Март

24. «Скромность и гордость».

Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости.

III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.

25. «Моя мама».

 Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.

26. «Правда и ложь».

Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков.

27. «Моя семья»

Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь».

2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом».

3. Игровая деятельность: игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Апрель

28. «Что мы называем Родиной».

 Цель: Дать представление о Родине.

29. «Традиции праздника Пасхи».

 Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.

30. «Православный храм».

 Цель: Познакомить детей с православным храмом.

31. «День Ангела».

 Цель: Раскрыть детям знание их имён.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».

2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов.

3. Игровая деятельность: игры пазлы.

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Май

32. «Наши меньшие друзья птицы».

  Цель: Сформировать доброе отношение к птицам.

33. «Забота человека о домашних животных».

  Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.

34. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».

  Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру.

35. «Открытое путешествие в добрый мир».

 Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками.

25мин

25мин

25мин

25мин

1

1

1

1

1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».

2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».

3. Игровая деятельность: игра «Курочки летят»,  «Угадай цветок», «Назови животное».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

3.1.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»

                                  с детьми   6-7 лет (подготовительная  группа).

Месяц

  № п/п

                    Тема занятия

время

Количество

занятий

сентябрь

1

Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир

30мин

1

2

Прогулка первая. «Свет, день, ночь»

30мин

1

3

Прогулка вторая. «Небо»

30мин

1

4

Прогулка третья. «Земля, вода, растения»

30мин

1

октябрь

5

Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир

30мин

1

6

Прогулка первая. «Свет, день, ночь»

30мин

1

7

Прогулка вторая. «Небо»

30мин

1

8

Прогулка третья. «Земля, вода, растения»

30мин

1

ноябрь

9

Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды»

30мин

1

10

Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые»

30мин

1

11

Прогулка шестая. «Человек, животные»

30мин

1

декабрь

12

Прогулка шестая. «Человек»

30мин

1

13

Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя).

30мин

1

14

«Кто сотворил наш добрый

30мин

1

15

красивый мир?»

30мин

1

январь

16

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

30мин

1

17

«Что есть добро, а что - зло?»

30мин

1

18

Заповедь для самых маленьких о послушании.

30мин

1

февраль

19

Рассказ «Будь послушным»

30мин

1

20

Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным»

30мин

1

21

Рассказ «Помоги, милосердный человек»

30мин

1

22

Рассказ «Не спорь, прости»

30мин

1

март

23

«Будь скромным, не хвастайся»

30мин

1

24

«Не кради и не обманывай».

30мин

1

25

Моя семья

30мин

1

26

Наш род.

30мин

1

апрель

27

Моя Родина.

30мин

1

28

Православный храм

30мин

1

29

Наши меньшие друзья

30мин

1

30

Как человек давал имена животным

30мин

1

май

31

Чего себе не хочешь, другу не желай.

30мин

1

32

Обсуждаем - рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?» Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?»

30мин

1

33

Язык зверей. Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку.

30мин

1

34

Обсуждаем - размышляем. Беда, помощь, благодарность.

30мин

1

35

Итоговое. Экскурсия в храм

30мин

1

4. Требования к педагогу, работающему по программе «Духовно - нравственная культура для дошкольников»:

  • Педагог должен помнить о светском характере воспитания в условиях ДОУ, знать ФГОС дошкольного образования, ориентироваться в положениях действующего законодательства РФ (Закон «Об образовании», Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»)
  •  знать содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей общей образовательной программы ДОУ, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Добрый мир».

Комплект учебного пособия «Добрый мир» Православная культура для малышей автор  Шевченко Л.Л. изд-во «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», 2011 г.

6. Список литературы

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1 Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.

3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.

4.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

5.Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

6.Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

7.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно -  исторических традиций Отечества, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...