ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОБРЫЙ МИР»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важнейших государственных задач является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Добрый мир» носит светский характер.Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соколовская СОШ» |
ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ» « 31» 08. 2024г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ» _________________Сергеев В.В. Приказ № 26.1 от « 01 » 09. 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ДОБРЫЙ МИР»
возраст детей: 5 - 7 лет
срок реализации: 2 года
Программа разработана: воспитателем
I КК Сусловой И.В.
- Пояснительная записка.
Мы станем действительно великой страной
при соблюдении одного только условия:
если мы сохраним верность Богу
и любовь к своему Отечеству.
Патриарх Кирилл
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важнейших государственных задач является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Под «духовно - нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно — нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний эмпатийности).
В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям (не навязывая), что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В силу сложившихся исторических условий в нашей стране существуют различные подходы к организации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно – нравственного воспитания.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Новизна программы «Добрый мир» состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры.
В программу включён региональный компонент, дети осваивают основы православной культуры, знакомясь со святыми местами Воронежского края.
1. Цель и задачи программы :
- Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе православных ценностей и традиций русского народа.
- Задачи программы:
Обучающие задачи:
- формировать духовно – нравственную личность ребенка;
- знакомить с важнейшими событиями из Священной истории;
- расширять представления детей о культурном наследии своего народа;
- знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Воспитательные задачи:
- воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любви к Родине, к ближнему, к родной культуре;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать такие качества, как послушание, трудолюбие, вежливость.
Развивающие задачи:
- развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия;
- способность различать нравственное и безнравственное.
Отбор содержания программы духовно - нравственного воспитания «Добрый мир» произведен в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие);
- систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.
1.3. Основные принципы программы
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
II. Содержание программы:
Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Добрый мир» носит светский характер.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом. Игровые формы носят интегрированный, вариативный в зависимости от личностных особенностей детей характер. Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов. Духовно-нравственное воспитание личности — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию.
- Формы работы с родителями:
- родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные
темы;
- открытые занятия;
- совместно организованные с родителями праздники;
- анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной
помощи по вопросам семейного воспитания;
- индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов- психологов, священнослужителей);
- использование наглядности: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии.
- Формы работы с воспитанниками. В процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы: сюжетные и ролевые игры; драматизация; беседа; наблюдение; экспериментирование; обсуждение проблемных ситуаций; конструирование; художественное творчество; музицирование. В условиях предметно - развивающей среды: прогулки - путешествия; выставки; досуги. В основу программы положено блочно - тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырёх разделов: I.Раздел «Как устроен мир Божий? » В разделе рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания. Прогулки по дням творения: Прогулка первая «Свет, день, ночь» . Прогулка вторая «Небо». Прогулка третья «Земля, вода, растения». Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды». Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые». Прогулка шестая «Человек, животные». Прогулка седьмая « День отдыха (покой)».
II. Раздел «Хорошо - плохо»
В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни - послушание- трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Что есть добро, а что - зло?
- Заповедь для самых маленьких о послушании.
- Будь послушным!
- Как человек стал послушным.
- Помоги, милосердный человек.
- Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)
- Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)
- Не кради! Не обманывай! (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)
III. Раздел «Устроение отношений в нашей жизни»
Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни - того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле - Родине, в отношении к природе, животным - братьям нашим меньшим.
- Моя семья. Наш род.
- Моя Родина.
- Православный храм.
- Наши меньшие друзья.
IV. Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему
мы радуемся?»
В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятием по данной программе послужит экскурсия в храм.
2.1. Направленность программы: социально-педагогическая.
2.2. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования: 5-7 лет.
Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы. Одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения в последний год пребывания их в детском саду - всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться с взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. И как важно помочь ему сформировать это будущее.
2.3.Сроки реализации программы: 2 года.
2.4.Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в группах по 10 человек - один раз в неделю.
Периодичность занятий -1 раз в неделю.
Продолжительность занятий для детей 5 - 6 летнего возраста - 25 мин.; для детей 6 - 7 летнего возраста - 30 мин.
Между занятиями проводятся специально организованные динамические паузы, которые способствуют снятию напряжения.
В программе используются следующие формы организации обучении:
- групповая;
- индивидуальная;
- мини-группы.
2.5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.
Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман,
дружба, забота, обида.
2. У воспитанника будут общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.
3.Воспитанник будет знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детском саду, школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
4. Дошкольник будет осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.
5 Ребенок будет терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.
2.6. Формы подведения итогов реализации Программы «Добрый мир»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: фестиваля детского творчества, выставки рисунков, проектов, выставки поделок, ярмарки, конкурсов, тестирования, диспутов, круглого стола. Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, День семьи, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление детьми с родителями выставок поделок, рисунков.
3.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»
с детьми 5-7 лет (старшая группа).
Месяц | Программное содержание | время | кол-во | Совместная деятельность | |
Сентябрь | I раздел: Устроение мира. 1. «Наш красивый добрый мир». Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. 2. «Свет. День. Ночь». Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру. 3. «Небо». Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. | 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 | 1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Коршун», «Облако и коршун»; «День и ночь», «Море волнуется». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Наш мир» , «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Октябрь | 4. «Земля. Вода. Растения». Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения. 5. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения». 6. «Птицы. Рыбы. Насекомые». Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых. 7. «Животные». «Человек». Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Бычок», «Баранчики», «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Ноябрь | 8. «День отдыха». Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне» 9. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери». (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы. 10. «Звуки доброго мира» Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. 11. «Русская изба». (Мини-музей). Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 2. Экскурсия в мини-музей. 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Декабрь | II раздел: Устроение отношений в мире. 12. «Кто сотворил добрый мир». Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку. 13. «Быть добрым – хорошо». Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек. 14. «Добрые качества моей души и добрые дела». Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души. 15. «Умеем ли мы дружить?». Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; «Выручалки». 4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет». 5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Январь | 16. «Праздник Рождества Христова». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 17. «О непослушании в рассказах, о творениях». Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде. 18.«О трудолюбивых и ленивых». Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей. 19. «Наши добрые дела». Цель: Учить детей оценивать поступки людей. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам». 3. Игровая деятельность: игра «Стрекоза и муравей». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Февраль | 20. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных». Цель: Закрепить понятие доброта. 21. «Если нас обидели». Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать. 22. «Защитники Руси». Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях. 23. «Как следует относиться к людям». Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта». 3. Игровая деятельность: игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Март | 24. «Скромность и гордость». Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. III раздел: Устроение отношений в нашей жизни. 25. «Моя мама». Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью. 26. «Правда и ложь». Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков. 27. «Моя семья» Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 3. Игровая деятельность: игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Апрель | 28. «Что мы называем Родиной». Цель: Дать представление о Родине. 29. «Традиции праздника Пасхи». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 30. «Православный храм». Цель: Познакомить детей с православным храмом. 31. «День Ангела». Цель: Раскрыть детям знание их имён. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 3. Игровая деятельность: игры пазлы. 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Май | 32. «Наши меньшие друзья птицы». Цель: Сформировать доброе отношение к птицам. 33. «Забота человека о домашних животных». Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам. 34. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям». Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру. 35. «Открытое путешествие в добрый мир». Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака». 3. Игровая деятельность: игра «Курочки летят», «Угадай цветок», «Назови животное». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
3.1.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»
с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Месяц | № п/п | Тема занятия | время | Количество занятий | |
сентябрь | 1 | Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир | 30мин | 1 | |
2 | Прогулка первая. «Свет, день, ночь» | 30мин | 1 | ||
3 | Прогулка вторая. «Небо» | 30мин | 1 | ||
4 | Прогулка третья. «Земля, вода, растения» | 30мин | 1 | ||
октябрь | 5 | Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир | 30мин | 1 | |
6 | Прогулка первая. «Свет, день, ночь» | 30мин | 1 | ||
7 | Прогулка вторая. «Небо» | 30мин | 1 | ||
8 | Прогулка третья. «Земля, вода, растения» | 30мин | 1 | ||
ноябрь | 9 | Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды» | 30мин | 1 | |
10 | Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые» | 30мин | 1 | ||
11 | Прогулка шестая. «Человек, животные» | 30мин | 1 | ||
декабрь | 12 | Прогулка шестая. «Человек» | 30мин | 1 | |
13 | Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя). | 30мин | 1 | ||
14 | «Кто сотворил наш добрый | 30мин | 1 | ||
15 | красивый мир?» | 30мин | 1 | ||
январь | 16 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 30мин | 1 | |
17 | «Что есть добро, а что - зло?» | 30мин | 1 | ||
18 | Заповедь для самых маленьких о послушании. | 30мин | 1 | ||
февраль | 19 | Рассказ «Будь послушным» | 30мин | 1 | |
20 | Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным» | 30мин | 1 | ||
21 | Рассказ «Помоги, милосердный человек» | 30мин | 1 | ||
22 | Рассказ «Не спорь, прости» | 30мин | 1 | ||
март | 23 | «Будь скромным, не хвастайся» | 30мин | 1 | |
24 | «Не кради и не обманывай». | 30мин | 1 | ||
25 | Моя семья | 30мин | 1 | ||
26 | Наш род. | 30мин | 1 | ||
апрель | 27 | Моя Родина. | 30мин | 1 | |
28 | Православный храм | 30мин | 1 | ||
29 | Наши меньшие друзья | 30мин | 1 | ||
30 | Как человек давал имена животным | 30мин | 1 | ||
май | 31 | Чего себе не хочешь, другу не желай. | 30мин | 1 | |
32 | Обсуждаем - рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?» Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?» | 30мин | 1 | ||
33 | Язык зверей. Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку. | 30мин | 1 | ||
34 | Обсуждаем - размышляем. Беда, помощь, благодарность. | 30мин | 1 | ||
35 | Итоговое. Экскурсия в храм | 30мин | 1 | ||
4. Требования к педагогу, работающему по программе «Духовно - нравственная культура для дошкольников»:
- Педагог должен помнить о светском характере воспитания в условиях ДОУ, знать ФГОС дошкольного образования, ориентироваться в положениях действующего законодательства РФ (Закон «Об образовании», Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»)
- знать содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей общей образовательной программы ДОУ, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Добрый мир».
Комплект учебного пособия «Добрый мир» Православная культура для малышей автор Шевченко Л.Л. изд-во «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», 2011 г.
6. Список литературы
1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1 Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.
4.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
5.Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
6.Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
7.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования общеобразовательной направленности детей дошкольного возраста от 1 до 2
Рабочая программа для малышей...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...