ДУХОВНО - НРАВСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
статья (старшая группа)
Шевченко Т. Г.
Нравственное воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Знакомство воспитанников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые в будущем помогут им стать настоящими патриотами и гражданами своей Родины. «Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь».
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Воспитание в подрастающем поколении любви к своей малой Родине выпали из поля зрения педагогов, ученых и практиков на многие годы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ,
КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Высоцкая Галина Владимировна, воспитатель
ГБОУ ООШ № 9 СПДС «Звонкие голоса», г. Новокуйбышевск
E-mail: biruza1976@mail.ru
Якушева Оксана Викторовна, воспитатель
ГБОУ ООШ № 9 СПДС «Звонкие голоса», г. Новокуйбышевск
E-mail: Yakushata@mail.ru
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
Шевченко Т. Г.
Нравственное воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Знакомство воспитанников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые в будущем помогут им стать настоящими патриотами и гражданами своей Родины. «Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь». [1, с. 186]
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Воспитание в подрастающем поколении любви к своей малой Родине выпали из поля зрения педагогов, ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения в содержании образования. Президент Владимир Путин, говоря о базовых задачах образования, цитировал слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую». Так одним из приоритетных направлений образования стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны и родного края.
В обществе возникли проблемы: отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию; недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств; отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детских садах.
Для решения этих проблем в нашем детском саду была создана временная творческая группа. Основными задачами, которой стали:
- совершенствование и развитие образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;
- активизация деятельности педагогических работников по данному направлению;
- организации учебно-познавательной деятельности воспитанников;
- мобилизация творческого потенциала педагогов, поддержка творческой самореализации личности в поисках новых эффективных форм повышения профессионального мастерства.
Направление работы нашей временной творческой группы (далее ВТГ) – «Духовно -нравственное воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО».
Содержание и деятельность ВТГ организована в соответствии с разработанным планом.
Но как объединить педагогов, обучающихся и их родителей в единое образовательное пространство, как приобщить детей к общечеловеческим ценностям? Это была не менее сложная задача.
Педагогами нашего сада в 2019 году был создан детский календарь национальных праздников «Мы разные, но мы вместе!». Тематическое планирование календаря разработано с учетом календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.
«Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история, система ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Все это играет важную роль в сохранении исторической памяти и культуре народа, несет в себе эстетическую, духовную и воспитательную миссию, формируют у воспитанников, их родителей чувство любви к России, своей исторической Родине, а также уважение к себе и окружающим людям». [2, с. 216]
Содержание календаря национальных праздников «Мы разные, но мы вместе!» основано на интеграции задач и содержании патриотического, интернационального и нравственного воспитания. В его основу вошли главные национальные, государственные праздники, памятные даты народов России, т. е. те праздники, которые в основе своей объединяют нас:
Международный день мультфильмов - 28 октября
День народного единства - 4 ноября
Международный день толерантности - 16 ноября
День защитника отечества - 23 февраля
Международный женский день – 8 марта
Международный день детской книги - 2 апреля
День победы - 9 мая
Международный день семьи - 15 мая
День памяти и скорби - 22 июня
День России - 12 июня
День государственного флага - 22 августа
Работу с воспитанниками мы начали вести с начала учебного года. Согласно разработанному календарю первый праздник - Международный день мультфильмов. Нашими помощниками по формированию духовно – нравственного воспитания могут стать познавательные мультфильмы, ведь информация в них подается в легкой и увлекательной форме. Педагоги подобрали мультфильмы и видеоролики, направленные на ознакомление с народными традициями.
Совместно с родителями ко Дню народного единства была организована выставка музейных экспозиций - «Сундучок народных предметов». Экспозиция формирует у дошкольников понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к другому времени и к другой культуре.
Так же в преддверии этого праздника в саду прошла выставка народных костюмов «Народы Самарской губернии». Народный костюм – это бесценное наследие культуры каждого народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами её создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться им. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт.
Эта выставка вдохновила нас на создание каталога «Национальные костюмы», также нами был создан виртуальный музей «Наша Самарская земля». В создании музея приняли активное участие воспитанники всех возрастных групп детского сада и родители.
Одним из главных праздников нашего календаря остается День Защитника Отечества. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняют и оберегают нашу Родину. Знакомя воспитанников с историей данного праздника, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Родине.
В рамках ВТГ по патриотическому воспитанию нами был разработан и реализован краткосрочный проект в форме мини – диорамы, где дошкольники и родители могли познакомиться с историей военной формы, начиная с 10 века. Виды российской военной формы менялись от эпохи к эпохе, как и менялось отношение людей к ней – в одно время в ней ценилось удобство, в другое – красота. Сегодня требования к одежде для военных стали особенно строгими – она должна быть не только эстетически привлекательной, но и предельно функциональной.
Международный женский день - один из самых душевных праздников. Первый шаг, первое слово, первая игрушка - это все мама. Кукла - первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождалась сама, ее создает мама. «Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной». [3, с.89]
Членами творческой группы создается каталог: «Куколка тряпичная - игрушка отличная». Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах.
В преддверии Международного дня детской книги мы создали волшебную книгу национальных сказок «Дети мира». Данный сборник может быть полезен тем, кто интересуется прошлым своей родины. В книге собраны сказки разных народов. Главная цель создания книги - воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям.
Педагогами также были сформированы каталоги дидактических и сюжетно-ролевых игр и бесед на тему: «Лучше нет Родного края».
Уже много лет в детском саду мы приобщаем наших воспитанников и их родителей к всероссийской акции «Бессмертный полк».
В 2019 году наш коллектив учувствовал в смотре конкурсе музеев боевой славы «Герои отечества». Педагогами и родителями воспитанников был создан музей «Войны священные страницы навеки в памяти людей».
Этапами подготовки музея стали:
- Выставка творческих работ «Мы наследники победы»;
- Мини - проект «Звезда героя»;
- Участие в конкурсе патриотической песни среди молодежи г. о. Новокуйбышевск Самарской области «Я люблю тебя, Россия!»;
- Посещение воспитанниками музея истории города Новокуйбышевска;
-Участие в школьном концерте для ветеранов ВОВ «Поклонимся, великим тем годам».
Ежегодными традициями детского сада в мае стали: участие в областном конкурсе «Песни Победы», проведение музыкально-литературного салона: «Песни, с которыми мы победили», конкурс чтецов: «Строки, опаленные войной».
Главным итогом работы по данному направлению стало создание «Книги памяти», где содержится информация о погибших и без вести пропавших участниках Великой Отечественной войны, наших воспитанников. Дети рассказывали о жизни и подвигах своих прадедов, показывали презентации.
Семья — не ячейка государства, семья — это государство и есть. В преддверии Международного дня семьи совместно с родителями наших воспитанников мы создали «Книгу семейных традиций», в которой рассказывается о национальных обычаях, культуре, праздниках разных народов.
Государственный флаг России символ государства. Герб, флаг и гимн отображают историю государства, показывают настоящее и ведут в будущее. Для знакомства с символикой нашей страны нами была создана интерактивная игра «Государственная символика России».
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта трагическая дата навсегда останется в памяти граждан нашего Отечества. В День памяти и скорби, по всей России и в других странах проходит торжественная акция, во время которой активисты молодёжных и других общественных объединений выходят на площади и воинские мемориалы и зажигают вместе с ветеранами «свечи памяти». В нашем детском саду эта акция стала доброй традицией, которая объединяет людей разных поколений.
Духовно - нравственное воспитание дошкольников – главная задача современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. «Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек беден духовно, он не знает своих корней. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания». [4, с.113] Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Об опыте своей работы мы рассказываем в соц. сетях. Более подробную информацию вы можете найти, перейдя по ссылке: http://zvonkiegolosa.shkola6309.ru/.
Литература:
1. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». 5-6 лет, М.: Мозаика – Синтез, 2020 г.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Мозаика-Синтез, 2016 г.
3. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музей в детском саду». Линка-Пресс, 2018 г.
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной Войне». ТЦ Сфера, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интернет-ресуров в образовательном процессе – одно из приоритетных направлений модернизации образования
Применение интернет-ресуров в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отн...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»
В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....

Одно из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования
Реализация программы психолого-педагогической, логопедической, методической помощи родителям детей, получающих дошкольное образование, в том числе и в семье....

Ранняя профориентация дошкольников как одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.В жизни каждого человека проф...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей
На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...

Воспитание творческой личности - одно из приоритетных направлений современного образования
Методическая разработка музыкального руководителя...

Методическая разработка воспитателя «Воспитание творческой личности - одно из приоритетных направлений современного образования»
Игра на детских инструментах- еще один вид детской исполнительской деятельности, который привлекает дошкольника....
