Развитие игровой деятельности в первой младшей группе
статья (младшая группа)

Стрекозова Татьяна Романовна

В данной статье говорится о развитии игровой деятельности в младшей группе. Дается описание развития игровых умений дошкольников от 2 до 4 лет. Формулируются задачи педагога и даются рекомендации для успешного планирования игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igrovoy_deyatelnosti_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно – ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование педагогических умений, игры становятся более длительными (8-10 минут).

По мере развития игровых умений становятся более разнообразны игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы – заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.

Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). По началу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить – укладывать спать), затем цепочки становятся боле продолжительными: готовить обед – кормить – укладывать спать), обогащается содержание игры.

Игры важны и нужны для гармоничного развития дошкольника. Они необходимы, чтобы умственно и физически развивать детей.

Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый. Отсутствие сюжетно – ролевой игры – это лишение ребенка главного источника развития, творчества, социализации, активизации процесса познания мира.

Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить свои вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?» и др.

Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким – либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, а вовлекает незаметно, создавая определенную игровую ситуацию, привлекающую внимание ребят. Постепенно дети все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета. Педагог должен создавать условия предметно – игровой среды. В группе должны быть своеобразные центры, направляющие мысль ребенка в самостоятельную игру. Эти зоны периодически должны меняться. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками. В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно – ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов- заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя.

Примерная тематика сюжетных игр ситуаций в первой младшей группе:

  • Игры с куклами
  • Игры с машинами и другим транспортом
  • Игры с игрушечными животными
  • Игры со строительным материалом
  • Игры в магазин
  • Игры в больницу
  • Игры в деревню
  • Игры в мастерскую
  • Игры в парикмахерскую
  • Игры в почту

Прежде чем планировать игру, надо понаблюдать за детьми, определить какие игры для них интересны. Содержание сюжетно - ролевой игры не ограничивается данной тематикой. Популярные на сегодняшний день различного рода картотеки сюжетно – ролевых игр в виде конспектов – сюжетов являются излишними и даже вредными для развития игры. Данные темы можно использовать только как начальное содержание инициативной игры.

Сюжетно-ролевые игры оставляют в сознании дошкольника яркий след на всю последующую жизнь. Потому что именно в таких играх дети проецируют свое отношение к другим людям, к труду, к жизни, учатся высказывать свои мысли, желания.

В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

 Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения.  Вызвать и...

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения. Вызват...

Отчет Развитие речевых навыков в театрализованной игровой деятельности детей первой младшей группе.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрал...

рекомендации по развитию игровой деятельности детей первой младшей группы

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе....

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...

НОД по развитию речи «Ходит осень по дорожке» с элементами игровой деятельности в первой младшей группе

НОД по развитию речи «Ходит осень по дорожке» с элементами игровой деятельности в первой младшей группеЗадачи:расширять представления детей об окружающей природе;развивать память и внимани...