Проект
проект (подготовительная группа)
ПРОЕКТ
по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Шубинская начальная общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
Подготовила воспитатель: Писарчук А.В.
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема проекта | «Юный финансист» |
Автор проекта (ФИО, должность) | Писачку Анна Викторовна – воспитатель МОУ «Шибинская НОШ» |
Защита, предоставление проекта | Педагогический совет МОУ «Шибинская НОШ» От 27.03.2024 г. |
Адресация проекта | Проект предназначен для реализации с детьми подготовительной к школе группе (6 – 7лет) |
Срок реализации | 01.03.2024 г. – 31.03.2024 г. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатели |
Вид проекта | Информационно - ориентированный |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность. |
Задачи проекта | Образовательные Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.; Расширять знания детей об истории возникновения денег; Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей; Расширять представления о профессиях, связанных с финансами; Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги; Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера; Воспитывать основы финансовой культуры; Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни, полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги; Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие. |
Этапы реализации | 1этап – Организационный: - Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме.
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности.
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально познавательной игры совместно с родителями «Путешествие в страну финансов». |
Ожидаемые результаты (продукты) и эффекты продукта | В конце реализации проекта планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:
- Пополнение РППС. |
Пояснительная записка
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»
А. Бертольд
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе «Искорки».
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность - понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Реализация проекта
Направления работы | Работа с детьми |
Беседы | Что лучше - копить или тратить? Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему «Кем работает моя мама» |
Чтение художественной литературы | Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок |
Дидактические и сюжетно - ролевые игры |
Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Мы - художники», «Доход – расход» Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги». Работа с лэпбуком по финансовой грамотности. |
Организованная образовательная деятельность | Картотека НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста https://cloud.mail.ru/public/cvG6/3QCFhPDYZ |
Работа воспитателей | |
Практическая деятельность | Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, сейф, деньги, ноутбук), лэпбук по финансовой грамотности |
Работа с родителями | |
Анкета для родителей | «Финансовая грамотность детей» |
«Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию» | |
Практическое задание для родителей | Изготовление стойки «Касса». |
Пополнение РППС. Изготовление атрибутов для игр (кошельки, визитницы, банковские карты). | |
Совместная деятельность родителей и детей | |
Просмотр мультфильмов | Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино», «Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др. |
Викторина по экономическому воспитанию | «Путешествие в страну финансов» |
Обобщая результат проекта «Юный финансист» можно сделать вывод, что к концу проекта у 90% детей сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. Дети умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить). Ребята овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Родители активно, с интересом принимали участие в проекте.
Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.
Литература: 1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:
Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...

