«Речевая культура педагога ДОУ»
консультация

Федорова Татьяна Юрьевна

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речевая культура педагога ДОУ»

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дошколята подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском учреждении  целиком  зависит   от   качества  речи  воспитателя. Для   воспитателя  владение    образцовой   речью -  это   показатель  его  профессиональной     подготовленности.  Таким   образом, среди  требований   к  речи   педагога  ДОУ  выделяют  следующее:

Правильность – соответствие  речи  языковым  нормам (знать  и  выполнять  правила  литературного   произношения).

Точность -   соответствие  смыслового  содержания  речи   и  информации, которая  лежит  в  ее  основе.

Логичность -   выражение  в   смысловых   связях   компонентов  речи  и   отношение   между  частями  и   компонентами  мысли.

Чистота -   отсутствие  в  речи  элементов, чуждых   литературному  языку.

Выразительность -  особенности  речи, захватывающая  внимание  и  создающая  атмосферу  эмоционального    сопереживания.

Богатство -  умение   использовать  все  языковые  единицы   с   целью  оптимального  выражения  информации.

Уместность -  учет  специфики  нацеливает  педагога  на  формирование  у  детей  культуры  речевого  поведения (навыков  общения, умение  пользоваться   разнообразными  формулами  речевого  этикета, ориентироваться  на  ситуацию   общения, собеседника  и  др.)

Голос -  профессиональный  инструмент  воспитателя. И  им  надо  уметь  владеть, беречь  его  от  перегрузок. Неправильное  использование  голосовых  возможностей  может  привести  к  перегрузкам и, как следствие, к заболеваниям связок. Характерная   ошибка  многих  педагогов -  стараться  перекричать  общий  говор  детей.   В  результате  никто  из  них   не  слышит  друг  друга.  А « секрет»  для  установления   здоровой  тишины:  разговаривать    с  ребятами  голосом  умеренной  силы, а  иногда  совсем  тихо, а  при  необходимости (как  исключение)  громко, умело  делать  переходы  от  громкого  звучания  к  тихому  и  наоборот. Важно, чтобы  голос  воспитателя  не  звучал   без  нужды,- это  утомляет  и  взрослого, и  детей.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата.

Ритмическая выразительность – является одним из качеств хорошей речи. Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии, он зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Как известно, чем важнее содержание, тем замедленнее речь. Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является ритм, т.е. последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, которые отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.

Поза,  мимика, жест, как  известно, дополняют  выразительность  речи,   усиливают  понимание   того, о  чем  говорится. Имеет  огромное  значение, с  каким  выражением  лица  разговаривает  педагог  с детьми. Особенно  это  важно  для  малышей -  ведь  по  выражению  лица  старшего  им  легче  определить  смысл  сказанного.

Человек,  обладающий  культурой  речи,  умеет  высказать  мысль  точно, доказательно  и  образно.  Многие  трудности  в  педагогической  деятельности  возникают  из-за  неумения  пользоваться  словом  как  инструментом,  воздействующим  на  ребенка, помогающим  установить  с  ним  контакт. Не  стоит, очевидно,  доказывать, что  речь  воспитателя  должна  быть  правильной, в  меру  эмоциональной  и  доходчивой.

Дети  удивительно  чутко  улавливают, как  разговаривают  взрослые – спокойно  или  с  раздражением, умеренно  громко  или  крикливо, уважительно  или  с  пренебрежением, и,  подражая, копируют. Педагог, давая  поручение  ребенку, говорит: « Пойди, пожалуйста, к Нине  Павловне и  скажи  ей, что  я  велела  дать  книжку». Правильно  ли это? Ведь  говорить Нине   Павловне « велела» невежливо; велеть - значит  приказывать. Важно, чтобы  ребенок  правильно  понял  это  поручение и  правильно  обратился  с  просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине  Павловне, что  я  ее  прошу…»

Владеть  родным  языком – значит  уметь  связно,  последовательно, полно, содержательно, образно  высказывать  свою  мысль. Для  того, чтобы  слушающий  понял  говорящего, нужны  еще  и  умения  использовать  языковые  средства -   соответствующие  интонации, логические  паузы  и  ударения , выбирать самые  точные  слова, увязывать  фразы  для  перехода  от  одного  предложения  к  другому.

Одна  из  первостепенных  задач  воспитателя – подмечать  собственные  речевые  недостатки, вслушиваться  в  собственную  речь.

«Слова-паразиты» -  это  слова  связки, накрепко  закрепившиеся  в  лексиконе  человека,  вошедшие  в  его  разговорную  речь,  ставшие  привычкой.   «Слова-паразиты» чаще  всего   появляются у человека, который часто  делает  заминки  в  речи, не  может  быстро  подобрать  нужное  слово  или  с  маленьким  словарным  запасом. Например, как бы,  по  ходу,  это  самое,  да  не  вопрос,  прикинь  короче  это  самое,  по-любому  и  т.п.  Есть  и  звуки-паразиты:  «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».

Как  излечиться  от    словарных  «паразитов»?

1.Составьте  список  своих  личных  словечек, распечатайте  или напишите их  от  руки, повесьте  на  видное  место. Штудируйте список,  откладывайте  его  в голове, и  при  возможном  появлении  слов  в  реальности  вы   будете     вооружены: просто  не  позволите  себе  употребить  «вредные слова»  вновь.

2.Читайте, читайте  и  еще  раз  читайте! Ничто  не  развивает   лучше  речь, чем  чтение  качественной  литературы!

3.Старайтесь  общаться  с  людьми, речь   которых  заслуживает  твердой « пятерки» с  плюсом. Никто  еще  не  отменял  банальную  пристройку, когда  человек  невольно  начинает  подражать   красивой  грамотной  речи, а  потом  и  сам  всеми  силами  стремиться  говорить  только  так.

Описание: http://kinhelp.ru/wp-content/uploads/2016/05/214.razvitie-pechi-u-doshkolnikov.jpg

Наряду с требованиями к образцу воспитателя, необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

Речь воспитателя должна стать примером не только для детей, но и для родителей. С целью повышения речевой культуры родителей воспитатель детского сада может разместить в информационном уголке консультации на темы: «Культура речи в семье», «Речевой этикет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Речевая культура педагога

Речевая культура педагога...

Речевая культура педагога

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...