Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки
проект (младшая группа)
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 224.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития ребенка – детский сад № 134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки»
Содержание:
1. Аннотация
2. Основная часть
3. Модель реализации проекта
4. Этапы реализации проекта
5. Список используемой литературы
Аннотация
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Основная часть
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через использование тестопластики.
Задачи: 1. создать педагогические условия развития творчества у дошкольников на основе тестопластики;
2. обеспечить положительную динамику развития творчества у дошкольников;
3. обучить технологии изготовления изделий из солёного теста: способам, приемам лепки, овладение основами создание образа;
4. формировать умение самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
5. формировать активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах развития творческих способностей.
Обучающие:
1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
Технические:
1.Развивать координацию движения рук;
2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику рук;
2.Развивать речь;
3.Расширять словарный запас;
4.Расширять кругозор;
5.Развивать наблюдательность;
6.Развивать эстетический вкус;
7.Развивать образное и логическое мышление;
8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Новизна проекта. Инновация программы заключается:
- в введении в совместную продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой Т.Н. Дороновой «Радуга»;
- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;
- в комплексном использовании творческих упражнений, проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации творческого воображения;
- в интеграции тестопластики с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;
Предполагаемый результат: Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
3.Инструменты и приспособления для лепки;
4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
5.Правила оборудования рабочего места;
Должны уметь:
1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
6.Соблюдать технику безопасности;
7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8.Работать в коллективе.
Участники проекта: дети детского сада, воспитатель Гаврилова Татьяна Витальевна.
Модель реализации проекта
Дети | Воспитатель |
Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с соленым тестом. Творческие отчеты - организация выставки творческих работ . | Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Картотека схем, таблиц, технологических карт по изготовлению работ. Консультации. |
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный);
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный (обобщающий, аналитический)
Содержание проекта
Месяц | Мероприятия | Итоговый продукт |
1 этап подготовительный (проектировочный, организационный) Задачи: подготовка дошкольной организации к деятельности в новых условиях, анализ и определение стратегии реализации проекта, создание эффективной системы управления проектом | ||
Разработка локальных нормативных актов ДОУ по организации проектной деятельности в дошкольной организации | Пакет локальных нормативно-правовых документов | |
Анализ условий реализации проекта | Оснащение необходимым оборудованием и материалами | |
Оц Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. | Справка по итогам мониторинга развития воспитанников | |
Подбор методической, справочной | Методическая копилка | |
Разработка учебно-методического комплекса по художественно-эстетическому развитию дошкольников Разработка дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому направлению | Кейс учебно-методических материалов по применению нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Программа дополнительного образования «Радуга творчества», | |
Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. | Соответствие предметно-пространственной развивающей среды требованиям ФГОС | |
2 этап основной (практический, деятельностный) Задачи: внедрение | ||
Сентябрь 2024 – май 2025 | Работа с детьми: 1.Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок. 2. Внедрение в продуктивные виды деятельности тестопластику. 3.Чтение художественной литературы. 4. Рассматривание технологических карт по изготовлению работ из соленого теста, иллюстраций к сказкам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, 5. Индивидуальная работа с детьми 6.Групповые и индивидуальные выставки детских работ «Юные таланты». | Совершенствование у дошкольников изобразительных умений Повышение интереса к изобразительной деятельности. Развитие и укрепление мелкой моторики рук. |
Работа с педагогами: 1.Консультации для педагогов «Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, в аспекте здоровьесберегающих технологий». «Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики». 2.Педагогический совет «Творческое развитие дошкольников». | Повышение компетентности педагогических работников в вопросах организации продуктивных видов деятельности. | |
Работа с родителями: 1.Изготовление печатных консультаций по темам: «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей» «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию творческих способностей и мелкой моторики у детей» 2. Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста». 3. Родительское собрание «Руки учат говорить». 4.Проведение совместных развлечений «Мы- волшебники». 5. Выставка малых скульптур «Волшебная сила искусства». Итоговое занятие «Волшебное тесто». | Повышение компетентности родителей в развитии творческих способностей воспитанников | |
3 этап заключительный (обобщающий, аналитический, контрольно-коррекционный) Задачи: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов | ||
май 2025 | Мониторинг эффективности | Аналитическая справка |
Оценка степени удовлетворенности родителей (законных представителей) | ||
Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей в форме круглого стола, анализ деятельности. | Итоговый отчет | |
Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы. | ||
Список используемой литературы:
1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
2. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
3. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Коллективные творческие работы на логопедических занятиях»
Творческие работы на логопедических занятиях....

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...

