Конструкт занятия "Большая семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 комбинированного вида»
адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная, 12
e-mail: mbdou47@bk.ru
телефон 8 (34384) 3-02-79
Конструкт непрерывной образовательной деятельности
с детьми 5-6 года жизни
Тема: «Большая семья»
Воспитатель: Ульянова Мария Павловна
ГО Краснотурьинск
2024 год
Технологическая карта занятия
Тема:"Большая семья"
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Форма НОД:Познавательное занятие
Форма организации: индивидуальная,подгрупповая
Учебно-методический комплект:
- ФЗ «Об образовании в РФ» ФОП ДО;
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Астахов П.А.: «Детям о праве», «Эксмо», 2022, 304 стр.;
- Евдокимова Е.С.: «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников, ТЦ «Сфера», 2019 г., 112 стр;
- Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013. - 72 с.
- Полынова В.К., Дмитриенко З.С., Подопригорова С.П. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Планирование работы. Беседы. Игры. 3-7 лет. ФОП. ФГОС. «Детство-Пресс», 2023;
- Ушакова О.С.: Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа. ФГОС ДО, Сфера, 2024 г., 288 стр.;
Средства:
- Игровые:Подвижная игра«Как у дяди у Абрама»
- Наглядные: Картинки «Семья», личные фото семей воспитанников, альбом для фотографий
- Оборудование и материалы:Д/И «Мои поступки», пальчиковый театр «Семья».
- Мультимедийные:Презентация «Большие семьи в прошлом»
- Литературные:Загадки, пословицы
Предварительная работа:Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок. Чтение художественной литературы по теме «Семья», рассматривание семейных фото, беседы по теме «Семья», разучивание пальчиковой гимнастики, подвижной игры.
Цель:ознакомление воспитанников спонятиями «большая семья» и «многодетная семья». | |||||
Задачи образовательной программы: | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: | ||||
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности педагогов | Действия деятельности детей | Планируемый результат | ||
Организационный момент | Добрый день уважаемые гости. Ребята становитесь в круг, руки опустите. Я, ты, он, она- Вместе дружная семья. Руку дай соседу справа. Руку дай соседу слева. Я, ты, он, она- Вместе дружная семья. А расскажите кто вас привел сегодня в детский сад? А что в это время делали остальные члены семьи? Итак, кто-то пошел в школу, кто-то на работу, а кто-то остался читать газету. Ребята проходите на стульчики. | Дети заходят в группу, приветствуют гостей. Становятся в круг, приветствуют друг друга. Дети вступают в диалог с воспитателем, проявляют заинтересованность Дети садятся | Дети замотивированы на совместную образовательную деятельность. Дети слушают друг друга, не перебивая. Демонстрируют компоненты памяти, внимания, мышления, связной речи. | ||
Основная часть Игровая ситуация Актуализация знаний Театрализованная деятельность Пальчиковый театр Динамическая пауза Пальчиковая гимнастика «Кто живет здесь?» Получение новых знаний Актуализация знаний детей Д/И «Разные поступки» Динамическая пауза Получение новых знаний Актуализация знаний | Давайте сейчас попробуем догадаться, на какую тему у нас пойдет речь. Послушайте, и помогите мне отгадать загадку: Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… (Семья) Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье[1]. - Как Вы думаете, что такое «семья»? Правильно, это близкие и любимые нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание. - Посмотрите, какой дом[2], а как Вы думаете кто может жить в этом доме? Правильно, в одном доме проживает семья. Сейчас мы с Вами разыграем сценку «Утро выходного дня в семье». Давайте я буду говорить слова за автора, а Вы будете актерами. Разбирайте кукол. И так, начинаем. Наступило утро. Заглянуло в окошечко солнце и тепло погладило по щечке Кирилла: «Кирюша, вставай, уже утро наступило». В комнату вошёл дедушка. И пошли они на кухню. Спасибо ребята, присаживайтесь. А в соседней комнате внучка Лена беседовала с бабушкой. И пошли они на кухню готовить оладушки. Спасибо девочки, присаживайтесь А в спальне мама с папой обсуждали сюрприз для семьи И мама с папой пошли рассказывать всем о своих планах. Как думаете дружно живут в этой семье? Как Вы догадались? Я тоже думаю, что это дружная семья. А ещё это большая семья. Как вы думаете почему семья большая? Правильно. Большая семья – это когда много членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дети. Могут быть дяди и тёти. Это «большая семья» Давайте порадуемся за них и дадим отдохнуть нашим пальчикам. Кто живет здесь? Мы, мы, мы Мама, мама, это ты? Да, да, да Папа, папа, это ты? Да, да, да Братец, братец, это ты? Да, да, да Ах, сестричка, это ты? Да, да, да Вместе мы? Да-да-да -Ребята пройдемте к столу, посмотрите, что лежит на столе.[3] - Тимоша, расскажи о своей семье? С кем ты живёшь? - Значитв твоей семье один ребенок и это ты, правильно? -Аня расскажи ты нам о своей семье. В твоей семье сколько детей? Лена, а ты расскажи нам про свою семью. Сколько детей, Лена в твоей семье? -Лена, расскажи пожалуйста ты о своей семье. С кем живешь ты? -В твоей семье сколько детей? -Лёня, расскажи про свою семью. Сколько детей в твоей семье? -Кирилл, а ты нам расскажи про свою семью.А в твоей семье сколькодетей? Ребята, семья в которой детей больше трех называется многодетной. Как вы думаете, почему они называются многодетными? У нас такие семьи у Кирилла, Лены и Лёни -А Вы знаете у меня семья тоже многодетная. Я мама, вот папа и наши трое детей Артем, Данил и Ксюша. А как Вы думаете, чем отличается большая семья от многодетной? А чем же эти семьи похожи? В нашей стране очень много многодетных семей и наше государство старается помогать таким семьям. А как вы думаете, почему таким семьям надо помогать? - Родителям многодетных семей очень трудно, нужно уделять каждому ребенку много времени. Каждого надо накормить, одеть, обуть, выслушать, похвалить и даже иногда поругать. Давайте с вами поиграем в игру «Разные поступки» Давайте подойдем к мольберту. - Перед Вами лежат карточки с разными поступками[4]. Каждый возьмите по карточке и называйте поступок, который на ней изображен. И мы с Вами подумаем огорчит или порадует этот поступок Ваших близких. Молодцы! Вы точно знаете, как сделать так, чтобы в семье был мир, любовь и дружба! А давайте сейчас подвигаемся и поиграем в игру«Как у дяди у Абрама»
-Ребята, а хотите узнать как раньше жили большие семьи?[5] 1. Ребята, а вы знаете, что раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек практически все семьи были большие. 2. И в этих семьях было не 2 и не 3 ребенка, а 7, 10 и даже 15. И эти семьи были многодетные. 3. Люди начинали с раннего возраста приучать детей к труду. Дети косили траву для домашних животных, пасли их, доили коз и коров, убирали двор, топили печь, пряли пряжу, сажали и собирали урожай. 4. Старшие ребята, смотрели за младшими. 5. Старались всеми силами облегчить жизнь родителям, которые работали на заводах и фабриках, готовили еду и т.д. 6. Вот такие были раньше большие, многодетныесемьи. А какие Вы знаете пословицы о семье?
| Дети слушают и отгадывают загадку Дети настраиваются на беседу Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы Дети разыгрывают сценки с помощью пальчикового театра. Работают в парах Дедушка говорит: -Доброе утро внучок, как тебе спалось? Внук Кирилл отвечает: - Мне спалось очень сладко и снились хорошие сны Дед: - Пойдём на кухню пить чай Внук Кирилл: - Пойдем Внучка Лена: - Бабушка давай приготовим оладушки Бабушка: -Давай, Лена. А с чем ты любишь их кушать? Внучка Лена: -Я люблю со сметаной Мама: - Дорогой, сегодня выходной день. Чем мы будем заниматься? Папа: - Давай всей семьей съездим в зоопарк Мама: - Отличная идея Ответы детей Дети встают и делают пальчиковую гимнастику, повторяют за воспитателем Дети подходят к столу, берут фотографию своей семьи По очереди отвечают на вопросы воспитателя, вступают с ним в диалог Рассказывают о своей семье с опорой на фотографии и наводящие вопросы воспитателя Дети с интересом узнают новую информацию Дети удивляются Ответы детей Ответы детей Ответы детей. Они строят предположения Дети подходят к мольберту, берут по 2 карточки. Распределяют поступки на плохие и хорошие Дети выбирают ведущего. Он встает в круг, а остальные дети идут по кругу. С последними словами водящий должен совершить особенное действие. Дети с интересом узнают новую информацию, рассматривают картины Дети вспоминают пословицы о семье | Дети имеют представление о семье, о ближайшем окружении. Дети демонстрируют чувство принадлежности к своей семье, видят себя как ее неотъемлемую часть. Дети проявляют самостоятельность, эмоции. Дети по парам разыгрывают роли Умение поставить себя на место другого члена семьи Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности Формируется умение снимать напряжение Дети разбираются в родственных связях Дети научились составлять рассказ с опорой на фотографию своей семьи Оформление страницы альбома воспитывает в каждом ребенке любовь и бережное отношение к каждому члену семьи Дети проявляют уважение и сочувствие к многодетным семьям. Дети умеют оценивать поступки с этической стороны, приобретают знания о помощи взрослым Дети умеют снять усталость, умеют распределять роли Дети с удовольствием и азартом играют в игру, придумывают фигуры Дети демонстрируют удивление, заинтересованность Дети знают о составе семьи, обязанностях Демонстрируют компоненты памяти, внимания, мышления, связной речи Формируется уважительное отношение к членам семьи | ||
Анализ-сравнение, обсуждение предметного материала | Давайте сравним семьи сейчас и в старину:
| Дети сравнивают информацию, полученную в ходе занятия | Дети знают о составе семьи, обязанностях детей в прошлом и настоящем | ||
Рефлексия: | Ребята, о чем мы сегодня говорили? А как называются семьи в которых много детей? А как называются семьи. Где живут несколько родственников под одной крышей? Что больше всего Вам запомнилось? Сегодня мы с вами познакомились с понятиями «многодетная семья» и «большая семья» - Большая семья – это большая радость! Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. | Ответы детей Дети делятся впечатлениями, полученными в ходе занятия | Дети запомнили новые понятия, разобрались в родственных связях | ||
Открытый конец: | Сегодня на занятии Вы каждый рассказали о своей семье и сделали замечательный альбом, и я хочу Вам предложить пополнить наш альбом генеалогическим древом. Это дерево объединит и вашу семью и семьи ваших бабушек и прабабушек. Эти мы займемся на следующем занятии | Дети испытывают гордость за сделанный альбом и заинтересованыпредстоящим занятием | Дети заинтересованы | ||
Приложение 1
Рисунок «Семья»
Приложение 2
Ширма «Дом» и пальчиковый театр «Семья»
Приложение 3
«Семейный альбом»
Приложение 4
Дидактическая игра «Мои поступки»
Дидактическая игра «Мои поступки» – занятие для дошкольников старшего возраста. В игровой форме воспитатель прививает воспитанникам нравственные нормы. Дети учатся отличать хорошиепоступки от плохих.
Цель: формирование понимания, какие поступки являютсяхорошими, а какие неправильными, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, как определятьправильность поступков других людей.
Задачи:
- обучение умению различать хорошие и плохие действия;
- воспитание негативного отношения к человеческим порокам – жадности, злости, грубости и прочим;
- развитие коммуникабельности, способности к работе в коллективе;
- формирование доброго и заботливого отношения к людям;
- получение опыта доброжелательного, уважительного и вежливого общения с родственниками, сверстниками илюдьми старшего возраста;
- развитие главных эмоциональных элементов общения – дружелюбия, отзывчивости, сострадания, гуманности;
- формирование самостоятельности, ответственности за действия и решения;
- формирование положительного отношения к труду.
1 вариант игры
Для занятия воспитатель должен подготовить иллюстрированные карточки: половина из них изображает
положительные поступки, вторая половина – отрицательные.
Дидактическая игра «Мои поступки» может быть коллективной, парной ииндивидуальной. Воспитанники рассматривают карточки, воспитатель предлагает разделить изображенныепоступки на хорошие и плохие, приклеить к веселому или грустному человеку. Дети разделяют картинки надве группы, приклеивают каждую карточку, объясняют, почему приклеили к этому лучику.
Задание можно усложнить: пусть дети найдут к каждой иллюстрации, изображающей неправильное поведение,картинку с аналогичной ситуацией, где персонаж поступает правильно.
2 вариант игры
Для занятия необходимо подготовить зеленые и красныекружки (по одному для каждого ребенка). Зеленый кружок обозначает «хорошо», красный – «плохо».
Воспитатель зачитывает ситуацию, а дети поднимают один из двух кружков в зависимости от того, какимсчитают поступок – плохим или хорошим. Например: «Ребенок рисует на обоях – это хорошо или плохо?» Детиподнимают красный кружок.
[1] См приложение 1Рисунок «Семья»
[2] См. приложение 2Ширма «Дом» и пальчиковый театр «Семья»
[3] См приложение 3«Семейный альбом»
[4] См приложение 4Дидактическая игра «Разные поступки»
[5] См приложение 5 Презентация «Большая семья в прошлом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт НОД "Художественное творчество". Тема: "Моя семья"
Конструкт НОД "Художественное творчество". Тема: "Моя семья"...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Конструкт занятия по рисованию по теме: «Моя рука - моя семья» для детей средней группы
Возрастная группа: средняяФорма совместной деятельности: индивидуальная, групповаяФорма организации: групповаяСредства: литературный ряд: загадкаНаглядный ряд: пед. образецОборудование рабочего места ...

Конструкт НОД "Наша дружная семья!" для детей младшей группы
Конструкт НОД "Наша дружная семья!" для детей младшей группы...

Конструкт НОД "Мой дом, моя семья" для подготовительной к школе группы
Конструкт непрерывной образовательной деятельности "Мой дом, моя семья" для обучающихся подготовительной к школе группы....

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни «Семья, вчера, сегодня, завтра»,
Освоение временных отношений от прошлого к настоящему на примере истории развития семейных отношений...

Конструкт к занятию по конструированию "Дом для моей дружной семьи"
Конспект открытого занятия по конструированию во второй младшей группе на тему: « Строим дом для моей дружной семьи»...




