Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПИКТОМИР»
рабочая программа (старшая группа)

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВОЛЬДЕМАРОВНА

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

· развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;

· формированию способов действий: обобщения, классификации; · проявлению творческой инициативы, интуиции.

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая      программа   «ПиктоМир:  основы алгоритмизации и программирования» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_piktomir.docx218.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 16 ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ»

 

         ПРИНЯТО на заседании                                                                            УТВЕРЖДАЮ

        педагогического совета                                                             Заведующий МБДОУ

         от 30. 08.2024г                                                                           Детский сад № 16 г. Красноармейска

           протокол № 1                                                                           Саратовская область

                                                                                          ____________ Талагаева Л. С.

                                                                                                              Приказ  № 85-ОД  от  30.08.2024г

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

                                          «ПИКТОМИР»

                                                                                                                   Направленность: техническая

                                                                                                       Возраст обучающихся :  5-7 лет

                                                                                                 Срок реализации: 24 месяца

                                                                                                                 Общее количество учебных часов: 96

                                                                                         Авторы- составители программы:

                                                                                       Васильева Елена Вольдемаровна

                                                                                                         Воспитатель дополнительного образования

                                                                               Савельева Инга Викторовна

                                                     Воспитатель

    г. Красноармейск  

          2024г

                 

                                        1.  Пояснительная записка

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;

формированию способов действий: обобщения, классификации; проявлению творческой инициативы, интуиции.

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая      программа   «ПиктоМир:  основы алгоритмизации и программирования» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием.

  1.  Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2.   Санитарных правил 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09ю2020г №28)
  3. Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51
  4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 27.07.2022г № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5.  Устав МБДОУ «Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовская область» утверждён приказом Управления образования администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области от 11.10.2021г  №276

           1.1 Направленность программы: техническая. Программа ориентирована на формирование        и        развитие        у        воспитанников        универсальных        навыков алгоритмического     и     логического        мышления        в     процессе        изучения основ пиктограммного  программирования.

1.2 Актуальность программы, прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление        дополнительных        образовательных        услуг,        направленных        на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям      Федеральных        государственных        образовательных        стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

1.3 Новизна        программы        заключается        в        исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях,  что        способствует        развитию     информационной        культуры        и взаимодействию с миром технического творчества. Программа позволяет решать задачи        развития     у     детей     научно-исследовательских,        проектных,        технико-логических и гуманитарных компетенций. В ходе освоения программы дети получают навыки исследовательской и проектной деятельности и смогут реализовать воплощение авторского замысла и автоматизированные модели и проекты. Научно-техническая направленность обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

1.4 Отличительные особенности программы от уже существующих в области обучения        (преподавания)        алгоритмике        и        начальному        программированию заключаются в том, что:

        методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий (квестов)

  • техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие      

с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков,  мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).

Для реализации программы используется метод дифференцированного обучения, основанный на принципах преемственности. Освоение программы происходит в основном в процессе практической творческой деятельности.

           1.5    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир. Программа знакомит дошкольников с инновационными технологиями в области алгоритмики и программирования, помогает ребенку адаптироваться в образовательной и

социальной среде.

       Данная программа предлагает использование образовательных конструкторов Lego, робототехнических образовательных наборов «ПиктоМир»

аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и компьютерному управлению. Формирование основ алгоритмики и программирования — это настоящее обучение с увлечением, которое дает очень большой весомый эффект. В ходе работы формируются следующие качества: теоретическое, критическое, творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления.

1.6 Цели и задачи Программы

Цель        программы        -        развитие        навыков        алгоритмического        мышления        и программирования посредством применения робототехнических образовательных наборов «ПиктоМир», аппаратно-программного обеспечения у дошкольников 5-7 лет.

Для        успешной        реализации        поставленной        цели        необходимо        решить        ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

Задачи программы: образовательные

познакомить        с        элементарными        информационно-компьютерными технологиями и со средой программирования;

познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями; развить навыки пиктограммного программирования;

упражнять        в        практическом        применении        понятий        «алгоритм», «программирование»;

развивать умение читать элементарные схемы, собирать модели по предложенным схемам и инструкциям;

развивающие

развивать навыки начального программирования

закреплять навыки пространственной ориентировки;

содействовать развитию логического и образного мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности;

воспитательные

воспитать        у        детей        интерес        к        процессу        познания,        мотивацию        к профессиональному определению и желание преодолевать трудности;

воспитать        в        детях        уверенность        в        себе,        своих        силах,        умение взаимодействовать друг с другом;

формировать информационную культуру

   

 1.9. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет

Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей 5 – 7      

лет в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в  

целом и родителей в получении качественных образовательных услуг.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.

Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

постановка технической задачи

сбор и изучение нужной информации поиск конкретного решения задачи

материальное осуществление творческого замысла

В 5-7 лет техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, моделированию действий.

     Детское творчество и личность ребёнка

Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

       Механизм творческого воображения

Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие        ребёнка        окружающего        мира.        В        процессе        обработки        ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых.

Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации,        самореализация,        социальная        оценка        его        деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.

            Этапы детского творчества

 В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

   ∙ Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Ребенок старшего дошкольного возраста имеет опыт творческой деятельности, он учится воплощать изначальную задумку в реальность. (Создание исполнителя в программе «Пиктомир»)

   ∙ Реализация        замысла.        Используя        воображение,        опыт        и        различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами     творчества     (Написание     программы     действий     для        своего исполнителя в программе «Пиктомир»).

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников (Презентация своего проекта).

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

1.10        Срок реализации Программы

Срок реализации программы – 24 месяца.

1.11. Формы  и режимы занятий

При  реализации программы используются теоретические и практические виды занятий. Основные формы проведения занятий: групповые, с использованием обучающих развивающих игр на занятиях.

Форма обучения : очная.

Режим  занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю  во вторую половину дня   с сентября по сентябрь . Продолжительность занятия составляет 25 -30 минут. Количество академических часов по программе 48, в том числе предусмотрено 10 часов теоретических занятий и 38 часов практических занятий,в том числе и в календарное время. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от  возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учётом действующего СанПиН. Программа реализуется на платной основе.

Наполняемость групп: не менее 12 человек.

1.12.        Ожидаемые результаты освоения Программы

В результате обучения по программе:

ребенок овладевает основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности;

ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

ребенок обладает установкой положительного отношения к компьютеру, алгоритмике, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной игровой и моделирующей деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, запускает программы на компьютере для роботов - исполнителей;

ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком        с        основными        составными        частями        компьютера;        основными понятиями, командами применяемые в начальной алгоритмике, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе компьютером и условными моделями – исполнителями;

ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, предметами, необходимыми при организации игр с моделями – исполнителями, игр-театрализаций с детьми;

ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический        язык        программирования,        создает        действующие        модели исполнителей; демонстрирует технические возможности исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создает алгоритмы действий на компьютере для исполнителей с помощью педагога и запускает их самостоятельно;

ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создаёт алгоритм действий по заданному направлению; умеет корректировать алгоритмы действий исполнителей.

1.14. Формы проведения итогов реализации программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение:

- знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),

   - умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).                                              

Методами оценки результатов реализации программы являются:

− промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;              

− итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - август.

Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).

Мониторинг образовательных результатов.

Основные образовательные задачи

      Критерий

Показатель

Форма контроля

Познакомить с основными алгоритмическими понятиями и определениями

Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений

Знание основных алгоритмических понятий и определений

тестирование

Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики.

наблюдение

Развить навыки пиктограммного программирования

Уровень развития навыков пиктограммного программирования

Самостоятельность и активность в работе.

наблюдение

умение строить линейные и цикличные алгоритмы

тестирование

Сформировать навыки пространственной ориентировки

Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки

безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов

тестирование

       По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий

Оценка осуществляется по 3-бальной системе:

3 балла – высокий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно выполняет практические задания);

2 балла – средний уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность, познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала, выполненные практические задания требуют небольшой доработки);

1 балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное знание теоретического материала, выполненные практические задания не соответствуют требованиям).

2. Содержательный раздел

2.1.        Содержание программы.

Содержание        программы        обеспечивает        развитие        личности,        мотивации        и способностей        детей,        охватывая        следующие        направления        развития (образовательные области в соответствии с ФГОС ДО)

Познавательное развитие:

Формирование представлений, благодаря которым складывается целостный образ компьютера, как инструмента деятельности человека, включающий и внешние его особенности, и принципы работы компьютера как программируемой машины, и правил его безопасного использования.

Самостоятельность во взаимодействии с компьютером, которая проявляется не только в «самостоятельном нажимании на кнопочки», но в постановке целей и принятии решений, выборе наиболее правильного способа действия, наиболее удачной команды, в самостоятельном достижении результата. Формирование необходимого объема знаний об объекте, положительного эмоционального отношения к нему, активной деятельности с этим объектом.

Формирование        алгоритмического,        логического        мышления, самостоятельности, проявляющейся в активном и инициативном поиске решения заданий, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании        разных     вариантов        осуществления        решения.     Использование компьютерных упражнений, дидактических игр, игр-театрализаций на без компьютерном этапе.

Овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы,        модели.        Ознакомление        с        понятием        исполнителя,        как        робота, выполняющего команды. Формирование умения "собирать " из пиктограмм на экране      компьютера      несложную      программу,      управляющую        виртуальным исполнителем-роботом, следовать точной последовательности составления и воспроизведения команд (алгоритму), тщательного соблюдения правил, что проявляется в стремлении правильно выбрать команду, знакомство с простейшими алгоритмами, овладение способами исправления ошибок. Использование чисел при решении     заданий,        упражнений,     составления        простейших        алгоритмов        для исполнителя. Привитие устойчивых умений счета, знания цифр, умения ориентироваться на плоскости.

Социально – коммуникативное развитие:

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение игр-театрализаций. Участие в групповой работе в качестве «командира», который дает команды для решения задачи. Становление

самостоятельности:        распределять        обязанности        в        своей        группе,проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, принятию решений, видеть реальный результат своей работы. Восприятие себя, как активного участника работы. Знакомство с новым, неизвестным, но привлекательным объектом, связанным в представлении ребенка с взрослым миром, доставляет положительные эмоции, радость от новых впечатлений, способствует росту самоуважения, осознанию себя в новом качестве – «первооткрывателя»

Речевое развитие:

Общение        в        устной        форме        с        использованием        общепринятых        терминов (наименование частей компьютера, названия управляющих клавишей, обозначения команд и т.д.). Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и        её        оформление     визуальными     и        звуковыми     эффектами        при     помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

                         

                      2.2. Учебно-тематический план.

       

                            Модуль I

№ п/п

Тема занятий

      Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

2

2

4

2.

Команды

4

4

8

3.

Линейные программы

4

6

10

4.

Циклы

4

6

10

5.

Повторители

3

7

10

6.

Аттестация

2

4

6

Итого

19

29 ч.

48 ч.

Основное содержание образовательной программы.

1.Введение (4 часа)

Теория.

Презентация программы: легенда, сюжетная линия занятий, главные герои сюжетной линии. Понятие «робот», виды роботов, их назначение. Знакомство с учебной программной средой ПиктоМир.

2. Команды (8 часов)

Теория. Понятия «команда», «программа», «командная строка».

Практика. Упражнения на построение алгоритмов с использованием дидактического материала.

3. Линейные программы (10часов)

Теория. Понятие «линейная программа». Особенности и варианты записи линейной программы. Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного лото.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

4Циклы (10 часов)

Теория. Понятие «цикл». Особенности и варианты записи цикла. Построение программы, содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием пиктограммного лото.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

5. Повторители (10 часов)

Теория. Понятие «Повторитель». Особенности и варианты записи повторителя (цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с использованием пиктограммного лото.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

6. Аттестация (6 часа).

Промежуточная аттестация (после освоения раздела 2).

Итоговая аттестация (в конце изучаемого курса).

Модуль  II

1

2

3


Название модуля

Знакомство с компьютером; правила безопасности; введение в ПО (базовый уровень)

Знакомство с программной средой «ПиктоМир» (начальный уровень)

Выполнение заданий; творческое программирование


Количество часов

8

10

30

ВСЕГО:        48часов

  1. Знакомство с компьютером; правила безопасности (базовый уровень) (8 часов)

Основной предметной областью является        познания в области естественно – научных представлений        о компьютерах, их происхождении, предназначении, правилах безопасной работы на них. Дети знакомятся с краткой историей появления компьютеров, знаменитыми людьми в этой области, различными видами деятельности на компьютере: алгоритмика,        программирование, вторичное моделирование, подготовка видео обзора.

2. Введение в ПО. Знакомство с программной средой «Пиктомир» (начальный уровень)(10часов)

Основной предметной областью является естественно - научные представления. На занятиях дети знакомятся со средой программы «Пиктомир» алгоритмом, исполнителем,        программистом,        командами        и        их        последовательностью, подпрограммами. Занятия посвящены изучению принципа действия алгоритма, исполнителя, а также знакомству с основными видами команд и движений.

3. Выполнение заданий; творческое программирование (30 часов)

Основной предметной областью являются естественно – научные представления о приемах творческого        программирования. Этот модуль используется        как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами        программирования. Данный        модуль        совершенствует        умения        детей      в      самостоятельном экспериментировании в алгоритмике и программировании.

  1. Комплекс организационно – педагогических условий
  1.  Календарный учебный график

  Дата начала и окончания учебного года: 01.09.2024 г. – 31.08.2026 г.

Количество учебных недель, учебных дней: 36 учебных недель, 36 учебных дня.

12 каникулярных недель, 12 каникулярных часов
         

         3.2.   Условия реализации программы.

Реализация данной программы возможна при наличии:
посадочных мест, должного освещения в помещении, набора необходимых материалов на каждого ребенка.

3.3 Кадровое обеспечение. Педагоги, имеющие высшее педагогическое  образование,1КК,КПК «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»

           3.4.  Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в групповом помещении и методическом кабинете, которые отвечают требованиям СанПиН и имеют:

- качественное освещение

- столы, стулья по количеству воспитанников и 1 рабочим местом для педагога - специальные шкафы под компьютеры и оргтехнику

- ноутбуки / ПК

- детские планшеты

- доступ к сети Интернет

- программное обеспечение и робототехнические наборы «ПиктоМир».

В реализации программы занят один педагог, имеющий специальное образование по технической направленности.

Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научно-популярной литературы, интернет-источников,        видео-        и        фотоматериалов        по        темам        Программы, программное обеспечение «ПиктоМир».

3.5.        Методическое обеспечение реализации Программы

Программное обеспечение программы: свободно распространяемая учебная без текстовая программная среда ПиктоМир (НИИСИ РАН).

Дидактическое обеспечение программы:

пиктограммное лото, разработанное по методическим рекомендациям для проведения занятий «Алгоритмика»;

рабочая        тетрадь        «Азбука        алгоритмики»,        включающая        задания        на алгоритмику, интеллектику и логику, объединенные единой сюжетной линией: программирование роботов;

аудиовизуальные материалы: мультфильмы про роботов; картотека гимнастики для глаз.

  1. Критерии качества освоения ребенком дополнительной образовательной программы.

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: наблюдение; участие в игре; групповая работа; выставка работ; самостоятельная деятельность; участие в коллективной деятельности; использование метода диагностики, тестирования; участие в продуктивной деятельности; рефлексия.

Способы проверки освоения дополнительной образовательной программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике.

Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений.

Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков.

Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога, сверстников.

4. Список литературы

1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7.        –        Тоже        [Электронный        ресурс].–        Режим        доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368

2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf

3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html

4.        Рогожкина,        И.Б.        Пиктомир:        дошкольное        программирование        как опыт продуктивной     интеллектуальной        деятельности     [Текст]        /        Режим     доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы

5. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/

6. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы 7.        Мультфильм        «Берн-И»/«Burn-E»        («Disney        Pixar»,        2014).–        URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg

8.        Мультфильм        «Валл-И»/«Wall-E»        («Disney        Pixar»,        2008).        –        URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k

9. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s

10. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw

11.        Мультфильм        «Кусачки»        /        «Wire        Cutters»        («Dust»,        2016).        –        URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc

12. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI

13. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30

Приложение

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

        Ф.И. п/п      ребенка


Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений

Знание           Осознанность основных         применения в

алгоритмичес        своей речи ких понятий           понятий,

и        определений определений         из области

алгоритмики.


Уровень развития навыков пиктограммного программирования

Самостояте          Умение льность и           строить

активность       линейные и в работе.         цикличные

алгоритмы


Уровень сформированн ости навыков пространствен ной ориентировки

Безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов


Степень сформиро ванности, примечан ия (перспект ивы развития, индивиду ализация образоват ельного процесса

3 балла – высокий уровень 2 балла – средний уровень 1 балл – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по теме "Внедрение программы "Пиктомир" в работу детского сада"

Пиктомир помогает детям понять логику програмирования и постепенно готовит его кпониманию более сложных вещей. Готовит детей к школе....

Знакомим родителей с Программой ПиктоМир

Знакомим родителей с Программой ПиктоМир...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Основы алгоритмики. Пиктомир"

Свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками....

дополнительное образование кружок "Пиктомир"

дополнительное образование кружок "Пиктомир"...